АФАНА́СИЙ ВЕЛИ́КИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АФАНА́СИЙ ВЕЛИ́КИЙ (греч. ’Aθανάσιος ὁ Μέγας) [ок. 295, Александрия(?) – 2.5.373, там же], cвятой, епископ Александрийский (с 8.6.328), учитель христианской Церкви.
Сведения о жизни и деятельности А. В. дают его сочинения 350-х гг. – три «Защитительных Слова», «История ариан» и послание об Аримино-Селевкийском соборе.
Родился А. В. в нехристианской семье. В «Истории Александрийских Патриархов» («Patrologia Orientalis», t. 1/4, р. 407) сообщается о крещении А. В. и его овдовевшей матери свт. Александром, еп. Александрийским. В течение 6 лет А. В. был чтецом, затем принял дьяконский сан, стал личным секретарём еп. Александра. Сторонники Ария сразу увидели в нём противника; до конца жизни А. В. оставался решительным борцом против арианства – гл. христианской ереси того времени. А. В. сопровождал еп. Александра на 1-й Вселенский собор (325). Воспоминания о Соборе содержатся в сочинениях А. В. – «Послании о постановлениях Никейского Собора» (351–352) и «Послании к африканским епископам» (371–372). После смерти еп. Александра в 328 А. В. избран на Александрийский престол. Ариане, стремившиеся занять кафедру, измышляли разл. обвинения против А. В., политического, морального и даже уголовного характера. А. В. неоднократно находился в ссылке. Из 40 лет епископского служения более 17 лет пребывал в изгнании. Окончательно вернулся в Александрию в 366.
Принятие Никейского Символа веры и утверждение учения о единосущии Отца и Сына состоялись гл. обр. благодаря трудам А. В. Осн. постулаты учения А. В. нашли выражение в его сочинениях, б. ч. направленных на борьбу с язычеством и христианскими ересями. Сочинения А. В.: апологетические – «Слово против язычников» и «Слово о воплощении Бога Слова» (ок. 318); догматические – три «Слова против ариан», четыре «Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому, о Святом Духе» (357–359); аскетические – «Житие св. Антония» (после 356), «О девстве». Т. н. Афанасиев символ веры (Quicumque vult) А. В. не принадлежит, он составлен на лат. яз. не ранее 5 в. Дни памяти 18(31) янв., 2(15) мая.