ФИЛАРЕ́Т
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФИЛАРЕ́Т (Дроздов Василий Михайлович) [26.12.1782(6.1.1783), Коломна – 19.11(1.12).1867, Москва], митрополит Московский и Коломенский, богослов, святитель, чл. Рос. академии (1818), ординарный акад. Петерб. АН (1841). Происходил из духовного сословия. Учился в Коломенской, затем в Троицкой духовных семинариях. В 1808 пострижен в монашество с именем Филарет, иеродиакон (1808), иеромонах (1809), архимандрит (1811), еп. Ревельский (1817), архиеп. Тверской (1819), архиеп. Ярославский (1820), архиеп. (1821) и митр. (1826) Московский и Коломенский, д-р богословия (1814), ректор С.-Петерб. духовной академии (1812–19), постоянный чл. Святейшего Синода (с 1819), чл. Имп. человеколюбивого об-ва (1816), член (1814) и вице-президент (1816) Рос. библейского об-ва, чл. ОИДР (1823) и пр.
Время активного участия Ф. в церковно-обществ. жизни России получило назв. «филаретовской эпохи»: его мнение часто оказывалось решающим в вопросах внутрицерковной жизни, положения Церкви в обществе, церковно-гос. отношений. Он был непосредственным участником мн. важных событий, напр. воссоединения униатов Белоруссии и Украины с Рус. церковью (1839), написал манифесты о переходе прав на рос. престол от вел. кн. Константина Павловича к вел. кн. Николаю Павловичу (1823) и об отмене крепостного права в России (1861). По его инициативе в 1858 имп. Александр II принял решение о возобновлении перевода Священного Писания на рус. яз. Ф. пользовался безусловным авторитетом среди рус. архиереев, при жизни почитался как праведник. Общался с видными представителями рус. культуры, известна его переписка в стихах с А. С. Пушкиным.
Немало сделал для повышения образовательного и нравственного уровня духовенства, улучшения преподавания в московских духовных школах. Основал десятки храмов и неск. монастырей в епархии. Поддерживал издательскую деятельность Оптиной пустыни, инициировал многотомное издание «Творений святых отцов в русском переводе». Обширное богословское наследие Ф. – вершина рус. богословской традиции. Он сумел переосмыслить и объединить разнонаправленные тенденции богословской мысли своей эпохи, дав им строго православное направление и связав со святоотеческой традицией. В основе его богословия лежит учение о мистич. силе слова как существенной черте образа Божия в человеке, что близко учению о Фаворском свете свт. Григория Паламы. Отсюда вытекает особое значение Священного Писания как Божественного «глагола силы» в формах человеческого языка. К богословским достижениям Ф. относится православное прочтение триадологической формулы блж. Августина, учения о славе Божией, о крестной любви, о храме как мистич. средоточии Церкви на земле, о границах Церкви, о Священной истории. Написал «Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной греко-российской Церкви» (1823).
Награждён мн. высшими орденами Рос. империи.
В 1994 канонизирован РПЦ, день памяти – 19 ноября (2 декабря). В 2004 мощи Ф. перенесены из Троице-Сергиевой лавры в храм Христа Спасителя в Москве.