ИСАА́К СИ́РИН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСАА́К СИ́РИН, Исаак Ниневийский [ок. 640, Бет-Катрая, Аравия (по др. данным, Ниневия) – ок. 700, мон. Раббан-Шабур (ныне Иран)], епископ, сир. духовный писатель, мистик, аскет, христианский святой.
О жизни И. С. известно крайне мало; осн. источником сведений о нём служит «Книга целомудрия» – сочинение сир. автора 9 в. Ишоденаха, еп. Басры, содержащее краткие жития подвижников перс. Церкви (Ассирийская церковь Востока). С ранней юности вместе с братом подвизался в мон. Мар-Матфея (близ Ниневии), где принял монашеский постриг. Позднее удалился в пустыню; как аскет снискал большую известность. Ок. 660, по настоянию жителей Ниневии, был рукоположен в епископы и поставлен на Ниневийскую кафедру. Однако спустя 5 мес покинул кафедру, жил отшельником на горе Матут, а позднее – при мон. Раббан-Шабур на горе Шуштар, где провёл остаток жизни.
Сир. источники свидетельствуют о 5 или о 7 томах сочинений И. С. Известны 2 тома его сочинений: первый получил широкое распространение, будучи переведён на мн. языки мира, второй был открыт лишь в 1983 проф. С. Броком. Сочинения из 1-го тома монахи лавры Св. Саввы Освященного в Палестине перевели на греч. яз., с греческого были сделаны переводы на др. языки, в т. ч. на славянский и затем на русский. «Подвижнические наставления» (извлечения) И. С. вошли в «Добротолюбие».
В «Главах о знании» (2-й том) И. С. пишет, что Бог есть Бог Любви и Милости, а не Бог-Судия, ибо милосердие несовместимо с правосудием; правосудие каждому даёт то, чего он достоин, а милосердие есть печаль, склоняющаяся по благодати ко всем с состраданием: кто достоин зла, тому не воздаёт, а кто достоин добра, тому даёт вдвойне. Когда Бог наказывает человека, Он делает это ради его спасения. «Сердце милующее» – образ милосердия Божия в человеке. Вершиной любви Бога к человеку является Боговоплощение. Тексты 1-го тома свидетельствуют о признании И. С. двух природ во Христе. Исследование 2-го тома позволило дать всесторонний анализ христологич. воззрений И. С. Домостроительство спасения он считает тайной, выходящей далеко за пределы человеческого разума. Согласно И. С., Христос пришёл на землю и пострадал на кресте не ради искупления нашего греха и не для уничтожения смерти, а ради явления любви Бога к человеку («Главы о знании», IV, 84). Из учения о Боге-Любви вытекают эсхатологич. воззрения И. С.: земная жизнь есть время подготовки к будущей жизни, время взросления. Будущая жизнь не имеет конца или изменения (там же, I, 19), телесная активность заменяется умственной деятельностью (там же, II, 8), наслаждением красотой в Царстве Небесном, за пределом Царства – геенна огненная. Мучимые в геенне поражаются бичом любви, ибо ощутившие, что они погрешили против любви Божией, терпят большие мучения; печаль, поражающая их сердца, страшнее любого наказания (там же, I, 18). Конечная участь человека, считает И. С., должна быть достойной милосердия Божия, он ссылается на Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсского, которые учили, что мучения грешников не бесконечны, а блаженство их после освобождения – вечно. Однако это лишь выражение частного богословского мнения (теологумен), не входящего в догматич. учение Церкви.
Особое место в творениях И. С. занимают разл. аспекты монашеской аскетич. практики.
День памяти в Рус. православной церкви (вместе с Ефремом Сирином) – 28 января (10 февраля).