Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИРИ́ЛЛ АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 17

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. К. Доброцветов

КИРИ́ЛЛ АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ (Κύριλλος ’Alexandreίας) (ме­ж­ду 375 и 380, воз­мож­но, Фео­до­ти­он, вос­точ­нее Алек­сан­д­рии, Сев. Еги­пет – 444, Алек­сан­д­рия), ар­хи­епи­скоп Алек­сан­д­рий­ский, бо­го­слов, хри­сти­ан­ский свя­той.

Святой Кирилл Александрийский. Фрагмент иконы «Святой Афанасий Великий и святой Кирилл Александрийский». Византия. Нач. 14 в. Эрмитаж (С.-Петербург). Архив «Православной энциклопедии»

Пле­мян­ник и вос­пи­тан­ник ар­хие­пи­ско­па Алек­сан­д­рий­ско­го Фео­фи­ла; в юном воз­рас­те, воз­мож­но, при­ни­мал уча­стие в ка­че­ст­ве его сек­ре­та­ря в со­бо­ре 403, не­за­кон­но осу­див­шем ар­хи­епи­ско­па Кон­стан­ти­но­поль­ско­го св. Ио­ан­на Зла­то­ус­та. По­лу­чил клас­сич. и бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние, пре­крас­но знал Свя­щен­ное Пи­са­ние и со­чи­не­ния от­цов Церк­ви. В юно­сти ок. 5 лет про­вёл в мо­на­сты­рях Нит­рий­ской пус­ты­ни под Алек­сан­д­ри­ей. По­сле смер­ти ар­хи­еп. Фео­фи­ла в окт. 412 воз­ве­дён на Алек­сан­д­рий­скую ка­фед­ру. Об­ла­дая рез­ким и ре­ши­тель­ным ха­рак­те­ром, К. А. всту­пал в кон­флик­ты с на­ме­ст­ни­ком Егип­та Оре­стом, при­ни­мал жё­ст­кие ме­ры про­тив ина­ко­мыс­ля­щих (по­сле ан­ти­хри­сти­ан­ско­го вос­ста­ния иу­де­ев вы­се­лил их из го­ро­да; по рас­про­стра­нён­ной, но не­до­ка­зан­ной вер­сии, по­доз­ре­вал­ся в под­стре­ка­нии тол­пы ре­лиг. фа­на­ти­ков, убив­ших из­вест­ную пред­ста­ви­тель­ни­цу фи­ло­со­фии позд­не­го не­о­пла­то­низ­ма Ги­па­тию). Ус­та­но­вив в кон. 410-х гг. по­ми­но­ве­ние в Алек­сан­дрий­ской церк­ви свт. Ио­ан­на Зла­то­ус­та, К. А. тем са­мым окон­ча­тель­но вос­ста­но­вил пре­рван­ное с 406 об­ще­ние ме­ж­ду вост. и зап. церк­ва­ми (Рим­ская цер­ковь не при­зна­ва­ла низ­ло­же­ния Ио­ан­на Зла­то­ус­та).

С 429 К. А. вёл бо­го­слов­скую по­ле­ми­ку про­тив ере­си ар­хи­епи­ско­па Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Не­сто­рия, ко­то­рый от­вер­гал тес­ное при­род­ное един­ст­во бо­же­ст­ва и че­ло­ве­че­ст­ва во Хри­сте, при­да­вал осо­бую са­мо­стоя­тель­ность Его че­ло­ве­че­ской при­ро­де, ви­дел во Хри­сте «двух сы­нов», или две ипо­ста­си, от­ка­зы­вал­ся тем са­мым по­чи­тать Де­ву Ма­рию как Бо­го­ро­ди­цу и при­зна­вал Её лишь «хри­сто­ро­ди­цей» или «че­ло­ве­ко­ро­ди­цей» (см. Не­сто­ри­ан­ст­во). В 3-е по­сла­ние К. А. к Не­сто­рию во­шли т. н. 12 глав, в ко­то­рых К. А. ана­фе­мат­ст­во­вал ар­хи­епи­ско­па Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. На сто­ро­не К. А. вы­сту­пил па­па Рим­ский Це­ле­стин I. Со­зван­ный имп. Фео­до­си­ем II в 431 в Эфе­се III Все­лен­ский со­бор (см. Все­лен­ские со­бо­ры) во гла­ве с К. А. осу­дил и низ­ло­жил Не­сто­рия. Од­на­ко мн. «вос­точ­ные» епи­ско­пы, сим­па­ти­зи­ро­вав­шие Не­сто­рию, уви­де­ли в не­ко­то­рых фор­му­ли­ров­ках К. А. скры­тое апол­ли­на­ри­ан­ст­во и от­ка­за­лись при­нять ре­ше­ния со­бо­ра. В 433 К. А. под­пи­сал с «вос­точ­ны­ми» т. н. фор­му­лу со­гла­сия, в ко­то­рой бы­ла скор­рек­ти­ро­ва­на его бо­го­слов­ская тер­ми­но­ло­гия, спо­соб­ная вы­звать по­доз­ре­ния в апол­ли­на­ри­ан­ст­ве и мо­но­фи­зит­ст­ве.

К. А. – ав­тор мно­го­числ. со­чи­не­ний: эк­зе­ге­ти­че­ских (Ком­мен­та­рии на Еван­ге­лия от Ио­ан­на, от Лу­ки, на кни­ги про­ро­ков Исайи, Осии, Ио­ны; «О по­кло­не­нии и слу­же­нии в ду­хе и ис­ти­не» и др.), дог­ма­ти­ко-по­ле­ми­че­ских («Со­кро­ви­ще о Свя­той и еди­но­сущ­ной Трои­це», «Про­тив ху­ле­ний Не­сто­рия», «12 глав», «Диа­лог о Во­че­ло­ве­че­нии Еди­но­род­но­го», «О пра­вой ве­ре к имп. Фео­до­сию» и др.), апо­ло­ге­ти­че­ско­го («Про­тив Юлиа­на От­ступ­ни­ка»), го­ми­ле­ти­че­ских (про­по­ве­ди) и эпи­сто­ляр­ных (Пас­халь­ные по­сла­ния и пись­ма).

С име­нем К. А. в ис­то­рии Церк­ви свя­за­но на­ча­ло эпо­хи хри­сто­ло­гич. спо­ров (см. Хри­сто­ло­гия) 5–7 вв. ме­ж­ду пра­во­слав­ны­ми, не­сто­риа­на­ми и мо­но­фи­зи­та­ми. Его бо­го­сло­вие, центр. по­ло­же­ни­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся уче­ние о «еди­ной во­пло­щён­ной при­ро­де Бо­га Сло­ва», лег­ло в ос­но­ву уче­ния о Ли­це Хри­ста в пра­во­слав­ной и мо­но­фи­зит­ской док­три­нах. Вы­ра­же­ние «еди­ная во­пло­щён­ная при­ро­да Бо­га Сло­ва», за­им­ст­во­ван­ное, по убе­ж­де­нию К. А., у свт. Афа­на­сия Ве­ли­ко­го, в про­ти­во­по­лож­ность не­сто­ри­ан­ско­му уче­нию о «двух сы­нах» ут­вер­жда­ло тес­ней­шее со­еди­не­ние двух при­род во Хри­сте – бо­же­ст­ва и че­ло­ве­че­ст­ва. Од­на­ко это и не­ко­то­рые др. вы­ра­же­ния К. А. на­шли не­вер­ную трак­тов­ку у его «стро­гих» по­сле­до­ва­те­лей, ко­то­рые при­шли к вы­во­ду о един­ст­вен­но­сти при­ро­ды Хри­ста и от­ко­ло­лись от Церк­ви по­сле IV Все­лен­ско­го со­бо­ра (451). (Ис­по­ве­дую­щих един­ст­вен­ную при­ро­ду Хри­ста впо­след­ст­вии ста­ли на­зы­вать мо­но­фи­зи­та­ми.) Уча­ст­ни­ки IV Все­лен­ско­го со­бо­ра, про­воз­гла­сив уче­ние о двух при­ро­дах Хри­ста, со­еди­нён­ных в од­ном Ли­це и в од­ной Ипо­ста­си, при­зна­ли его «ве­рой Ки­рил­ла». В 6–7 вв. в бо­го­сло­вии за­щит­ни­ков уче­ния IV Все­лен­ско­го со­бо­ра тер­мин «во­пло­щён­ная» стал по­ни­мать­ся как ука­за­ние на че­ло­ве­че­скую при­ро­ду Хри­ста. Важ­ней­шим ас­пек­том хри­сто­ло­гии К. А. яв­ля­ет­ся ак­цент на един­ст­ве Ли­ца Хри­ста и то­ж­де­ст­вен­но­сти субъ­ек­та «двух ро­ж­де­ний» Сы­на Бо­жия: пред­веч­но­го ро­ж­де­ния от От­ца и до­мо­строи­тель­но­го (ра­ди спа­се­ния че­ло­ве­че­ско­го ро­да) – от Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

К. А. ока­зал мощ­ное влия­ние на всё по­сле­дую­щее хри­сти­ан­ское бо­го­сло­вие. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции в 7 в. он по­лу­чил име­но­ва­ние «пе­ча­ти от­цов», в ка­то­ли­че­ской в 1882 – учи­те­ля Церк­ви (doctor Ecclesiae). Дни па­мя­ти К. А. по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 18(31) янв. и 9(22) ию­ня, Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 9 февр. и 27 ию­ня, Копт­ской церк­ви – 11 ию­ня; по­чи­та­ет­ся так­же в Эфи­оп­ской, Си­ро-яко­вит­ской, Ар­мян­ской церк­вах.

Соч.: Migne PG. T. 68–77; Sources chrétien­nes. Т. 97, 231, 237, 246, 322, 372, 392, 434; Тво­ре­ния. М., 1880–1912. Ч. 1–15; Тво­ре­ния. М., 2000–2002. Кн. 1–3.

Лит.: Ти­хон [Ля­щен­ко Т. И.]. Св. Ки­рилл, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­д­рий­ский: его жизнь и дея­тель­ность. К., 1913; Фло­ров­ский Г. В. Вос­точ­ные от­цы V–VIII вв. Па­риж, 1933. М., 1992; Kerrigan A. St. Cyril of Alexandria, inter­preter of the Old Testament. Roma, 1952; Quasten J. Patrology. Westminster, 1986. Vol. 3; Тьер­ри А. Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский и Не­сто­рий, ере­си­арх V ве­ка. М., 1997; Си­до­ров А. И. Свт. Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский. Его жизнь, цер­ков­ное уче­ние и тво­ре­ния // Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский. Тво­ре­ния. М., 2000. Кн. 1.

Вернуться к началу