ВАТИКА́НСКИЙ II СОБО́Р
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАТИКА́НСКИЙ II СОБО́Р (11.10.1962–8.12.1965), собор Римско-католич. церкви (в католич. традиции – 21-й Вселенский собор). Был созван по инициативе папы Римского Иоанна XXIII; осн. целями собора, согласно папской энциклике «Ad Petri Cathedram» (29.6.1959), были «развитие католич. веры», обновление христианской жизни, приспособление католицизма к изменившимся геополитическим условиям в мире. Проходил в базилике Св. Петра в Риме; состоялись 4 сессии, 168 генеральных конгрегаций. В В. II с. приняли участие 3058 епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций, присутствовали миряне, наблюдатели от др. конфессий, дипломатич. корпус. Собор завершил работу при папе Римском Павле VI.
Подготовка собора
25.1.1959 папой Римским Иоанном XXIII было сделано офиц. объявление о намерении созвать собор католич. церкви. В 1959–60 работала Предподготовительная комиссия собора. В июне 1960 Иоанн XXIII официально установил наименование собора как II Ватиканского, определил его задачи, учредил 11 Подготовительных комиссий (включая Центральную) и 3 секретариата, определил порядок их формирования.
В дек. 1961 в булле «Humanae Salutis» Иоанн XXIII представил всестороннее обоснование необходимости созыва «нового Вселенского собора». Датой открытия было установлено 11.10.1962. 70 статей Устава собора, включавшие правила проведения собраний, ранги, права участников, порядок голосования и т. д., были утверждены в авг. 1962.
Итоговые документы собора
Конституция о священной литургии «Sacrosanctum Concilium» (4.12.1963) провозгласила основы литургич. обновления – изменения внешней стороны богослужения, оставляя неизменным его догматическое основание. Пересмотр чина мессы был предпринят, чтобы яснее показать смысл каждой из частей богослужения, а также их литургич. взаимосвязь. Литургич. реформа предусматривала: использование нац. языка в гл. богослужении приходов (кроме центр. моментов причастной литургии); включение после проповеди «общей молитвы» или «молитвы верных»; причащение мирян под двумя видами, по усмотрению епископов; сослужение допускалось в Великий четверг, на мессах, совершаемых на соборах, в собраниях епископов и в синодах, при возведении в сан настоятеля монастыря и в некоторых иных случаях; было отменено прочтение всей Псалтири в течение недели; В. II с. позволил адаптировать рим. обряд к местным богослужебным обычаям. В приложении к конституции приведена декларация о реформе календаря.
Догматическая конституция о Церкви «Lumen gentium» (21.11.1964) – центр. документ собора, закрепивший описание сущности и вселенской миссии католич. церкви. Понятие «торжествующая Церковь» было заменено понятием «Церковь в служении». Церковь представлена как народ Божий в странствии к вечному царствию Божию. При этом характеристика Римско-католич. церкви была дана в таких формулировках, которые допускают положительную оценку других христианских конфессий. В конституции подтверждён примат и безошибочность суждений ex cathedra папы Римского, но в то же время предусмотрено коллегиальное участие епископов в управлении Церковью посредством активизации деятельности епископских синодов.
Догматическая конституция о Божественном Откровении «Dei Verbum» (18.11.1965) затронула вопрос о Священном Писании и Священном Предании. Представление о двух одинаковых по святости и значимости источниках Откровения (закреплённое в документах Тридентского собора) было отвергнуто; конституция подчеркнула единство Писания, Предания и учительства Церкви в вопросах веры.
Пастырская конституция о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» (7.12.1965) состоит из двух частей. В первой из них изложены основы христианской антропологии, охарактеризован весь комплекс проблем, оказывающих влияние на человеческую личность в её земном пути. Во второй части более подробно рассмотрены некоторые, наиболее значимые, с точки зрения Церкви, вопросы современности: проблемы брака и семьи, культуры, экономики, политики и междунар. отношений. Исходным пунктом пастырской конституции является идея об «автономии» земных дел, что делает возможным для Церкви диалог с миром.
Декрет об экуменизме «Unitatis redintegratio» (21.11.1964) декларировал необходимость устремления к единству и равенству всех христиан, предложив в отношении к представителям иных христианских конфессий принцип «par cum pari» («равный с равным»). Хотя признавалось, что др. вероисповедания «способны открыть доступ ко спасительному общению», всеобщим орудием спасения была названа Римско-католич. церковь, ведомая понтификами – преемниками ап. Петра и епископами. Документ включает разделы «Об особом уважении к Восточным Церквам» и «Об отделённых Церквах и церковных общинах на Западе».
В декрете о Вост. католич. церквах «Orientalium Ecclesiarum» (21.11.1964) говорится, что различающиеся между собой обрядами, церковной дисциплиной и духовным наследием Восточные и Западные церкви обладают равным достоинством, равными правами и обязанностями, что следует заботиться о поддержке и развитии всех поместных христианских церквей.
Декрет о пастырском служении епископов в Церкви «Christus Dominus» (28.10.1965) посвящён характеристике роли епископов в целом в жизни Церкви, в жизни диоцеза, в междиоцезном служении, определению их взаимоотношений с апостольским престолом и друг с другом на синодах, соборах и конференциях. В документе рассмотрены вопросы о границах диоцезов, церковных провинций и об учреждении церковных регионов.
Разнообразные проблемы церковной дисциплины, деятельности пастырей и подготовки к священству рассмотрены в декрете об обновлении жизни монашествующих в совр. условиях «Prefectae caritatis» (28.10.1965), декрете о подготовке к священству «Optatam totius» (28.10.1965), декрете о служении и жизни священников «Presbyterorum ordinis» (7.12.1965).
Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям «Nostra aetate» (28.10.1965) закрепила новое отношение Римско-католич. церкви к иудаизму и нехристианским религиям, осудив дискриминацию и оскорбления людей по расовому признаку, цвету кожи, обществ. положению или религ. принадлежности. В документе было признано, что нехристианские вероисповедания содержат элементы, ценные и достойные уважения со стороны христиан. В декларации говорится о духовной близости иудаизма и христианства, раскрыто учение Церкви о земной смерти Иисуса Христа, осуждены проявления антисемитизма.
В декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» (7.12.1965) речь идёт о праве личности и сообществ на обществ. и гражд. свободу в вопросах религии. В документе утверждается приоритет свободы совести, признаётся свобода человека следовать своей совести, чтобы достичь истины и Бога. За религ. общинами было признано право учить своей вере, исповедовать её открыто; за гражд. обществом – право защищать себя от злоупотреблений, которые могут возникнуть под предлогом ограничения религ. свободы.