Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АПОЛЛИНАРИА́НСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 113

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Литвинова

АПОЛЛИНАРИА́НСТВО, уче­ние Апол­ли­на­рия (?–390), еп. Лао­ди­кии Си­рий­ской, осу­ж­дён­ное 2-м Все­лен­ским со­бо­ром хри­сти­ан­ской церк­ви (381) как ере­ти­че­ское.

Ав­то­ри­тет Апол­ли­на­рия, об­ра­зо­ван­ней­ше­го че­ло­ве­ка сво­его вре­ме­ни, был очень вы­сок, он был дру­гом и еди­но­мыш­лен­ни­ком свя­ти­те­лей Афа­на­сия Ве­ли­ко­го и Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, на 1-м Все­лен­ском со­бо­ре за­щи­щал пра­во­сла­вие от ари­ан­ст­ва.

Апол­ли­на­рий ут­вер­ждал, что во Хри­сте Бог и плоть со­ста­ви­ли еди­ную слож­ную при­ро­ду, ибо един­ст­во Ли­ца воз­мож­но толь­ко при един­ст­ве при­ро­ды. Ес­ли бы Бог со­еди­нил­ся с со­вер­шен­ным (т. е. пол­ным) че­ло­ве­ком, со­стоя­щим из ду­ха (ума), ду­ши и те­ла, то не мог­ло об­ра­зо­вать­ся со­вер­шен­но­го един­ст­ва и ока­за­лось бы два со­су­ще­ст­вую­щих на­ча­ла. По Апол­ли­на­рию, че­ло­ве­че­ст­во Хри­ста, ус­ту­пая ме­сто Бо­же­ст­ву, долж­но бы­ло быть не­со­вер­шен­ным. Он ут­вер­ждал, что че­ло­ве­че­ский «ум» не был вос­при­нят и его ме­сто за­ня­ло Бо­же­ст­вен­ное Сло­во: оду­шев­лён­ное те­ло Хри­ста не­раз­рыв­но «со­су­ще­ст­ви­лось» и «срос­лось» со Сло­вом, ко­то­рое ста­ло в нём на­ча­лом дей­ст­вия и как бы пе­ре­шло в но­вый об­раз су­ще­ст­во­ва­ния – в един­ст­ве во­пло­щён­ной при­ро­ды Бо­га Сло­ва. Со­вер­ши­лось, т. о., во­пло­ще­ние, но не во­че­ло­ве­че­ние. Уче­ние Апол­ли­на­рия, по­лу­чив­шее на­зва­ние мо­но­фи­зит­ст­ва, ти­пич­но для Алек­сан­д­рий­ской шко­лы бо­го­сло­вия, ут­вер­ждав­шей во Хри­сте пре­ж­де все­го един­ст­во. А. име­ло мно­го по­сле­до­ва­те­лей.

Во­прос о со­еди­не­нии в од­ном Ли­це Бо­го­че­ло­ве­ка двух при­род пред­став­лял боль­шую слож­ность для уяс­не­ния и точ­но­го бо­го­слов­ско­го оп­ре­де­ле­ния. Лишь позд­нее тру­да­ми Гри­го­рия Нис­ско­го и Гри­го­рия Бо­го­сло­ва бы­ло сфор­му­ли­ро­ва­но пра­во­слав­ное уче­ние о един­ст­ве двух при­род в од­ной Ипо­ста­си, что под­го­то­ви­ло ве­ро­оп­ре­де­ле­ние 4-го Все­лен­ско­го со­бо­ра (451).

Борь­ба с уче­ни­ем Апол­ли­на­рия на­ча­лась уже с Алек­сан­д­рий­ско­го со­бо­ра 362. Про­тив А. рез­ко вы­сту­пал св. Ва­си­лий Ве­ли­кий [Ep. 255 (263); 257 (265)]. Позд­нее оно бы­ло осу­ж­де­но по­ме­ст­ны­ми Рим­ски­ми со­бо­ра­ми 376, 377 и, на­ко­нец, 4-м Все­лен­ским со­бо­ром.

Лит.: Спас­ский А. Ис­то­ри­че­ская судь­ба про­из­ве­де­ний Апол­ли­на­рия Лао­ди­кий­ско­го. Сер­ги­ев По­сад, 1895; Voisin G. L’ apol­li­narisme. P., 1901; Quas­ten J. Pa­trol­ogy. Utrecht; Brux., 1975. Vol. 3; Pres­tige G. L. Fa­thers and Here­tics. L., 1977; Бо­ло­тов В. В. Лек­ции по ис­то­рии древ­ней церк­ви. М., 1994. Т. 4. С. 134–156; Кар­та­шев А. В. Все­лен­ские со­бо­ры. М., 1994. С. 188–191; Бул­га­ков С., прот. Аг­нец Бо­жий. М., 2000. С. 23–42.

Вернуться к началу