АССИРИ́ЙСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ ВОСТО́КА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АССИРИ́ЙСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ ВОСТО́КА [Святая апостольская кафолическая ассирийская церковь Востока (до кон. 19 в. Церковь Востока)], древняя апостольская церковь, возникшая в 1 в. н. э. в среде арамееязычного населения Месопотамии. Впоследствии включала в себя представителей мн. народов Азии. В нач. 21 в. А. ц. В. насчитывает ок. 400 тыс. верующих, гл. обр. ассирийцев. Глава А. ц. В. – католикос-патриарх.
Вероучение и литургика
В основе вероучения Церкви Востока – синтез арамееязычной богословской традиции, представленной Афраатом, Ефремом Сирином, Нарсаем и др. авторами, и богословской традиции Антиохийской школы. Учителями Церкви Востока, наряду с сир. авторами, признаются Диодор Тарсский, Феодор Мопсуестийский и Несторий (см. Несторианство). Вследствие почитания Церковью Востока Нестория, чьё учение было осуждено на 3-м Вселенском соборе (431), а также Феодора Мопсуестийского, осуждённого на 5-м Вселенском соборе (553), за ней закрепилось наименование несторианской. А. ц. В. отвергает такое наименование, указывая, во-первых, на своё апостольское происхождение, во-вторых, на то, что учение Нестория, изложенное в его апологическом соч. «Книга Гераклида», не идентично учению, именуемому несторианством и осуждённому на 3-м Вселенском соборе. В нач. 7 в. синтез сирийской арамееязычной и антиохийской грекоязычной богословских традиций был завершён в сочинениях Баввая Великого. Им же была зафиксирована ставшая традиционной для Церкви Востока христологич. формула: «две природы, две кномы (частные данности природы. – Ред.) в одном лице и одной воле Христа». Богослужебная практика Церкви Востока основана на обряде, использовавшемся в областях с центром в г. Эдесса; литургич. язык – сирийский, в Индийской митрополии – малаялам. Иконопочитание А. ц. В. не свойственно. Крещение и евхаристия считаются осн. таинствами. К числу таинств относятся также: миропомазание, священство, покаяние (без исповеди), закваска (малка), знамение креста. Традиция монашества в Церкви Востока прерывается в кон. 19 в.
История и устройство
Церковь Востока ведёт своё происхождение от христианских общин, возникших в Сирии и Месопотамии в 1–2 вв. н. э. в результате проповеди Евангелия, связанной, по преданию, с именами апостолов Петра, Фомы, а также Аддая и Мáрия. Кохэ, пригород парфянской столицы Селевкии-Ктесифона, где в нач. 80-х гг. 1 в. н. э. Марием была основана христианская община, стал впоследствии одним из наиболее важных духовных центров Церкви Востока, а Селевкия-Ктесифон – историч. престолом её католикоса. В периоды столкновений между Рим. империей и державой Сасанидов, принявших зороастризм в качестве гос. религии, христиане Персии подвергались гонениям, засвидетельствованным многочисл. документами (т. н. актами мучеников). На соборах (410 и 420) по инициативе визант. посольства Церковью Востока были признаны определения Никейского (325) и Константинопольского (381) Вселенских соборов. Собор 424 подтвердил изначальную независимость Церкви Востока от Антиохии.
Большое значение для распространения влияния Церкви Востока имел Великий шёлковый путь. Связи общин «христиан апостола Фомы» в Индии с католикосом Церкви Востока прослеживаются с сер. 4 в.; известно о существовании в 5–6 вв. епархий Церкви Востока на территории совр. Йемена и Катара. Старейшие храмы в горных районах совр. Курдистана датируются 4–5 вв. К 334 относится упоминание епископской кафедры в Мерве (совр. Мары). В 5–6 вв. влияние Церкви Востока распространяется в Согдиане: в 8 в. уже существуют митрополия в Самарканде и епархии в Бухаре и Ташкенте. Из надписи на стеле, установленной в 781 в монастыре, принадлежавшем Церкви Востока, в Сиань-Фу, известно о прибытии в 635 миссии Церкви Востока в танский Китай.
В рамках Церкви Востока сложилась система богословских школ; наиболее известны были эдесская «школа персов» и школа в Нисивине, в которой Феодор Мопсуестийский приобрёл безусловный авторитет. Традиц. образованность христиан Церкви Востока предопределила их положение культурной элиты в Араб. халифате. Большим авторитетом пользовались представители Церкви Востока, в осн. сирийцы и уйгуры, в Монг. империи. К 16 в., после нашествий Тимура и османских завоеваний, Церковь Востока сохранилась лишь в неприступных горах Хаккяри (совр. Юж. Турция), в районах Урмии и Салмаса (Иран) и на юге Индии. В 16 в. христианские общины Индии подчинили португ. колонисты, вынудившие их принять католичество. В Сирии и Месопотамии существование отдельной церковной иерархии, признающей унию с Римом, было окончательно закреплено в 1830 основанием Халдейской католической церкви. Помимо католической, в 19 в. среди ассирийцев действовали различные миссии: американская протестантская, англиканская, германская лютеранская, русская православная.
В 1960-е гг. в А. ц. В. произошёл раскол, обусловленный её переходом на григорианский календарь. Результатом раскола стало основание церкви, существующей отдельно от А. ц. В. и именуемой Древней церковью Востока.
В 1-й пол. 20 в. началась массовая эмиграция ассирийцев на Кавказ, в Россию, в США, куда переселяется и католикос-патриарх Церкви Востока. В СССР организация церковной жизни переселенцев была невозможна. Общины А. ц. В. в Москве были созданы и зарегистрированы лишь в 1992–93. Зарегистрированные общины А. ц. В. существуют также в Ростове-на-Дону и Краснодаре. В 1996–98 в Москве возведён принадлежащий А. ц. В. храм во имя Пресвятой Девы Марии.