КИРИ́ЛЛ АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИРИ́ЛЛ АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ (Κύριλλος ὁ ’Alexandreίας) (между 375 и 380, возможно, Феодотион, восточнее Александрии, Сев. Египет – 444, Александрия), архиепископ Александрийский, богослов, христианский святой.
Племянник и воспитанник архиепископа Александрийского Феофила; в юном возрасте, возможно, принимал участие в качестве его секретаря в соборе 403, незаконно осудившем архиепископа Константинопольского св. Иоанна Златоуста. Получил классич. и богословское образование, прекрасно знал Священное Писание и сочинения отцов Церкви. В юности ок. 5 лет провёл в монастырях Нитрийской пустыни под Александрией. После смерти архиеп. Феофила в окт. 412 возведён на Александрийскую кафедру. Обладая резким и решительным характером, К. А. вступал в конфликты с наместником Египта Орестом, принимал жёсткие меры против инакомыслящих (после антихристианского восстания иудеев выселил их из города; по распространённой, но недоказанной версии, подозревался в подстрекании толпы религ. фанатиков, убивших известную представительницу философии позднего неоплатонизма Гипатию). Установив в кон. 410-х гг. поминовение в Александрийской церкви свт. Иоанна Златоуста, К. А. тем самым окончательно восстановил прерванное с 406 общение между вост. и зап. церквами (Римская церковь не признавала низложения Иоанна Златоуста).
С 429 К. А. вёл богословскую полемику против ереси архиепископа Константинопольского Нестория, который отвергал тесное природное единство божества и человечества во Христе, придавал особую самостоятельность Его человеческой природе, видел во Христе «двух сынов», или две ипостаси, отказывался тем самым почитать Деву Марию как Богородицу и признавал Её лишь «христородицей» или «человекородицей» (см. Несторианство). В 3-е послание К. А. к Несторию вошли т. н. 12 глав, в которых К. А. анафематствовал архиепископа Константинопольского. На стороне К. А. выступил папа Римский Целестин I. Созванный имп. Феодосием II в 431 в Эфесе III Вселенский собор (см. Вселенские соборы) во главе с К. А. осудил и низложил Нестория. Однако мн. «восточные» епископы, симпатизировавшие Несторию, увидели в некоторых формулировках К. А. скрытое аполлинарианство и отказались принять решения собора. В 433 К. А. подписал с «восточными» т. н. формулу согласия, в которой была скорректирована его богословская терминология, способная вызвать подозрения в аполлинарианстве и монофизитстве.
К. А. – автор многочисл. сочинений: экзегетических (Комментарии на Евангелия от Иоанна, от Луки, на книги пророков Исайи, Осии, Ионы; «О поклонении и служении в духе и истине» и др.), догматико-полемических («Сокровище о Святой и единосущной Троице», «Против хулений Нестория», «12 глав», «Диалог о Вочеловечении Единородного», «О правой вере к имп. Феодосию» и др.), апологетического («Против Юлиана Отступника»), гомилетических (проповеди) и эпистолярных (Пасхальные послания и письма).
С именем К. А. в истории Церкви связано начало эпохи христологич. споров (см. Христология) 5–7 вв. между православными, несторианами и монофизитами. Его богословие, центр. положением которого является учение о «единой воплощённой природе Бога Слова», легло в основу учения о Лице Христа в православной и монофизитской доктринах. Выражение «единая воплощённая природа Бога Слова», заимствованное, по убеждению К. А., у свт. Афанасия Великого, в противоположность несторианскому учению о «двух сынах» утверждало теснейшее соединение двух природ во Христе – божества и человечества. Однако это и некоторые др. выражения К. А. нашли неверную трактовку у его «строгих» последователей, которые пришли к выводу о единственности природы Христа и откололись от Церкви после IV Вселенского собора (451). (Исповедующих единственную природу Христа впоследствии стали называть монофизитами.) Участники IV Вселенского собора, провозгласив учение о двух природах Христа, соединённых в одном Лице и в одной Ипостаси, признали его «верой Кирилла». В 6–7 вв. в богословии защитников учения IV Вселенского собора термин «воплощённая» стал пониматься как указание на человеческую природу Христа. Важнейшим аспектом христологии К. А. является акцент на единстве Лица Христа и тождественности субъекта «двух рождений» Сына Божия: предвечного рождения от Отца и домостроительного (ради спасения человеческого рода) – от Пресвятой Богородицы.
К. А. оказал мощное влияние на всё последующее христианское богословие. В православной традиции в 7 в. он получил именование «печати отцов», в католической в 1882 – учителя Церкви (doctor Ecclesiae). Дни памяти К. А. по календарю Рус. православной церкви – 18(31) янв. и 9(22) июня, Римско-католич. церкви – 9 февр. и 27 июня, Коптской церкви – 11 июня; почитается также в Эфиопской, Сиро-яковитской, Армянской церквах.