Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИЛАРЕ́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 333-334

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей П. Хондзинский
Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии Филарет (Дроздов). Портрет работы неизвестного художника 19 в. Фрагмент. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии.

ФИЛАРЕ́Т (Дроз­дов Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич) [26.12.1782(6.1.1783), Ко­лом­на – 19.11(1.12).1867, Мо­ск­ва], ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский и Ко­ло­мен­ский, бо­го­слов, свя­ти­тель, чл. Рос. ака­де­мии (1818), ор­ди­нар­ный акад. Пе­терб. АН (1841). Про­ис­хо­дил из ду­хов­но­го со­сло­вия. Учил­ся в Ко­ло­мен­ской, за­тем в Тро­иц­кой ду­хов­ных се­ми­на­ри­ях. В 1808 по­стри­жен в мо­на­ше­ст­во с име­нем Фи­ла­рет, ие­ро­диа­кон (1808), ие­ро­мо­нах (1809), ар­хи­ман­д­рит (1811), еп. Ре­вель­ский (1817), ар­хи­еп. Твер­ской (1819), ар­хи­еп. Яро­слав­ский (1820), ар­хи­еп. (1821) и митр. (1826) Мо­с­ков­ский и Ко­ло­мен­ский, д-р бо­го­сло­вия (1814), рек­тор С.-Пе­терб. ду­хов­ной ака­де­мии (1812–19), по­сто­ян­ный чл. Свя­тей­ше­го Си­но­да (с 1819), чл. Имп. че­ло­ве­ко­лю­би­во­го об-ва (1816), член (1814) и ви­це-пре­зи­дент (1816) Рос. биб­лей­ско­го об-ва, чл. ОИДР (1823) и пр.

Вре­мя ак­тив­но­го уча­стия Ф. в цер­ков­но-об­ществ. жиз­ни Рос­сии по­лу­чи­ло назв. «фи­ла­ре­тов­ской эпо­хи»: его мне­ние час­то ока­зы­ва­лось ре­шаю­щим в во­про­сах внут­ри­цер­ков­ной жиз­ни, по­ло­же­ния Церк­ви в об­ще­ст­ве, цер­ков­но-гос. от­но­ше­ний. Он был не­по­сред­ст­вен­ным уча­ст­ни­ком мн. важ­ных со­бы­тий, напр. вос­со­еди­не­ния униа­тов Бе­ло­рус­сии и Ук­раи­ны с Рус. цер­ко­вью (1839), на­пи­сал ма­ни­фе­сты о пе­ре­хо­де прав на рос. пре­стол от вел. кн. Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча к вел. кн. Ни­ко­лаю Пав­ло­ви­чу (1823) и об от­ме­не кре­по­ст­но­го пра­ва в Рос­сии (1861). По его ини­циа­ти­ве в 1858 имп. Алек­сандр II при­нял ре­ше­ние о во­зоб­нов­ле­нии пе­ре­во­да Свя­щен­но­го Пи­са­ния на рус. яз. Ф. поль­зо­вал­ся без­ус­лов­ным ав­то­ри­те­том сре­ди рус. ар­хие­ре­ев, при жиз­ни по­чи­тал­ся как пра­вед­ник. Об­щал­ся с вид­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми рус. куль­ту­ры, из­вест­на его пе­ре­пис­ка в сти­хах с А. С. Пуш­ки­ным.

Не­ма­ло сде­лал для по­вы­ше­ния об­ра­зо­ва­тель­но­го и нрав­ст­вен­но­го уров­ня ду­хо­вен­ст­ва, улуч­ше­ния пре­по­да­ва­ния в мо­с­ков­ских ду­хов­ных шко­лах. Ос­но­вал де­сят­ки хра­мов и неск. мо­на­сты­рей в епар­хии. Под­дер­жи­вал из­да­тель­скую дея­тель­ность Оп­ти­ной пус­ты­ни, ини­ции­ро­вал мно­го­том­ное из­да­ние «Тво­ре­ний свя­тых от­цов в рус­ском пе­ре­во­де». Об­шир­ное бо­го­слов­ское на­сле­дие Ф. – вер­ши­на рус. бо­го­слов­ской тра­ди­ции. Он су­мел пе­ре­ос­мыс­лить и объ­е­ди­нить раз­но­на­прав­лен­ные тен­ден­ции бо­го­слов­ской мыс­ли сво­ей эпо­хи, дав им стро­го пра­во­слав­ное на­прав­ле­ние и свя­зав со свя­то­оте­че­ской тра­ди­ци­ей. В ос­но­ве его бо­го­сло­вия ле­жит уче­ние о мис­тич. си­ле сло­ва как су­ще­ст­вен­ной чер­те об­раза Бо­жия в че­ло­ве­ке, что близ­ко уче­нию о Фа­вор­ском све­те свт. Гри­го­рия Па­ла­мы. От­сю­да вы­те­ка­ет осо­бое зна­че­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния как Бо­же­ст­вен­но­го «гла­го­ла си­лы» в фор­мах че­ло­ве­че­ско­го язы­ка. К бо­го­слов­ским дос­ти­же­ни­ям Ф. от­но­сит­ся пра­во­слав­ное про­чте­ние триа­до­ло­ги­че­ской фор­му­лы блж. Ав­гу­сти­на, уче­ния о сла­ве Бо­жи­ей, о кре­ст­ной люб­ви, о хра­ме как мис­тич. сре­до­то­чии Церк­ви на зем­ле, о гра­ни­цах Церк­ви, о Свя­щен­ной ис­то­рии. На­пи­сал «Про­стран­ный хри­сти­ан­ский ка­те­хи­зис пра­во­слав­ной ка­фо­ли­че­ской вос­точ­ной гре­ко-рос­сий­ской Церк­ви» (1823).

На­гра­ж­дён мн. выс­ши­ми ор­де­на­ми Рос. им­пе­рии.

В 1994 ка­но­ни­зи­ро­ван РПЦ, день па­мя­ти – 19 но­яб­ря (2 де­каб­ря). В 2004 мо­щи Ф. пе­ре­не­се­ны из Трои­це-Сер­гиевой лав­ры в храм Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве.

Соч.: Избр. тру­ды, пись­ма, вос­по­ми­на­ния. М., 2003; Пись­ма к на­ме­ст­ни­ку Свя­то-Тро­иц­ко-Сер­гие­вой лав­ры ар­хим. Ан­то­нию (1831–1867). М., 2007. Т. 1–3; Сло­ва и ре­чи. Сер­ги­ев По­сад, 2009. Т. 1–4; Пе­ре­пис­ка с со­вре­мен­ни­ца­ми. Сер­ги­ев По­сад, 2013.

Лит.: Фло­ров­ский Г., прот. Фи­ла­рет, митр. Мо­с­ков­ский // Путь. Па­риж, 1928. № 12; Ni­chols R. Metropolitan Filaret of Moscow and the awakenting of Orthodoxy. Wash., 1972; Свт. Фи­ла­рет, митр. Мо­с­ков­ский и Ко­ло­менский: Служ­ба, жи­тие. М., 2004; Хонд­зин­ский П., прот. Свт. Фи­ла­рет Мо­с­ков­ский: Бо­го­слов­ский син­тез эпо­хи. М., 2012; Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель опуб­ли­ко­ван­ных тру­дов свт. Фи­ла­ре­та, митр. Мо­с­ков­ско­го и Ко­ло­мен­ско­го, и ли­те­ра­ту­ры о нем. М., 2005.

Вернуться к началу