ДИОДО́Р ТА́РССКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИОДО́Р ТА́РССКИЙ, Тарсийский (греч. Διοδωρος ό Ταρσοῦ) [ок. 325, Антиохия Сирийская, или Тарс (Киликия) – ок. 390, Тарс], епископ Тарсский (с 378), богослов и экзегет. Происходил из знатной семьи. Получил классич. образование в Афинах. Богословие изучал под рук. Силуана Тарсского и Евсевия Эмесского (ум. ок. 360). Возглавлял один из монастырей в Антиохии, где разработал свой метод толкования Священного Писания. Активно участвовал в борьбе с арианством, за что при имп. Валенте отправлен в ссылку (372). По возвращении из ссылки был поставлен на кафедру Тарса (378) Мелетием Антиохийским (ум. ок. 381). В осудившем ариан указе имп. Феодосия I (381) Д. Т. признан, наряду с Пелагием Лаодикийским, столпом православия во всём Вост. диоцезе империи. Д. Т. – один из основоположников богословской антиохийской школы; среди его учеников – святители Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский, блж. Феодорит Кирский. После смерти Д. Т. некоторые его воззрения в области христологии вызвали споры (в частности, именование Девы Марии «человекородицей»). Богословский авторитет Д. Т. и антиохийской школы в целом был подорван, когда один из её представителей, Несторий (ум. ок. 451), занимавший Константинопольскую кафедру, был уличён свт. Кириллом Александрийским в ереси и осуждён на 3-м и 4-м Вселенских соборах. На соборе в Константинополе (499) Д. Т. был посмертно осуждён как учитель несториан, что привело к утрате его многочисл. сочинений. Сохранились лишь фрагменты в сир. переводе, а также отрывки в т. н. катенах (сб-ки толкований Священного Писания). Д. Т. составил толкования на все книги Ветхого Завета, Евангелия, Деяния, а также на 1-е Послание ап. Иоанна. Своему экзегетическому методу Д. Т. посвятил соч. «В чём различие созерцания и аллегории?». По выпискам Фотия известен также трактат «О судьбе, против астрономов и астрологов».