НЕСТОРИА́НСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕСТОРИА́НСТВО, догматич. течение в христианстве, видящее в Богочеловеке Иисусе Христе два субъекта (Сына Божия и человека Иисуса). Названо по имени Нестория, архиепископа Константинопольского (428–431).
Н. возникло в 5 в., в эпоху формирования христологич. доктрины Церкви (см. Христология), когда участники догматич. споров опирались прежде всего на местные традиции, развивавшиеся в локальных богословских школах. В ответ на ереси арианства, умалявшего Божество Христа, и аполлинарианства, умалявшего Его человечество, богословы антиохийской школы учили о двух совершенных природах во Христе, имеющих каждая свою ипостась и своё лицо. В этой школе, к которой принадлежали Феодор Мопсуэстийский и его ученик Несторий, понимали, что в таком богословском ви́дении единый Христос разделяется на два реальных лица, и пытались преодолеть эту трудность. Способ соединения двух природ во Христе обозначался терминами «сопряжение» (συνάφεια ), «обитание» (ἐνοίϰησις ), «относительное единство» (σχετιϰὴ ἔνωσις), которые могли пониматься как выражение не единства лица, но всего лишь морального единства двух лиц: единая воля, единое действие, единое господство и владычество. Т. о., антиохийская богословская школа, а вслед за ней и Н. невольно разделяли единого Христа на два лица («два сына»): Бога Слова, предвечно рождённого от Бога Отца, и человека Иисуса, рождённого от Марии в определённый историч. момент, с которым соединилась вторая Ипостась Троицы. Вступив на Константинопольскую кафедру, Несторий объявил своим приоритетом беспощадную борьбу с ересями, каковыми он считал и несоответствия богословию воспитавшей его школы. Несторий поддержал неизбежную для его богословского направления критику освящённого двухвековой традицией именования Девы Марии Богородицей.
Гл. возражение против Н. относилось к учению о спасении: страдания простого человека, хоть и соединённого совершенно особым образом с Сыном Божиим, не могли быть спасительными для человечества; таковыми могли быть лишь страдания по человечеству воплотившегося Сына Божия. В силу этого можно говорить о том, что Сам Бог родился, страдал и умер (т. н. теопасхизм), и, следовательно, называть Марию Богородицей.
Разгорелась полемика, приведшая в 431 к созыву в Эфесе III Вселенского собора (см. Вселенские соборы), на котором председательствовал гл. оппонент Нестория, представитель александрийской школы, свт. Кирилл Александрийский, которого поддержал папа Римский свт. Целестин I. Несторий был низложен и сослан, при этом собор не дал христологич. определения, предложив довольствоваться Никейским Символом веры и одобрив позицию свт. Кирилла в его полемике с Несторием. Однако сир. епископы, соотечественники Нестория, во главе с архиеп. Антиохийским Иоанном отказались признать решения собора. Произошёл раскол: Антиохийская кафедра отделилась от общения с др. церквами. Вскоре на примирении спорящих настоял император, и в 433 Александрийский и Антиохийский архиепископы подписали догматич. документ, в котором, благодаря готовности на взаимные уступки, была сделана успешная попытка согласования позиций и терминологии двух богословских школ.
В 451 IV Вселенский (Халкидонский) собор вновь осудил Нестория и дал христологич. вероопределение православной Церкви, синтезировавшее александрийское и антиохийское учения о Христе: единое Лицо и единая Ипостась в двух природах. Из-за неприятия этого определения частью христиан вспыхнули новые споры, вызвавшие небывалое церковное разделение, однако и последователи Халкидонского собора (православные), и не признавшие его решений т. н. монофизиты, державшиеся за формулу «единая природа» (см. Монофизитство), боролись против Н., которое стало вытесняться за пределы Византии в вост. Сирию, находившуюся под властью сасанидского Ирана. Здесь оно получило распространение благодаря авторитету Феодора Мопсуэстийского, чьи толкования Библии в сир. переводе считались эталоном экзегезы у богословов нисибинской школы. Кроме того, при гонениях на Н. в Византии для вост.-сир. христиан отождествление с Н. снимало политич. обвинение в сочувствии «римлянам» (Византии), которое в державе Сасанидов периодически вызывало преследование христиан. В Византии полемика против Н. продолжалась как реакция на обвинения монофизитов, отождествлявших Н. и халкидонское православие. В 553 V Вселенский собор осудил Феодора Мопсуэстийского, а также сочинения Феодорита Кирского и Ивы Эдесского против Кирилла Александрийского.
Вследствие почитания христианами державы Сасанидов Феодора Мопсуэстийского и Нестория в 7 в. их учение стало офиц. исповеданием Ассирийской церкви Востока, что воспринималось православными как Н., хотя сами представители этой Церкви отрицают тождество своей доктрины с учением, которое под именем Н. было осуждено на Вселенских соборах. В 7–14 вв. миссионеры Церкви Востока дошли до крайних вост. и юж. пределов Азии. Впоследствии догматич. противостояние Н. остальному христианскому миру ослабело. Б. ч. последователей Н. приняли унию с Римско-католич. церковью, составив внутри неё особую Халдейскую католич. церковь. В Индии подавляющее большинство несториан приняло монофизитство. В кон. 19 – нач. 20 вв. в Персии действовала Урмийская миссия Рус. церкви, успешно обращавшая несториан в православие.