АПОЛЛИНАРИА́НСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АПОЛЛИНАРИА́НСТВО, учение Аполлинария (?–390), еп. Лаодикии Сирийской, осуждённое 2-м Вселенским собором христианской церкви (381) как еретическое.
Авторитет Аполлинария, образованнейшего человека своего времени, был очень высок, он был другом и единомышленником святителей Афанасия Великого и Василия Великого, на 1-м Вселенском соборе защищал православие от арианства.
Аполлинарий утверждал, что во Христе Бог и плоть составили единую сложную природу, ибо единство Лица возможно только при единстве природы. Если бы Бог соединился с совершенным (т. е. полным) человеком, состоящим из духа (ума), души и тела, то не могло образоваться совершенного единства и оказалось бы два сосуществующих начала. По Аполлинарию, человечество Христа, уступая место Божеству, должно было быть несовершенным. Он утверждал, что человеческий «ум» не был воспринят и его место заняло Божественное Слово: одушевлённое тело Христа неразрывно «сосуществилось» и «срослось» со Словом, которое стало в нём началом действия и как бы перешло в новый образ существования – в единстве воплощённой природы Бога Слова. Совершилось, т. о., воплощение, но не вочеловечение. Учение Аполлинария, получившее название монофизитства, типично для Александрийской школы богословия, утверждавшей во Христе прежде всего единство. А. имело много последователей.
Вопрос о соединении в одном Лице Богочеловека двух природ представлял большую сложность для уяснения и точного богословского определения. Лишь позднее трудами Григория Нисского и Григория Богослова было сформулировано православное учение о единстве двух природ в одной Ипостаси, что подготовило вероопределение 4-го Вселенского собора (451).
Борьба с учением Аполлинария началась уже с Александрийского собора 362. Против А. резко выступал св. Василий Великий [Ep. 255 (263); 257 (265)]. Позднее оно было осуждено поместными Римскими соборами 376, 377 и, наконец, 4-м Вселенским собором.