ТРИДЕ́НТСКИЙ СОБО́Р
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРИДЕ́НТСКИЙ СОБО́Р (Concilium Tridentinum), Вселенский собор Римско-католич. церкви, сыгравший значит. роль в организации католич. реформы и противостоянии Реформации и протестантизму. Проходил в 3 этапа, с 1545 по 1563, в итал. городе Тренто (лат. Tridentum).
1-й этап (13.12.1545 – март 1547): принято постановление, называвшее в качестве источников Откровения канонич. книги Ветхого и Нового Заветов (в лат. пер. – Вульгата) и уравнивавшее в авторитете Священное Писание и Священное Предание. Тем самым отвергался тезис протестантов об исключит. авторитете Священного Писания в делах веры. Против протестантов было направлено также постановление о том, что использовавшийся католич. Церковью на протяжении многих веков лат. перевод Библии должен считаться аутентичным. Принято решение ввести при кафедральных церквах преподавание Священного Писания; епископам и священникам предписывалось в обязат. порядке выступать с проповедями по воскресеньям и праздникам. Долгие и жаркие дебаты вызвало учение о спасении. Итоговый декрет (13.1.1547) сформулирован в резком противопоставлении протестантскому учению о единоспасающей вере. В февр. 1547 одобрен декрет с общим определением таинств и установлено их число (7). В 1549 Павел III приостановил заседания Тридентского собора.
2-й этап (1.5.1551 – апр. 1552): принят декрет о Евхаристии, подтверждающий (вопреки учениям М. Лютера и У. Цвингли) реальное и истинное присутствие Спасителя и пресуществление Его крови и тела в вино и хлеб в момент свершения таинства; в нояб. 1551 одобрены постановления о таинствах исповеди и соборования, а также по упорядочению церковной жизни. Выполняя обещание, данное императору на рейхстаге в Аугсбурге в 1548, протестанты Страсбурга, Вюртемберга, курфюршеств Саксонии и Бранденбурга направили своих посланцев в 1552 на Т. с., при этом требуя подвергнуть новому рассмотрению уже принятые постановления и отменить подчинение собора папе. Эти условия оказались неприемлемыми для католиков, и протестанты отказались участвовать в работе Т. с. Выступление герм. князей во главе с курфюрстом Морицем Саксонским против Карла V привело к приостановке 28.4.1552 заседаний собора.
3-й этап (18.1.1562–4.12.1563): работа Т. с. возобновилась при папе Пие IV (1560–65). Папство столкнулось с широкой оппозицией епископов и преобразовательными устремлениями могуществ. светских владык и некоторых нац. церквей католич. части Европы. Отсутствие единства и несовпадение интересов по конкретным вопросам дали возможность строгим ревнителям католич. традиции сохранить в неприкосновенности осн. устои Церкви. В сентябре декретом о мессе подтверждалась её центр. роль в мистерии спасения, поскольку в ней воспроизводилась искупительная, крестная жертва Христа; были сохранены немые (без пения) и заупокойные мессы. Одобренным в июле 1563 постановлением церковная иерархия признавалась необходимой, власть епископов – законной, и особым каноном – законность епископов, утверждённых папой. Тогда же было принято постановление об учреждении в каждой епархии семинарии для подготовки священников. Расширялся надзор епископов за духовенством. Вводились меры против злоупотреблений, сеявших смуту в Церкви и подрывавших её авторитет; упорядочивалось управление церковным имуществом, строго воспрещались: торговля духовными должностями, всякого рода вымогательства, сосредоточение в одних руках нескольких бенефициев. Были одобрены постановления о признании за Церковью права издавать индульгенции, о почитании святых мощей и священных образов, подтверждалось учение о чистилище. На последней сессии Т. с. (3–4.12.1563) зачитаны и одобрены принятые ранее решения, подписанные всеми присутствующими иерархами. 26.1.1564 папа одобрил решения Т. с. буллой «Benedictus Deus» (опубликована 30.6.1564); за Святым Престолом было оставлено исключит. право их толкования. См. также Контрреформация.