Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАТИКА́НСКИЙ II СОБО́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 662-663

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Калиниченко

ВАТИКА́НСКИЙ II СОБО́Р (11.10.1962–8.12.1965), со­бор Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви (в ка­то­лич. тра­ди­ции – 21-й Все­лен­ский со­бор). Был со­зван по ини­циа­ти­ве па­пы Рим­ско­го Ио­ан­на XXIII; осн. це­ля­ми со­бо­ра, со­глас­но пап­ской эн­цик­ли­ке «Ad Petri Cathedram» (29.6.1959), бы­ли «раз­ви­тие ка­то­лич. ве­ры», об­нов­ле­ние хри­сти­ан­ской жиз­ни, при­спо­соб­ле­ние ка­то­ли­циз­ма к из­ме­нив­шим­ся гео­по­ли­ти­че­ским ус­ло­ви­ям в ми­ре. Про­ходил в ба­зи­ли­ке Св. Пет­ра в Ри­ме; со­стоя­лись 4 сес­сии, 168 ге­не­раль­ных кон­гре­га­ций. В В. II с. при­ня­ли уча­стие 3058 епи­ско­пов и ге­не­раль­ных на­стоя­те­лей мо­на­ше­ских ор­де­нов и кон­гре­га­ций, при­сут­ст­во­ва­ли ми­ря­не, на­блю­да­те­ли от др. кон­фес­сий, ди­пло­ма­тич. кор­пус. Со­бор за­вер­шил ра­бо­ту при па­пе Рим­ском Пав­ле VI.

Подготовка собора

25.1.1959 па­пой Рим­ским Ио­ан­ном XXIII бы­ло сде­ла­но офиц. объ­яв­ле­ние о на­ме­ре­нии со­звать со­бор ка­то­лич. церк­ви. В 1959–60 ра­бо­та­ла Пред­под­го­то­ви­тель­ная ко­мис­сия со­бо­ра. В ию­не 1960 Ио­анн XXIII офи­ци­аль­но ус­та­но­вил на­име­но­ва­ние со­бо­ра как II Ва­ти­кан­ско­го, оп­ре­де­лил его за­да­чи, уч­ре­дил 11 Под­го­то­ви­тель­ных ко­мис­сий (вклю­чая Цен­траль­ную) и 3 сек­ре­та­риа­та, оп­ре­де­лил по­ря­док их фор­ми­ро­ва­ния.

В дек. 1961 в бул­ле «Humanae Sa­lu­tis» Ио­анн XXIII пред­ста­вил все­сто­рон­нее обос­но­ва­ние не­об­хо­ди­мо­сти со­зы­ва «но­во­го Все­лен­ско­го со­бо­ра». Да­той от­кры­тия бы­ло ус­та­нов­ле­но 11.10.1962. 70 ста­тей Ус­та­ва со­бо­ра, вклю­чав­шие пра­ви­ла про­ве­де­ния со­б­ра­ний, ран­ги, пра­ва уча­ст­ни­ков, по­ря­док го­ло­со­ва­ния и т. д., бы­ли ут­вер­жде­ны в авг. 1962.

Итоговые документы собора

Кон­сти­ту­ция о свя­щен­ной ли­тур­гии «Sac­ro­sanctum Concilium» (4.12.1963) про­воз­гла­си­ла ос­но­вы ли­тур­гич. об­нов­ле­ния – из­ме­не­ния внеш­ней сто­ро­ны бо­го­слу­же­ния, ос­тав­ляя не­из­мен­ным его дог­ма­ти­че­ское ос­но­ва­ние. Пе­ре­смотр чи­на мес­сы был пред­при­нят, что­бы яс­нее по­ка­зать смысл ка­ж­дой из час­тей бо­го­слу­же­ния, а так­же их ли­тур­гич. взаи­мо­связь. Ли­тур­гич. ре­фор­ма пре­ду­смат­ри­ва­ла: ис­поль­зо­ва­ние нац. язы­ка в гл. бо­го­слу­же­нии при­хо­дов (кро­ме центр. мо­мен­тов при­ча­ст­ной ли­тур­гии); вклю­че­ние по­сле про­по­ве­ди «об­щей мо­лит­вы» или «мо­лит­вы вер­ных»; при­ча­ще­ние ми­рян под дву­мя ви­да­ми, по ус­мот­ре­нию епи­ско­пов; со­слу­же­ние до­пус­ка­лось в Ве­ли­кий чет­верг, на мес­сах, со­вер­шае­мых на со­бо­рах, в со­б­ра­ни­ях епи­ско­пов и в си­но­дах, при воз­ве­де­нии в сан на­стоя­те­ля мо­на­сты­ря и в не­ко­то­рых иных слу­ча­ях; бы­ло от­ме­не­но про­чте­ние всей Псал­ти­ри в те­че­ние не­де­ли; В. II с. по­зво­лил адап­ти­ро­вать рим. об­ряд к ме­ст­ным бо­го­слу­жеб­ным обы­ча­ям. В при­ло­же­нии к кон­сти­ту­ции при­ве­де­на дек­ла­ра­ция о ре­фор­ме ка­лен­да­ря.

Дог­ма­ти­че­ская кон­сти­ту­ция о Церк­ви «Lumen gentium» (21.11.1964) – центр. до­ку­мент со­бо­ра, за­кре­пив­ший опи­са­ние сущ­но­сти и все­лен­ской мис­сии ка­то­лич. церк­ви. По­ня­тие «тор­же­ст­вую­щая Цер­ковь» бы­ло за­ме­не­но по­ня­ти­ем «Цер­ковь в слу­же­нии». Цер­ковь пред­став­ле­на как на­род Бо­жий в стран­ст­вии к веч­но­му цар­ст­вию Бо­жию. При этом ха­рак­те­ри­сти­ка Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви бы­ла да­на в та­ких фор­му­ли­ров­ках, ко­то­рые до­пус­ка­ют по­ло­жи­тель­ную оцен­ку дру­гих хри­сти­ан­ских кон­фес­сий. В кон­сти­ту­ции под­твер­ждён при­мат и без­оши­боч­ность су­ж­де­ний ex cathedra па­пы Рим­ско­го, но в то же вре­мя пре­ду­смот­ре­но кол­ле­ги­аль­ное уча­стие епи­ско­пов в управ­ле­нии Цер­ко­вью по­сред­ст­вом ак­ти­ви­за­ции дея­тель­но­сти епи­скоп­ских си­но­дов.

Дог­ма­ти­че­ская кон­сти­ту­ция о Бо­же­ст­вен­ном От­кро­ве­нии «Dei Verbum» (18.11.1965) за­тро­ну­ла во­прос о Свя­щен­ном Пи­са­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии. Пред­став­ле­ние о двух оди­на­ко­вых по свя­то­сти и зна­чи­мо­сти ис­точ­ни­ках От­кро­ве­ния (за­кре­п­лён­ное в до­ку­мен­тах Три­дент­ско­го со­бо­ра) бы­ло от­верг­ну­то; кон­сти­ту­ция под­черк­ну­ла един­ст­во Пи­са­ния, Пре­да­ния и учи­тель­ст­ва Церк­ви в во­про­сах ве­ры.

Пас­тыр­ская кон­сти­ту­ция о Церк­ви в совр. ми­ре «Gaudium et spes» (7.12.1965) со­сто­ит из двух час­тей. В пер­вой из них из­ло­же­ны ос­но­вы хри­сти­ан­ской ан­тропо­ло­гии, оха­рак­те­ри­зо­ван весь ком­плекс про­блем, ока­зы­ваю­щих влия­ние на че­ло­ве­че­скую лич­ность в её зем­ном пу­ти. Во вто­рой час­ти бо­лее под­роб­но рас­смот­ре­ны не­ко­то­рые, наи­бо­лее зна­чи­мые, с точ­ки зре­ния Церк­ви, во­про­сы со­вре­мен­но­сти: про­бле­мы бра­ка и се­мьи, куль­ту­ры, эко­но­ми­ки, по­ли­ти­ки и ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ний. Ис­ход­ным пунк­том пас­тыр­ской кон­сти­ту­ции яв­ля­ет­ся идея об «ав­то­но­мии» зем­ных дел, что де­ла­ет воз­мож­ным для Церк­ви диа­лог с ми­ром.

Дек­рет об эку­ме­низ­ме «Unitatis re­din­tegratio» (21.11.1964) дек­ла­ри­ро­вал не­об­хо­ди­мость уст­рем­ле­ния к един­ст­ву и ра­вен­ст­ву всех хри­сти­ан, пред­ло­жив в от­но­ше­нии к пред­ста­ви­те­лям иных хри­сти­ан­ских кон­фес­сий прин­цип «par cum pari» («рав­ный с рав­ным»). Хо­тя при­зна­ва­лось, что др. ве­ро­ис­по­ве­да­ния «спо­соб­ны от­крыть дос­туп ко спа­си­тель­но­му об­ще­нию», все­об­щим ору­ди­ем спа­се­ния бы­ла на­зва­на Рим­ско-ка­то­лич. цер­ковь, ве­до­мая пон­ти­фи­ка­ми – пре­ем­ни­ка­ми ап. Пет­ра и епи­ско­па­ми. До­ку­мент вклю­ча­ет раз­де­лы «Об осо­бом ува­же­нии к Вос­точ­ным Церк­вам» и «Об от­де­лён­ных Церк­вах и цер­ков­ных об­щи­нах на За­па­де».

В дек­ре­те о Вост. ка­то­лич. церк­вах «Orientalium Ecclesiarum» (21.11.1964) го­во­рит­ся, что раз­ли­чаю­щие­ся ме­ж­ду со­бой об­ря­да­ми, цер­ков­ной дис­ци­п­ли­ной и ду­хов­ным на­сле­ди­ем Вос­точ­ные и За­пад­ные церк­ви об­ла­да­ют рав­ным дос­то­ин­ст­вом, рав­ны­ми пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми, что сле­ду­ет за­бо­тить­ся о под­держ­ке и раз­ви­тии всех по­ме­ст­ных хри­сти­ан­ских церк­вей.

Дек­рет о пас­тыр­ском слу­же­нии епи­ско­пов в Церк­ви «Christus Dominus» (28.10.1965) по­свя­щён ха­рак­те­ри­сти­ке ро­ли епи­ско­пов в це­лом в жиз­ни Церк­ви, в жиз­ни дио­це­за, в меж­дио­цез­ном слу­же­нии, оп­ре­де­ле­нию их взаи­мо­от­но­ше­ний с апо­столь­ским пре­сто­лом и друг с дру­гом на си­но­дах, со­бо­рах и кон­фе­рен­ци­ях. В до­ку­мен­те рас­смот­ре­ны во­про­сы о гра­ни­цах дио­це­зов, цер­ков­ных про­вин­ций и об уч­ре­ж­де­нии цер­ков­ных ре­гио­нов.

Раз­но­об­раз­ные про­бле­мы цер­ков­ной дис­ци­п­ли­ны, дея­тель­но­сти пас­ты­рей и под­го­тов­ки к свя­щен­ст­ву рас­смот­ре­ны в дек­ре­те об об­нов­ле­нии жиз­ни мо­на­шест­вую­щих в совр. ус­ло­ви­ях «Prefe­c­tae caritatis» (28.10.1965), дек­ре­те о под­го­тов­ке к свя­щен­ст­ву «Optatam to­tius» (28.10.1965), дек­ре­те о слу­же­нии и жиз­ни свя­щен­ни­ков «Presbyterorum ordinis» (7.12.1965).

Дек­ла­ра­ция об от­но­ше­нии Церк­ви к не­хри­сти­ан­ским ре­ли­ги­ям «Nostra aeta­te» (28.10.1965) за­кре­пи­ла но­вое от­но­ше­ние Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви к иу­да­из­му и не­хри­сти­ан­ским ре­ли­ги­ям, осу­див дис­кри­ми­на­цию и ос­корб­ле­ния лю­дей по ра­со­во­му при­зна­ку, цве­ту ко­жи, об­ществ. по­ло­же­нию или ре­лиг. при­над­леж­но­сти. В до­ку­мен­те бы­ло при­зна­но, что не­хри­сти­ан­ские ве­ро­ис­по­ве­да­ния со­дер­жат эле­мен­ты, цен­ные и дос­той­ные ува­же­ния со сто­ро­ны хри­сти­ан. В де­кла­ра­ции го­во­рит­ся о ду­хов­ной бли­зо­сти иу­да­из­ма и хри­сти­ан­ст­ва, рас­кры­то уче­ние Церк­ви о зем­ной смер­ти Ии­су­са Хри­ста, осу­ж­де­ны про­яв­ле­ния ан­ти­се­ми­тиз­ма.

В дек­ла­ра­ции о ре­лиг. сво­бо­де «Dig­nitatis humanae» (7.12.1965) речь идёт о пра­ве лич­но­сти и со­об­ществ на об­ществ. и гражд. сво­бо­ду в во­про­сах ре­ли­гии. В до­ку­мен­те ут­вер­жда­ет­ся при­ори­тет сво­бо­ды со­вес­ти, при­зна­ёт­ся сво­бо­да че­ло­ве­ка сле­до­вать сво­ей со­вес­ти, что­бы дос­тичь ис­ти­ны и Бо­га. За ре­лиг. об­щи­на­ми бы­ло при­зна­но пра­во учить сво­ей ве­ре, ис­по­ве­до­вать её от­кры­то; за гражд. об­ще­ст­вом – пра­во за­щи­щать се­бя от зло­упот­реб­ле­ний, ко­то­рые мо­гут воз­ник­нуть под пред­ло­гом ог­ра­ни­че­ния ре­лиг. сво­бо­ды.

Лит.: Storia del Concilio Vaticano II / Dir. da G. Alberigo. Bologna, 1995–2001. Vol. 1–5.

Вернуться к началу