ПАИ́СИЙ ВЕЛИЧКО́ВСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАИ́СИЙ ВЕЛИЧКО́ВСКИЙ (в миру Величковский Пётр Иванович) [21.12.1722(1.1.1723), Полтава, ныне Украина – 15(26).11.1794, Нямецкий мон. близ г. Тыргу-Нямц, Молд. кн-во, ныне Румыния], архимандрит, переводчик святоотеческих и богословских текстов, аскетич. писатель, богослов, православный святой.
Сын соборного протоиерея. Учился в Киевской духовной академии (1735–1740). Общение с монахами Киево-Печерской лавры, изучение святоотеческих сочинений побудили его к монашеской жизни. В 1740 покинул Киев и поступил в Любечский мон. (г. Любеч), откуда ушёл в 1741 в Медведовский Николаевский мон. (близ г. Чигирин), где был пострижен в рясофор, получив имя Платон. После закрытия монастырского храма униатами подвизался в Киево-Печерской лавре (янв. 1742 – нач. 1743). В поисках монашеской жизни путешествовал по монастырям и скитам Молдавии и Угровлахии, где познакомился со старцем Василием Поляномерульским (ок. 1692 – 1767). Летом 1746 отправился на Афон. В поисках духовного руководителя обошёл мн. афонские монастыри и скиты, поселился в каливе (отдельной «хижине») близ мон. Пантократор. В 1750 во время посещения Афона Василием Поляномерульским пострижен им в мантию с именем Паисий. Постепенно вокруг П. В. образовалась община единомышленников. Ок. 1757 он перешёл в келлию Св. Константина. В 1758 рукоположен в иеромонахи. Рост числа братии побудил П. В. перейти в опустевший скит Пророка Илии при мон. Пантократор. В 1763 П. В. с братией переселился в Молдавское кн-во, на Буковине им был предоставлен мон. Драгомирна (близ г. Сучава). Вскоре П. В. принял постриг в великую схиму. Жизнь и богослужение в мон. Драгомирна были устроены по афонскому чину. Чтение и пение за богослужением – на слав. и рум. языках. Велась работа по исправлению переводов святоотеческих книг. В 1774 по договору между Россией и Турцией Буковина была передана Австр. империи. Не желая жить в католич. стране, П. В. перешёл в молд. Секульский мон., где обустроил жизнь по драгомирнскому образцу. В 1779 гражданские и церковные власти Молдавии передали П. В. Нямецкий мон. (св. 300 монахов), несмотря на нежелание старца переселяться в знаменитую и часто посещаемую паломниками обитель. В Нямце П. В. продолжил труды по переводу святоотеческих книг; образовалась школа переводчиков и переписчиков. В 1790, во время посещения Нямца рус. архиеп. Амвросием (Серебренниковым) (1745–92), П. В. был возведён в сан архимандрита.
Гл. дело жизни П. В. – исправление старых переводов и новый перевод святоотеческих текстов на слав. язык. В 1793 в Москве был напечатан слав. пер. «Добротолюбия», основу которого составили тексты, исправленные или переведённые П. В. Он перевёл также мн. др. святоотеческие сочинения, соборные документы и полемич. произведения, в т. ч. 18 в. Создал новые редакции (по сути новые переводы) «Слов» прп. Исаака Сирина и «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника. П. В. принадлежат аскетич. сочинения («Свиток об умной молитве», «Слово на пострижение монашеского чина»), многочисл. послания (в т. ч. Афанасию и Агафону в защиту умной молитвы), гомилетич. и полемич. сочинения, автобиография (написана в последние годы жизни, осталась неоконченной).
П. В. канонизирован в 1988 РПЦ, в 1992 – Рум. православной церковью; службы П. В. составлены на слав., рум. и греч. языках. День памяти по календарю РПЦ – 15(28) ноября.