О́ПТИНА ПУ́СТЫНЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ПТИНА ПУ́СТЫНЬ, православный ставропигиальный (с 1987) мужской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь, расположенный примерно в 3 км от г. Козельск (Калужская обл.), вблизи р. Жиздра.
Название, по преданию, восходит к легендарному раскаявшемуся разбойнику Опте, якобы основавшему О. п. Более вероятна связь названия с периодом совместного («оптом») проживания в обители монахов и монахинь. Возможно, основание О. п. относится к 15 в. Впервые она упоминается в писцовых книгах Козельского у. за 1629–31 (в тексте имеется указание на существование О. п. в кон. 16 в.). В Смутное время О. п., вероятнее всего, была разорена, но вскоре восстановлена. Вкладчиками монастыря были царевна Софья Алексеевна, царь Иван V Алексеевич, его жена – царица Прасковья Фёдоровна, царь (с 1721 имп.) Пётр I и др. В 1724 О. п. упразднена и приписана к белёвскому Спасо-Преображенскому мон., но уже в 1726 по прошению благотворителей восстановлена. В 1764 определена заштатным монастырём, братство состояло из нескольких монахов. Постепенное возрождение О. п. началось с кон. 18 в., чему способствовала деятельность митр. Московского Платона (Левшина). В 1821 под покровительством еп. Калужского (впоследствии митр. Киевского) Филарета (Амфитеатрова) близ О. п. для уединённой монашеской жизни основан Иоанно-Предтеченский скит, в котором стали подвизаться приглашённые в обитель еп. Филаретом подвижники братья Моисей (Путилов) и Антоний (Путилов) и ещё неск. монахов. В 1824 в О. п. принят строгий общежительный устав на основе устава Коневского Рождество-Богородичного монастыря.
В период настоятельства схиархимандритов Моисея (Путилова) (1826–62, фактически с 1825) и Исаакия (Антимонова) (1862–94) О. п. приобрела широкую известность благодаря старчеству. Традиция оптинского старчества восходит к ученикам прп. Паисия Величковского и берёт начало с поселения в 1829 в О. п. иеросхимонаха Льва (Наголкина). Старцы жили в Иоанно-Предтеченском скиту. Здесь удалось обеспечить преемственность и непрерывность старчества: после смерти старца старшая братия выбирала его преемника, иногда служение совершали неск. старцев одновременно. Наиболее почитаемыми оптинскими старцами были иеросхимонахи Лев (Наголкин), Макарий (Иванов), Амвросий (Гренков; см. Амвросий Оптинский), Иларион (Пономарёв), Анатолий (Зерцалов), Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонахи Анатолий (Потапов), Нектарий (Тихонов) и иеромонах Никон (Беляев). Старцы принимали и окормляли не только братию, но и всех желающих паломников, вели с ними переписку.
Среди многочисл. посетителей старцев – архиереи [митр. Иоанникий (Руднев), еп. Никон (Рождественский), свт. Макарий (Невский), мн. калужские епископы и др.], члены имп. фамилии (вел. кн. Константин Константинович с детьми, вел. кн. прмц. Елизавета Фёдоровна), учёные, философы, писатели, поэты (Н. В. Гоголь, братья И. В. Киреевский и П. В. Киреевский, К. С. Аксаков и И. С. Аксаков, С. П. Шевырёв, М. А. Максимович, А. Н. Муравьёв, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьёв, Л. Н. Толстой, С. А. Нилус, С. Н. Дурылин и др.).
С 1840-х гг. по инициативе старца Макария (Иванова) наиболее образованные монахи О. п., в т. ч. Леонид (Кавелин) и Ювеналий (Половцев), вели просветительскую деятельность. Благодаря организаторским усилиям отца Макария (Иванова), И. В. Киреевского и др., покровительству ряда иерархов, прежде всего митр. Московского свт. Филарета (Дроздова), О. п. получила возможность вести издательскую деятельность: были опубликованы переводы творений преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея Газского, преподобных Марка Подвижника, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Максима Исповедника, Исаака Сирина, Иоанна Дамаскина, творения прп. Нила Сорского и др., жизнеописания и переписка оптинских старцев. В библиотеках О. п. и скита хранились ценные рукописи, самая древняя из них – слав. рукопись «Словес постнических» прп. Исаака Сирина, переписанная в 1389 в Великой Лавре на Афоне. В Иоанно-Предтеченском скиту велась летопись, охватывавшая время с 1820 по 1918 (за исключением 1861–1864 и 1883–99), в которой фиксировались состав и перемещения братии, постриги, посвящения в сан, кончина монашествующих, приезд известных людей, крупные пожертвования, монастырское строительство, выход в свет подготовленных монахами книг, а также особо важные события в церковной и политич. жизни России, чудесные события и др.
В 19 – нач. 20 вв. число насельников О. п. быстро росло, к 1915 в ней жили 355 монашествующих. Мн. насельники О. п. назначались на высокие должности в др. монастырях и духовных миссиях, архиереями стали Игнатий (Брянчанинов), Ювеналий (Половцев), Трифон (Туркестанов), Михей (Алексеев). Со 2-й четв. 19 в. укрепилось материальное положение О. п., велось масштабное строительство, было открыто неск. заводов и мастерских, устроен водопровод, выведена оптинская порода коров. Братия активно занималась благотворительностью: при О. п. открыта школа, учреждены инвалидный дом, детский приют, богадельня. Во время рус.-тур. войны 1877–78, рус.-япон. войны 1904–05 и 1-й мировой войны в монастырскую больницу принимались раненые, монастырь выделял места для беженцев, делал пожертвования на нужды армии.
В 1918 О. п. была официально закрыта, монашеская община продолжала существование как с.-х. артель. С ликвидацией в 1923 артели оставшихся монашествующих выселили, многие из них впоследствии были отправлены в ссылку или расстреляны. В 1919–28 на территории О. п. и скита действовал музей «Оптина пустынь». После закрытия музея оптинский архив попал в Гос. б-ку СССР им. В. И. Ленина (ныне составляет фонды 213 и 214 Отдела рукописей РГБ). В разные годы на территории О. п. располагались дом отдыха (с 1931), лагерь НКВД (1939–41), эвакуац. госпиталь (1941–43), детский дом (с 1949), проф.-технич. уч-ще (с 1959). Архит. ансамбль О. п. понёс большие утраты. В 1974 О. п. вошла в число охраняемых государством объектов, началась медленная реставрация строений.
О. п. возвращена РПЦ 17.11.1987; монастырь был возобновлён и приобрёл статус ставропигиального. 1.2.1990 монастырю передана б. ч. скита (др. часть принадлежала лит. отделу Козельского музея в 1967–2005). В качестве подворий О. п. переданы: в 1991 в С.-Петербурге Успенская ц. на набережной Лейтенанта Шмидта (1895–1900, арх. В. А. Косяков), в 1997 в Москве ц. Апостолов Петра и Павла в Ясеневе (1751, трапезная и колокольня пристроены в 1860-х гг.). В пасхальную ночь 18.4.1993 в О. п. произошло убийство иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарёва), вызвавшее большой обществ. резонанс.
Поместным собором РПЦ 1988 канонизирован старец Амвросий Оптинский. В 1996 состоялась канонизация в лике местночтимых святых др. старцев, а также схиархимандрита Моисея (Путилова), схиигумена Антония (Путилова), схиархимандрита Исаакия (Антимонова) и архим. Исаакия (Бобракова) в составе Собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. Архиерейским собором РПЦ 2000 установлено их общецерковное почитание.
Наиболее ранний из ныне сохранившихся памятников О. п. – Введенский собор, построенный в традициях классицизма (1750–71; частично разрушен в годы сов. власти, восстановлен и освящён в 1988). Над его средокрестием возвышается куб, увенчанный 5 главами. В 19 в. храм был расширен, пристроены юж. и сев. приделы (1837) и крыльцо с зап. входа с приподнятыми на высоких постаментах парными колоннами. Совр. архит. ансамбль О. п. сложился в общих чертах в 19 в. В 1802–04 возведена 4-ярусная колокольня выс. ок. 64 м в стиле классицизма, завершённая аттиковым ярусом с часами и высоким шпилем (верх разрушен во время Вел. Отеч. войны, восстановлен к 1999). В 1805–11 к югу от Введенского собора выстроен собор в честь Казанской иконы Божией Матери в стиле ампир (частично разрушен в годы сов. власти, восстановлен и освящён в 1996), увенчанный куполом с небольшой главой без светового барабана. В 1809–11 строилась больничная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери (в сер. 20 в. полностью разрушена, восстановлена к 1998). В 1858 освящён расположенный к северу от Введенского собора храм Прп. Марии Египетской и Праведной Анны, появившийся в результате реконструкции старой трапезной (1822–24) и выполненный в стиле классицизма; на крестчатое здание был водружён восьмерик с одной главой. С появлением новой церкви монастырские храмы вместе с колокольней на плане образовали крест с Введенским собором в центре. В 1832–39 территория О. п. была окружена каменной оградой (частично разрушена в годы сов. власти) с 7 башнями и 2 въездными воротами, Святые врата располагались в зап. башне с шатром, увенчанным фигуркой трубящего ангела.
В Иоанно-Предтеченском скиту создавался отд. архит. ансамбль, отличавшийся простотой и скромностью; большинство строений были деревянными. В центре участка в 1821–22 построен гл. скитский храм, посвящённый собору Св. Иоанна Предтечи, – дерев. церковь в стиле ампир, состоящая из нескольких срубов: притвора, трапезной и кубич. храма с 7-гранной апсидой; по боковым сторонам устроены 4-колонные портики с фронтонами. В 1857 в скиту появились каменные Святые врата (на 2-м ярусе – звонница). Каменный храм во имя свт. Льва еп. Катанского и прп. Иоанна Рыльского возведён в 1901–02 в русском стиле. У ворот скита находился источник во имя свт. Амвросия Медиоланского с колодцем.
Ряд построек расположен за оградой О. п. На новом кладбище в 1864 сооружена небольшая одноглавая кубическая ц. во имя Всех святых (в 20 в. полностью разрушена, отстроена заново к 2008). У юж. ворот в 1874 выстроен 2-этажный больничный корпус с домовой одноглавой ц. Прп. Илариона Великого в русском стиле. На р. Жиздра находился источник прп. Пафнутия Боровского с часовней и купальней.
После возобновления монастыря в кон. 20 в. построены новые церкви: в 1997–2000 – в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории монастырского подсобного хозяйства, в 2005–07 – Преображенская ц. около Святых врат монастыря; в 2008 в юго-вост. части монастыря над могилами монахов, убитых в 1993, воздвигнута часовня.