Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРИДЕ́НТСКИЙ СОБО́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 392-393

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Ф. Кудрявцев
Заседание Тридентского собора. Раскрашенная гравюра. 16 в.

ТРИДЕ́НТСКИЙ СОБО́Р (Concilium Tri­dentinum), Все­лен­ский со­бор Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, сыг­рав­ший зна­чит. роль в ор­га­ни­за­ции ка­то­лич. ре­фор­мы и про­ти­во­стоя­нии Ре­фор­ма­ции и про­тес­тан­тиз­му. Про­хо­дил в 3 эта­па, с 1545 по 1563, в итал. го­ро­де Трен­то (лат. Tridentum).

1-й этап (13.12.1545 – март 1547): при­ня­то по­ста­нов­ле­ние, на­зы­вав­шее в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ков От­кро­ве­ния ка­но­нич. кни­ги Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов (в лат. пер. – Вуль­га­та) и урав­ни­вав­шее в ав­то­ри­те­те Свя­щен­ное Пи­са­ние и Свя­щен­ное Пре­да­ние. Тем са­мым от­вер­гал­ся те­зис про­тес­тан­тов об ис­клю­чит. ав­то­ри­те­те Свя­щен­но­го Пи­са­ния в де­лах ве­ры. Про­тив про­тес­тан­тов бы­ло на­прав­ле­но так­же по­ста­нов­ле­ние о том, что ис­поль­зо­вав­ший­ся ка­то­лич. Цер­ко­вью на про­тя­же­нии мно­гих ве­ков лат. пе­ре­вод Биб­лии дол­жен счи­тать­ся ау­тен­тич­ным. При­ня­то ре­ше­ние вве­сти при ка­фед­раль­ных церк­вах пре­по­да­ва­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния; епи­ско­пам и свя­щен­ни­кам пред­пи­сы­ва­лось в обя­зат. по­ряд­ке вы­сту­пать с про­по­ве­дя­ми по вос­кре­сень­ям и празд­ни­кам. Дол­гие и жар­кие де­ба­ты вы­зва­ло уче­ние о спа­се­нии. Ито­го­вый дек­рет (13.1.1547) сфор­му­ли­ро­ван в рез­ком про­ти­во­пос­тав­ле­нии про­тес­тант­ско­му уче­нию о еди­но­спа­саю­щей ве­ре. В февр. 1547 одоб­рен дек­рет с об­щим оп­ре­де­ле­ни­ем та­инств и ус­та­нов­ле­но их чис­ло (7). В 1549 Па­вел III при­ос­та­но­вил за­се­да­ния Три­дент­ско­го со­бо­ра.

2-й этап (1.5.1551 – апр. 1552): при­нят дек­рет о Ев­ха­ри­стии, под­твер­ждаю­щий (во­пре­ки уче­ни­ям М. Лю­те­ра и У. Цвинг­ли) ре­аль­ное и ис­тин­ное при­сут­ст­вие Спа­си­те­ля и пре­су­ще­ст­в­ле­ние Его кро­ви и те­ла в ви­но и хлеб в мо­мент свер­ше­ния та­ин­ст­ва; в но­яб. 1551 одоб­ре­ны по­ста­нов­ле­ния о та­ин­ст­вах ис­по­ве­ди и со­бо­ро­ва­ния, а так­же по упо­ря­до­че­нию цер­ков­ной жиз­ни. Вы­пол­няя обе­ща­ние, дан­ное им­пе­ра­то­ру на рейхс­та­ге в Аугс­бур­ге в 1548, про­тес­тан­ты Страс­бур­га, Вюр­тем­бер­га, кур­фюр­шеств Сак­со­нии и Бран­ден­бур­га на­пра­ви­ли сво­их по­слан­цев в 1552 на Т. с., при этом тре­буя под­верг­нуть но­во­му рас­смот­ре­нию уже при­ня­тые по­ста­нов­ле­ния и от­ме­нить под­чи­не­ние со­бо­ра па­пе. Эти ус­ло­вия ока­за­лись не­при­ем­ле­мы­ми для ка­то­ли­ков, и про­тес­тан­ты от­ка­за­лись уча­ст­во­вать в ра­бо­те Т. с. Вы­сту­п­ле­ние герм. кня­зей во гла­ве с кур­фюр­стом Мо­ри­цем Сак­сон­ским про­тив Кар­ла V при­ве­ло к при­ос­та­нов­ке 28.4.1552 за­се­да­ний со­бо­ра.

3-й этап (18.1.1562–4.12.1563): ра­бо­та Т. с. во­зоб­но­ви­лась при па­пе Пие IV (1560–65). Пап­ст­во столк­ну­лось с ши­ро­кой оп­по­зи­ци­ей епи­ско­пов и пре­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми уст­рем­ле­ния­ми мо­гу­ществ. свет­ских вла­дык и не­ко­то­рых нац. церк­вей ка­то­лич. час­ти Ев­ро­пы. От­сут­ст­вие един­ст­ва и не­сов­па­де­ние ин­те­ре­сов по кон­крет­ным во­про­сам да­ли воз­мож­ность стро­гим рев­ни­те­лям ка­то­лич. тра­ди­ции со­хра­нить в не­при­кос­но­вен­но­сти осн. ус­тои Церк­ви. В сен­тяб­ре дек­ре­том о мес­се под­твер­жда­лась её центр. роль в мис­те­рии спа­се­ния, по­сколь­ку в ней вос­про­из­во­ди­лась ис­ку­пи­тель­ная, кре­ст­ная жерт­ва Хри­ста; бы­ли со­хра­не­ны не­мые (без пе­ния) и за­упо­кой­ные мес­сы. Одоб­рен­ным в ию­ле 1563 по­ста­нов­ле­ни­ем цер­ков­ная ие­рар­хия при­зна­ва­лась не­об­хо­ди­мой, власть епи­ско­пов – за­кон­ной, и осо­бым ка­но­ном – за­кон­ность епи­ско­пов, ут­вер­ждён­ных па­пой. То­гда же бы­ло при­ня­то по­ста­нов­ле­ние об уч­реж­де­нии в каж­дой епар­хии се­ми­на­рии для под­го­тов­ки свя­щен­ни­ков. Рас­ши­рял­ся над­зор епи­ско­пов за ду­хо­вен­ст­вом. Вво­ди­лись ме­ры про­тив зло­упот­реб­ле­ний, се­яв­ших сму­ту в Церк­ви и под­ры­вав­ших её ав­то­ри­тет; упо­ря­до­чи­ва­лось управ­ле­ние цер­ков­ным иму­ще­ст­вом, стро­го вос­пре­ща­лись: тор­гов­ля ду­хов­ны­ми долж­но­стя­ми, вся­ко­го ро­да вы­мо­га­тель­ст­ва, со­сре­до­то­че­ние в од­них ру­ках не­сколь­ких бе­не­фи­ци­ев. Бы­ли одоб­ре­ны по­ста­нов­ле­ния о приз­на­нии за Цер­ко­вью пра­ва из­да­вать ин­дуль­ген­ции, о по­чи­та­нии свя­тых мо­щей и свя­щен­ных об­ра­зов, под­твер­жда­лось уче­ние о чис­ти­ли­ще. На по­след­ней сес­сии Т. с. (3–4.12.1563) за­чи­та­ны и одоб­ре­ны при­ня­тые ра­нее ре­ше­ния, под­пи­сан­ные все­ми при­сут­ст­вую­щи­ми иерар­ха­ми. 26.1.1564 па­па одоб­рил ре­ше­ния Т. с. бул­лой «Benedictus Deus» (опуб­ли­ко­ва­на 30.6.1564); за Свя­тым Пре­сто­лом бы­ло ос­тав­ле­но ис­клю­чит. пра­во их тол­ко­ва­ния. См. так­же Контр­ре­фор­ма­ция.

Ис­точн.: Monumentorum ad historiam concilii Tridentini potissimum illustrandam spectan­tium amplissima collectio. Lovanii, 1781–1787. Vol. 1–7; Concilium Tridentinum: Diariorum, actorum, epistularum, tractatuum nova col­lec­tio. Friburgi Brisgoviae, 1901–[2001]. Vol. 1–[13].

Лит.: Pallavicino S. Istoria del Concilio di Tren­to. Roma, 1656–1657. Vol. 1–2; Ран­ке Л. Рим­ские па­пы в по­след­ние че­ты­ре сто­ле­тия. СПб., 1874. Т. 1–2; Ri­chard P. Concile de Tren­te. P., 1930–1931. Vol. 1–2; Cherubel­li P. Il contributo degli ordini religiosi al Concilio di Trento. Firenze, 1946; Cris­tiani L. L’Église а̀ l’époque du Concile de Trente. P., 1948; Jedin H. Geschichte des Konzils von Trient. Freiburg im Breisgau, 1949–1975. Bd 1–4; Das Weltkonzil von Trient: Sein Werden und Wirken. Freiburg im Breisgau, 1951. Bd 1–2; Il Concilio di Trento e la riforma tridentina. Roma, 1965. Vol. 1–2; Müller G. Die römische Kurie und die Reformation, 1523–1534. Gü­tersloh, 1969; Sarpi P. Istoria del Concilio Triden­tino / A cura di C. Vivanti. Torino, 1974. Vol. 1–2; I tempi del con­cilio: Religione, cul­tu­ra e societа̀ nell’Europa tridentina. Roma, 1997.

Вернуться к началу