Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАИ́СИЙ ВЕЛИЧКО́ВСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 60-61

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. А. Родионов
Паисий Величковский. Портрет работы неизвестного художника. Кон. 18 в. Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии.

ПАИ́СИЙ ВЕЛИЧКО́ВСКИЙ (в ми­ру Ве­лич­ков­ский Пётр Ива­но­вич) [21.12.1722(1.1.1723), Пол­та­ва, ны­не Ук­раи­на – 15(26).11.1794, Ня­мец­кий мон. близ г. Тыр­гу-Нямц, Молд. кн-во, ны­не Ру­мы­ния], ар­хи­ман­д­рит, пе­ре­во­дчик свя­то­оте­че­ских и бо­го­слов­ских тек­стов, ас­ке­тич. пи­са­тель, бо­го­слов, пра­во­слав­ный свя­той.

Сын со­бор­но­го про­тои­е­рея. Учил­ся в Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии (1735–1740). Об­ще­ние с мо­на­ха­ми Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры, изу­че­ние свя­то­оте­че­ских со­чи­не­ний по­бу­ди­ли его к мо­на­ше­ской жиз­ни. В 1740 по­ки­нул Ки­ев и по­сту­пил в Лю­беч­ский мон. (г. Лю­беч), от­ку­да ушёл в 1741 в Мед­ве­дов­ский Ни­ко­ла­ев­ский мон. (близ г. Чи­ги­рин), где был по­стри­жен в ря­со­фор, по­лу­чив имя Пла­тон. По­сле за­кры­тия мо­на­стыр­ско­го хра­ма униа­та­ми под­ви­зал­ся в Кие­во-Пе­чер­ской лав­ре (янв. 1742 – нач. 1743). В по­ис­ках мо­на­ше­ской жиз­ни пу­те­ше­ст­во­вал по мо­на­сты­рям и ски­там Мол­да­вии и Уг­ро­вла­хии, где по­зна­ко­мил­ся со стар­цем Ва­си­ли­ем По­ля­но­ме­руль­ским (ок. 1692 – 1767). Ле­том 1746 от­пра­вил­ся на Афон. В по­ис­ках ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля обо­шёл мн. афон­ские мо­на­сты­ри и ски­ты, по­се­лил­ся в ка­ли­ве (от­дель­ной «хи­жи­не») близ мон. Пан­то­кра­тор. В 1750 во вре­мя по­се­ще­ния Афо­на Ва­си­ли­ем По­ля­но­ме­руль­ским по­стри­жен им в ман­тию с име­нем Паи­сий. По­сте­пен­но во­круг П. В. об­ра­зо­ва­лась об­щи­на еди­но­мыш­лен­ни­ков. Ок. 1757 он пе­ре­шёл в кел­лию Св. Кон­стан­ти­на. В 1758 ру­ко­по­ло­жен в ие­ро­мо­на­хи. Рост чис­ла бра­тии по­бу­дил П. В. пе­рей­ти в опус­тев­ший скит Про­ро­ка Илии при мон. Пан­то­кра­тор. В 1763 П. В. с бра­ти­ей пере­се­лил­ся в Мол­дав­ское кн-во, на Бу­ко­ви­не им был пре­дос­тав­лен мон. Дра­го­мир­на (близ г. Су­ча­ва). Вско­ре П. В. при­нял по­стриг в ве­ли­кую схи­му. Жизнь и бо­го­слу­же­ние в мон. Дра­го­мир­на бы­ли уст­рое­ны по афон­ско­му чи­ну. Чте­ние и пе­ние за бо­го­слу­же­ни­ем – на слав. и рум. язы­ках. Ве­лась ра­бо­та по ис­прав­ле­нию пе­ре­во­дов свя­то­оте­че­ских книг. В 1774 по до­го­во­ру ме­ж­ду Рос­си­ей и Тур­ци­ей Бу­ко­ви­на бы­ла пе­ре­да­на Австр. им­пе­рии. Не же­лая жить в ка­то­лич. стра­не, П. В. пе­ре­шёл в молд. Се­куль­ский мон., где обу­ст­ро­ил жизнь по дра­го­мирн­ско­му об­раз­цу. В 1779 гра­ж­дан­ские и цер­ков­ные вла­сти Мол­да­вии пе­ре­да­ли П. В. Ня­мец­кий мон. (св. 300 мо­на­хов), не­смот­ря на не­же­ла­ние стар­ца пе­ре­се­лять­ся в зна­ме­ни­тую и час­то по­се­щае­мую па­лом­ни­ка­ми оби­тель. В Ням­це П. В. про­дол­жил тру­ды по пе­ре­во­ду свя­то­оте­че­ских книг; об­ра­зо­ва­лась шко­ла пе­ре­вод­чи­ков и пе­ре­пис­чи­ков. В 1790, во вре­мя по­се­ще­ния Ням­ца рус. ар­хи­еп. Ам­вро­си­ем (Се­реб­рен­ни­ко­вым) (1745–92), П. В. был воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та.

Гл. де­ло жиз­ни П. В. – ис­прав­ле­ние ста­рых пе­ре­во­дов и но­вый пе­ре­вод свя­то­оте­че­ских тек­стов на слав. язык. В 1793 в Мо­ск­ве был на­пе­ча­тан слав. пер. «Доб­ро­то­лю­бия», ос­но­ву ко­то­ро­го со­ста­ви­ли тек­сты, ис­прав­лен­ные или пе­ре­ве­дён­ные П. В. Он пе­ре­вёл так­же мн. др. свя­то­оте­че­ские со­чи­не­ния, со­бор­ные до­ку­мен­ты и по­ле­мич. про­из­ве­де­ния, в т. ч. 18 в. Соз­дал но­вые ре­дак­ции (по су­ти но­вые пе­ре­во­ды) «Слов» прп. Исаа­ка Си­ри­на и «Ле­ст­ви­цы» прп. Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка. П. В. при­над­ле­жат ас­ке­тич. со­чи­не­ния («Сви­ток об ум­ной мо­лит­ве», «Сло­во на по­стри­же­ние мо­на­ше­ско­го чи­на»), мно­го­числ. по­сла­ния (в т. ч. Афа­на­сию и Ага­фо­ну в за­щи­ту ум­ной мо­лит­вы), го­ми­ле­тич. и по­ле­мич. со­чи­не­ния, ав­то­био­гра­фия (на­пи­са­на в по­след­ние го­ды жиз­ни, ос­та­лась не­окон­чен­ной).

П. В. ка­но­ни­зи­ро­ван в 1988 РПЦ, в 1992 – Рум. пра­во­слав­ной цер­ко­вью; служ­бы П. В. со­став­ле­ны на слав., рум. и греч. язы­ках. День па­мя­ти по ка­лен­да­рю РПЦ – 15(28) но­яб­ря.

Соч.: Жи­тие и пи­са­ния. М., 1847. М., 2001; Ав­то­био­гра­фия, жиз­не­опи­са­ние и из­бран­ные тво­ре­ния по ру­ко­пис­ным ис­точ­ни­кам ХVIII– ХIХ вв. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун. М., 2004; По­ле­ми­че­ские про­из­ве­де­ния, по­уче­ния, пись­ма / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун. М., 2006.

Лит.: Tachiaos A.-E. N. The revival of byzan­tine mysticism among slavs and romanians in the XVIIIth century. Texts relating to the life and activity of Paisy Velichkovsky. Thessalo­niki, 1986; Чет­ве­ри­ков С. И., прот. Мол­дав­ский ста­рец Паи­сий Ве­лич­ков­ский. 2-е изд. Па­риж, 1988; Paisij, lo starec / Ed. A. Mai­nar­di. Magnano, 1997.

Вернуться к началу