Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ДОБРОТОЛЮ́БИЕ»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 163-164

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




«ДОБРОТОЛЮ́БИЕ» (греч. «Φιλοϰαλα»; до­слов­но – «Лю­бовь к пре­крас­но­му»), на­име­но­ва­ние ан­то­ло­гии свя­то­оте­че­ских тек­стов, по­свя­щён­ной т. н. ум­но­му де­ла­нию и его ас­ке­тич. и мис­тич. ос­но­вам. По­лу­чи­ла на­зва­ние по од­но­им. сбор­ни­ку от­рыв­ков из со­чи­не­ний Ори­ге­на, со­став­лен­но­му свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом в сер. 4 в.

Впер­вые ан­то­ло­гия по­доб­но­го ро­да на греч. яз. бы­ла со­став­ле­на и из­да­на (в Ве­не­ции в 1782) митр. Ма­ка­ри­ем Ко­ринф­ским (Но­та­ра­сом; 1731–1805). Ис­точ­ни­ка­ми из­да­ния по­слу­жи­ли ру­ко­пи­си, со­б­ран­ные и изу­чен­ные Ма­ка­ри­ем Ко­ринф­ским в 1775–77 в мо­на­стыр­ских биб­лио­те­ках Пат­мо­са, Хио­са, Афо­на. В «Д.» во­шли со­чи­не­ния 36 ав­то­ров, в осн. по­свя­щён­ные те­мам ду­хов­но­го де­ла­ния и Ии­су­со­вой мо­лит­вы (мо­лит­вы серд­ца). Об­щая ре­дак­ция ан­то­ло­гии, пре­ди­сло­вие к ней, а так­же крат­кие жи­тия ка­ж­до­го из ав­то­ров со­став­ле­ны Ни­ко­ди­мом Свя­то­гор­цем.

Ини­циа­ти­ва из­да­ния слав. пе­ре­во­да, под­го­тов­лен­но­го шко­лой Паи­сия Ве­лич­ков­ско­го, при­над­ле­жит митр. С.-Пе­тер­бург­ско­му Гав­рии­лу (Пет­ро­ву; 1730–1801). Пер­вое из­да­ние слав. «Д.» вы­шло в Си­но­даль­ной ти­по­гра­фии в Мо­ск­ве в 1793, вто­рое – в 1822, третье – в 1832 [оба по­след­них из­да­ния со­стоя­лись ста­ра­ния­ми свт. Фи­ла­ре­та Мо­с­ков­ско­го (Дроз­до­ва)]. В слав. «Д.» во­шли текс­ты толь­ко части ав­то­ров греч. ан­то­ло­гии. В 1870–80-е гг. 5-том­ное из­ло­же­ние «Д.» на рус. яз. бы­ло под­го­тов­ле­но Фео­фа­ном За­твор­ни­ком. Рус. «Д.» бы­ло рас­ши­ре­но за счёт вклю­че­ния со­чи­не­ний но­вых ав­то­ров: пре­по­доб­ных Eфрема Си­ри­на, Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, Вар­со­но­фия и Ио­ан­на, До­ро­фея, Фео­до­ра Сту­ди­та и др.

В Гре­ции из­да­ние «Д.» бы­ло осу­ще­ст­в­ле­но в 1893 Па­най­о­том Дзе­ла­ти­сом. К 1946 от­но­сит­ся на­ча­ло пуб­ли­ка­ции «Д.» на рум. яз. из­вест­ным бо­го­сло­вом от­цом Ди­мит­ри­ем Ста­ни­ло­аэ (1903–93). До 1948 под­го­тов­ле­но 4 то­ма; в 1976–1981 – 6 то­мов (ан­то­ло­гия бы­ла рас­ши­ре­на со­чи­не­ния­ми Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка и Гри­го­рия Па­ла­мы). В 1957–63 ар­хим. Епи­фа­ни­ем (Фео­до­ро­пу­ло­сом) пред­при­ня­то из­да­ние «Д.» на но­во­гре­че­ском яз., ока­зав­шее су­ще­ст­вен­ное влия­ние на воз­ро­ж­де­ние ду­хов­ной жиз­ни в Гре­ции в сер. 20 в. В 1984–88 в Са­ло­ни­ках вы­шел пе­ре­вод «Д.» на но­во­гре­че­ском яз., вы­пол­нен­ный А. Га­ли­ти­сом. В 1990-х гг. в Гре­ции из­да­ва­лась 2-том­ная ан­то­ло­гия Ма­лое «Д.» (1-й т., 1992, 2-е изд., 1994, 3-е – 1998; 2-й т., 1995, 2-е изд., 1998). В 1950–70-х гг. мно­гочисл. из­да­ния «Д.» под­го­тов­ле­ны на англ., нем., франц. язы­ках.

Яв­ля­ясь син­те­зом мис­тич. опы­та вост. хри­сти­ан­ст­ва, «Д.» ока­за­ло боль­шое влия­ние на ду­хов­ную жизнь Рос­сии, Гре­ции и Зап. Ев­ро­пы в 19 – сер. 20 вв. (т. н. фи­ло­ка­лий­ное воз­ро­ж­де­ние в Гре­ции, «не­опат­ри­сти­че­ское» те­че­ние в ка­то­лич. ду­хов­ной тра­ди­ции, обо­зна­чив­шее­ся по­сле Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра). «Д.» по­сто­ян­но чи­тал св. Се­ра­фим Са­ров­ский и ре­ко­мен­до­вал чи­тать сво­им по­се­ти­те­лям. Влия­ние «Д.» за­мет­но в тра­ди­ции оп­тин­ско­го стар­че­ст­ва. В нач. 21 в. ан­то­ло­гия про­дол­жа­ет поль­зо­вать­ся боль­шим ав­то­ри­те­том не толь­ко сре­ди пра­во­слав­ных мо­на­хов и ми­рян, но и сре­ди пред­ста­ви­те­лей ино­сла­вия и творч. ин­тел­ли­ген­ции.

Лит.: Stylianopoulos Th. The Philokalia: a review article // The Greek Orthodox Theological Review. 1981. Vol. 26; Amore del bello: studi sulla Filocalia. Magnano, 1991; Пла­ки­да (Де­зей), ар­хим. «Доб­ро­то­лю­бие» и пра­во­слав­ная ду­хов­ность. М., 2006.

Вернуться к началу