Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНДУЛЬГЕ́НЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 356

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Казбекова

ИНДУЛЬГЕ́НЦИЯ (лат. indulgentia – снис­хо­ж­де­ние, ми­лость, ос­во­бо­ж­де­ние от дол­га, на­ка­за­ния, на­ло­го­вая льго­та), в ка­то­лич. церк­ви на­чи­ная с 11 в. ос­во­бо­ж­де­ние от епи­ти­мии, а так­же от на­ла­гае­мо­го Бо­гом в чис­ти­ли­ще времен­но­го на­ка­за­ния за гре­хи; гра­мо­та, со­дер­жа­щая та­кое ос­во­бож­де­ние (лат. li­ttera indul­gen­tialis).

Ни­кей­ский со­бор (325) раз­ре­шил епи­ско­пам при ис­крен­нем рас­кая­нии греш­ни­ка со­кра­щать дли­тель­ные сро­ки по­кая­ния, пре­ду­смот­рен­ные прак­ти­кой ран­ней Церк­ви. Ин­сти­тут И. фор­ми­ро­вал­ся на ос­но­ве прак­ти­ки от­пу­ще­ния гре­хов (ab­solutio), до­пус­кав­шей в ка­то­лич. церк­ви в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье воз­мож­ность за­ме­ны од­ной епи­ти­мии дру­гой (commu­tatio), а так­же её смяг­че­ния при оп­реде­лён­ных ус­ло­ви­ях (redemptio); эта прак­ти­ка на­шла от­ра­же­ние в ис­по­вед­ных кни­гах (poenitentiale). Тер­мин «in­dul­gen­tia» при­ме­ни­тель­но к прак­ти­ке от­пу­ще­ния гре­хов про­сле­жи­ва­ет­ся с 11 в., на ран­них эта­пах он фи­гу­ри­ру­ет од­но­вре­мен­но с «pax», «remissio», «do­na­tio», «con­donatio». На Клер­мон­ском со­бо­ре (1095) па­па Рим­ский Ур­бан II (1088–99) из­дал И. для кре­сто­нос­цев «с от­пу­ще­ни­ем всех гре­хов» (pro omni poeniten­tia); эта прак­ти­ка позд­нее во­шла в тра­ди­цию. Ран­ние епи­скоп­ские И. из Юж. Фран­ции и Сев. Ис­па­нии (нач. 12 в.) со­дер­жа­ли от­пу­ще­ние гре­хов 20-днев­но­го или 40-днев­но­го пе­рио­да, впо­след­ст­вии этот срок уве­ли­чил­ся до не­сколь­ких лет. Рас­про­стра­нён­ным по­во­дом для из­да­ния И. бы­ли цер­ков­ные празд­не­ства, свя­зан­ные с куль­том свя­тых. Епи­ско­пы и кар­ди­на­лы ши­ро­ко пре­дос­тав­ля­ли хра­мам и мо­на­сты­рям пра­во на про­да­жу И. по цер­ков­ным празд­ни­кам для сбо­ра средств на цер­ков­ное строи­тель­ст­во, по­мощь бед­ным, со­дер­жа­ние хра­ма и кли­ра, гос­пи­та­лей. Тео­ре­тич. обос­но­ва­ние И. ба­зи­ро­ва­лось на раз­ра­бо­тан­ной тео­ло­га­ми 13 в. (Фо­мой Ак­вин­ским, Бо­на­вен­ту­рой) тео­рии «со­кро­вищ­ни­цы Церк­ви» (thesaurus ecclesiae) – на­хо­дя­ще­го­ся в рас­по­ря­же­нии Церк­ви не­ис­ся­кае­мо­го «за­па­са» бла­го­да­ти, на­ко­п­лен­но­го стра­да­ния­ми Хри­ста и под­ви­га­ми свя­тых и му­че­ни­ков во имя ве­ры, от ко­то­ро­го Цер­ковь мог­ла по сво­ему ус­мот­ре­нию чер­пать бла­го­дать для ве­рую­щих. Хра­ни­те­ля­ми «со­кро­вищ­ни­цы Церк­ви» при­зна­ва­лись ап. Пётр и его на­ме­ст­ник на зем­ле – па­па Рим­ский. Уче­ние о «со­кро­вищ­ни­це Церк­ви» бы­ло офи­ци­аль­но ут­вер­жде­но па­пой Кли­мен­том VI (1342–52) бул­лой «Unigeni­tus Dei Filius» (1343). Со­глас­но цер­ков­но­му уче­нию, в та­ин­ст­ве по­кая­ния со­вер­ша­лось очи­ще­ние греш­ни­ка от ви­ны за грех, сни­ма­лось веч­ное на­ка­за­ние за смерт­ный грех, но на­ла­га­лось вре­мен­ное на­ка­за­ние, ко­то­рое греш­ник дол­жен был по­нес­ти в зем­ной жиз­ни или в чис­ти­ли­ще и ко­то­рое мож­но бы­ло снять по­сред­ст­вом И., за­ме­няв­шей лич­ные по­ка­ян­ные тру­ды за­слу­га­ми Хри­ста и свя­тых из «со­кро­вищ­ни­цы Церк­ви». И. да­ва­лась в чрез­вы­чай­ных об­стоя­тель­ст­вах, при на­ли­чии раз­ре­ше­ния от ду­хов­ни­ка и при­зна­ков рас­кая­ния, при вне­се­нии дос­та­точ­ной сум­мы по­жерт­во­ва­ний (для бед­ных в не­ко­то­рых слу­ча­ях бес­плат­но). Бы­ло вы­ра­бо­та­но уче­ние о пап­ской пол­ной И. (indulgentia plenaria; напр., в от­но­ше­нии ин­кви­зи­то­ров, кре­сто­нос­цев, па­лом­ни­ков в Свя­тую зем­лю и др.). В 1300 па­па Рим­ский Бо­ни­фа­ций VIII (1295–1303) про­воз­гла­сил пол­ную И. для всех рим. па­лом­ни­ков по слу­чаю юби­лей­но­го го­да (см. «Annus sanctus»), па­па Кли­мент VI по­вто­рил её в 1350. В 14 в. прак­ти­ка И. бы­ла рас­про­стра­не­на в от­но­ше­нии душ умер­ших, на­хо­дя­щих­ся в чис­ти­ли­ще [офи­ци­аль­но за­кре­п­ле­на в 1476 бул­лой «Salvator noster» па­пы Рим­ско­го Сик­ста IV (1471–84)]. В этом слу­чае Цер­ковь дей­ст­во­ва­ла не в си­лу сво­ей юрис­дик­ции, но по­сред­ст­вом мо­лит­вы, про­ся Бо­га со­кра­тить срок пре­бы­ва­ния ду­ши умер­ше­го в чис­ти­ли­ще (per modum suffragii – «по­сред­ст­вом хо­да­тай­ст­ва» – ек­те­ний). То­гда же, в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем эпи­де­мии чу­мы, воз­ник­ла прак­ти­ка И. с от­пу­ще­ни­ем гре­хов на смерт­ном од­ре.

Про­да­жа И. бы­ла воз­ло­же­на на осо­бых про­по­вед­ни­ков-кве­стуа­ри­ев. IV Ла­те­ран­ский со­бор (1215) рег­ла­мен­ти­ро­вал их дея­тель­ность и ог­ра­ни­чил пра­ва епи­ско­пов на вы­да­чу И.: сро­ком на один год в честь хра­мо­во­го празд­ни­ка или на 40 дней по др. по­во­дам. Мно­го­числ. зло­упот­реб­ле­ния, свя­зан­ные с И., вы­зы­ва­ли кри­ти­ку в са­мой Церк­ви и в об­ще­ст­ве (Валь­тер фон дер Фо­гель­вей­де, Дан­те), под­ры­ва­ли по­ло­же­ние Церк­ви и пап­ст­ва, ста­ли од­ним из осн. объ­ек­тов кри­ти­ки в эпо­ху Ре­фор­ма­ции. И. ста­ли вос­при­ни­мать­ся как про­да­вае­мое за день­ги раз­ре­ше­ние со­вер­шить грех, про­ще­ние бу­ду­щих гре­хов, про­ще­ние гре­хов умер­ших, на­хо­дя­щих­ся в чис­ти­ли­ще. Па­па Кли­мент V (1305–14) за­пре­тил вы­да­чу И. с фор­му­лой ос­во­бо­ж­де­ния «от ви­ны и от на­ка­за­ния» (a culpa et a poena). Кон­станц­ский со­бор про­воз­гла­сил не­дей­стви­тель­ны­ми все И. с этой фор­му­лой (1418). Тем не ме­нее в кон. 15 – нач. 16 вв. в Зап. Ев­ро­пе тор­гов­ля И. при­ни­ма­ла всё бо́ль­шие мас­шта­бы. Кри­ти­ка свя­зан­ных с этим зло­упо­треб­ле­ний сы­гра­ла важ­ную роль в под­го­тов­ке Ре­фор­ма­ции, на­ча­лом ко­то­рой счи­та­ет­ся об­на­ро­до­ва­ние М. Лю­те­ром 95 те­зи­сов про­тив И. (1517). Не­об­хо­ди­мость бо­лее стро­гой рег­ла­мен­та­ции раз­да­чи И. ощу­ща­лась и вну­три ка­то­лич. це­рк­ви. В 1567 па­па Пий V (1566–72) от­ме­нил все И., вы­дан­ные без со­блю­дения со­от­вет­ст­вую­щих тре­бо­ва­ний за день­ги или по­жерт­во­ва­ния. Три­дент­ский со­бор осу­дил зло­упот­реб­ле­ния, свя­зан­ные с вы­да­чей И., воз­ло­жил борь­бу с ни­ми на ме­ст­ные цер­ков­ные вла­сти и па­пу Рим­ско­го (1563), спо­соб­ст­во­вал со­з­да­нию Кон­гре­га­ции ин­дуль­ген­ций (окон­ча­тель­но офор­ми­лась в 1669, ре­ор­га­ни­зо­ва­на в 1710), рег­ла­мен­ти­ро­вав­шей их вы­да­чу и бо­ров­шей­ся со зло­упот­реб­ле­ния­ми. В 1904 па­па Пий X (1903–14) объ­е­ди­нил Кон­гре­га­цию ин­дуль­ген­ций с Кон­гре­га­ци­ей об­ря­дов.

В «Codex Iuris Canonici» (1917) пред­став­ле­на под­роб­ная клас­си­фи­ка­ция И. в со­от­вет­ст­вии со спо­со­бом, ме­стом, вре­ме­нем вы­да­чи, ад­ре­са­та­ми и т. д. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ным яв­ля­ет­ся раз­ли­чие, ус­та­нов­лен­ное ме­ж­ду пол­ной и час­тич­ной И. Пол­ная И. пол­но­стью ос­во­бо­ж­да­ет от зем­но­го на­ка­за­ния за грех и не тре­бу­ет даль­ней­ше­го ис­ку­п­ле­ния в чис­ти­ли­ще. Час­тич­ная И., вы­да­вае­мая на оп­ре­де­лён­ное ко­ли­че­ст­во дней или лет в со­от­вет­ст­вии с по­ка­ян­ной прак­ти­кой ран­ней Церк­ви, сни­ма­ет лишь часть на­ка­за­ния в чис­ти­ли­ще. Пра­во вы­да­вать пол­ную И. за­кре­п­ле­но ис­клю­чи­тель­но за па­пой Рим­ским. Час­тич­ную И. вы­да­ют выс­шие цер­ков­ные ие­рар­хи, на­чи­ная с епи­ско­пов. Кли­ри­ки, свя­щен­ни­ки, ге­не­раль­ные ви­ка­рии, аб­ба­ты, ге­не­ра­лы ре­лиг. ор­де­нов мо­гут вы­да­вать И. толь­ко по спец. раз­ре­ше­нию пон­ти­фи­ков. Обя­за­тель­ны­ми ус­ло­вия­ми по­лу­че­ния И. яв­ля­ют­ся рас­кая­ние и от­пу­ще­ние гре­хов; для пол­ной И. не­об­хо­ди­мы так­же ис­по­ведь, при­час­тие, со­вер­ше­ние до­б­рых дел (мо­лит­ва, ми­ло­сты­ня, по­се­ще­ние хра­ма и т. д.). В совр. цер­ков­ном пра­ве И. рег­ла­мен­ти­ру­ют­ся ка­но­на­ми 992–997 «Codex Iuris Canonici» (1983) и апо­столь­ски­ми по­ста­нов­ле­ния­ми. Па­па Па­вел VI (1963–78) апо­столь­ской кон­сти­ту­ци­ей «Indulgentiarum doctrina» (1967) уп­разд­нил раз­ли­чия И., кро­ме пол­ной и час­тич­ной, уже­сто­чил ус­ло­вия по­лу­че­ния пол­ной И., сфор­му­ли­ро­вал совр. тол­ко­ва­ние уче­ния о «со­кро­вищ­ни­це Церк­ви». Апо­столь­ская пе­ни­тен­циа­рия по­ста­нов­ле­ни­ем «Enchiridion indulgentiarum» («Ру­ко­во­дство по ин­дуль­ген­ци­ям», 1968) ре­гла­мен­ти­ро­ва­ла ус­ло­вия по­лу­че­ния И. В честь юби­лей­но­го го­да ус­ло­вия по­лу­че­ния пол­ной И. обыч­но смяг­ча­ют­ся; по­ста­нов­ле­ние Апо­столь­ской пе­ни­тен­циа­рии «Il dono della indulgenza» («Дар ин­дуль­ген­ции», 2000) рег­ла­мен­ти­ро­ва­ло ши­ро­кую раз­да­чу И. в свя­зи с празд­но­ва­ни­ем 2000-ле­тия хри­сти­ан­ст­ва.

Лит.: Paulus N. Geschichte des Ablaßes im Mittelalter. Darmstadt, 2000. Bd 1–2; Щег­лов А. Д. Ин­дуль­ген­ция // Сло­варь сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры / Под ред. А. Я. Гу­ре­ви­ча. М., 2003; Це­рох Г., Го­ре­лов А. Ин­дуль­ген­ция // Ка­то­ли­че­ская эн­цик­ло­пе­дия. М., 2005. Т. 2 (библ.); Hödl L. Ablaß // Le­xi­kon für Theo­lo­gie und Kirche. 3. Aufl. Frei­burg u. a., 2006. Bd 1.

Вернуться к началу