ИНДУЛЬГЕ́НЦИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНДУЛЬГЕ́НЦИЯ (лат. indulgentia – снисхождение, милость, освобождение от долга, наказания, налоговая льгота), в католич. церкви начиная с 11 в. освобождение от епитимии, а также от налагаемого Богом в чистилище временного наказания за грехи; грамота, содержащая такое освобождение (лат. littera indulgentialis).
Никейский собор (325) разрешил епископам при искреннем раскаянии грешника сокращать длительные сроки покаяния, предусмотренные практикой ранней Церкви. Институт И. формировался на основе практики отпущения грехов (absolutio), допускавшей в католич. церкви в раннем Средневековье возможность замены одной епитимии другой (commutatio), а также её смягчения при определённых условиях (redemptio); эта практика нашла отражение в исповедных книгах (poenitentiale). Термин «indulgentia» применительно к практике отпущения грехов прослеживается с 11 в., на ранних этапах он фигурирует одновременно с «pax», «remissio», «donatio», «condonatio». На Клермонском соборе (1095) папа Римский Урбан II (1088–99) издал И. для крестоносцев «с отпущением всех грехов» (pro omni poenitentia); эта практика позднее вошла в традицию. Ранние епископские И. из Юж. Франции и Сев. Испании (нач. 12 в.) содержали отпущение грехов 20-дневного или 40-дневного периода, впоследствии этот срок увеличился до нескольких лет. Распространённым поводом для издания И. были церковные празднества, связанные с культом святых. Епископы и кардиналы широко предоставляли храмам и монастырям право на продажу И. по церковным праздникам для сбора средств на церковное строительство, помощь бедным, содержание храма и клира, госпиталей. Теоретич. обоснование И. базировалось на разработанной теологами 13 в. (Фомой Аквинским, Бонавентурой) теории «сокровищницы Церкви» (thesaurus ecclesiae) – находящегося в распоряжении Церкви неиссякаемого «запаса» благодати, накопленного страданиями Христа и подвигами святых и мучеников во имя веры, от которого Церковь могла по своему усмотрению черпать благодать для верующих. Хранителями «сокровищницы Церкви» признавались ап. Пётр и его наместник на земле – папа Римский. Учение о «сокровищнице Церкви» было официально утверждено папой Климентом VI (1342–52) буллой «Unigenitus Dei Filius» (1343). Согласно церковному учению, в таинстве покаяния совершалось очищение грешника от вины за грех, снималось вечное наказание за смертный грех, но налагалось временное наказание, которое грешник должен был понести в земной жизни или в чистилище и которое можно было снять посредством И., заменявшей личные покаянные труды заслугами Христа и святых из «сокровищницы Церкви». И. давалась в чрезвычайных обстоятельствах, при наличии разрешения от духовника и признаков раскаяния, при внесении достаточной суммы пожертвований (для бедных в некоторых случаях бесплатно). Было выработано учение о папской полной И. (indulgentia plenaria; напр., в отношении инквизиторов, крестоносцев, паломников в Святую землю и др.). В 1300 папа Римский Бонифаций VIII (1295–1303) провозгласил полную И. для всех рим. паломников по случаю юбилейного года (см. «Annus sanctus»), папа Климент VI повторил её в 1350. В 14 в. практика И. была распространена в отношении душ умерших, находящихся в чистилище [официально закреплена в 1476 буллой «Salvator noster» папы Римского Сикста IV (1471–84)]. В этом случае Церковь действовала не в силу своей юрисдикции, но посредством молитвы, прося Бога сократить срок пребывания души умершего в чистилище (per modum suffragii – «посредством ходатайства» – ектений). Тогда же, в связи с распространением эпидемии чумы, возникла практика И. с отпущением грехов на смертном одре.
Продажа И. была возложена на особых проповедников-квестуариев. IV Латеранский собор (1215) регламентировал их деятельность и ограничил права епископов на выдачу И.: сроком на один год в честь храмового праздника или на 40 дней по др. поводам. Многочисл. злоупотребления, связанные с И., вызывали критику в самой Церкви и в обществе (Вальтер фон дер Фогельвейде, Данте), подрывали положение Церкви и папства, стали одним из осн. объектов критики в эпоху Реформации. И. стали восприниматься как продаваемое за деньги разрешение совершить грех, прощение будущих грехов, прощение грехов умерших, находящихся в чистилище. Папа Климент V (1305–14) запретил выдачу И. с формулой освобождения «от вины и от наказания» (a culpa et a poena). Констанцский собор провозгласил недействительными все И. с этой формулой (1418). Тем не менее в кон. 15 – нач. 16 вв. в Зап. Европе торговля И. принимала всё бо́льшие масштабы. Критика связанных с этим злоупотреблений сыграла важную роль в подготовке Реформации, началом которой считается обнародование М. Лютером 95 тезисов против И. (1517). Необходимость более строгой регламентации раздачи И. ощущалась и внутри католич. церкви. В 1567 папа Пий V (1566–72) отменил все И., выданные без соблюдения соответствующих требований за деньги или пожертвования. Тридентский собор осудил злоупотребления, связанные с выдачей И., возложил борьбу с ними на местные церковные власти и папу Римского (1563), способствовал созданию Конгрегации индульгенций (окончательно оформилась в 1669, реорганизована в 1710), регламентировавшей их выдачу и боровшейся со злоупотреблениями. В 1904 папа Пий X (1903–14) объединил Конгрегацию индульгенций с Конгрегацией обрядов.
В «Codex Iuris Canonici» (1917) представлена подробная классификация И. в соответствии со способом, местом, временем выдачи, адресатами и т. д. Наиболее значительным является различие, установленное между полной и частичной И. Полная И. полностью освобождает от земного наказания за грех и не требует дальнейшего искупления в чистилище. Частичная И., выдаваемая на определённое количество дней или лет в соответствии с покаянной практикой ранней Церкви, снимает лишь часть наказания в чистилище. Право выдавать полную И. закреплено исключительно за папой Римским. Частичную И. выдают высшие церковные иерархи, начиная с епископов. Клирики, священники, генеральные викарии, аббаты, генералы религ. орденов могут выдавать И. только по спец. разрешению понтификов. Обязательными условиями получения И. являются раскаяние и отпущение грехов; для полной И. необходимы также исповедь, причастие, совершение добрых дел (молитва, милостыня, посещение храма и т. д.). В совр. церковном праве И. регламентируются канонами 992–997 «Codex Iuris Canonici» (1983) и апостольскими постановлениями. Папа Павел VI (1963–78) апостольской конституцией «Indulgentiarum doctrina» (1967) упразднил различия И., кроме полной и частичной, ужесточил условия получения полной И., сформулировал совр. толкование учения о «сокровищнице Церкви». Апостольская пенитенциария постановлением «Enchiridion indulgentiarum» («Руководство по индульгенциям», 1968) регламентировала условия получения И. В честь юбилейного года условия получения полной И. обычно смягчаются; постановление Апостольской пенитенциарии «Il dono della indulgenza» («Дар индульгенции», 2000) регламентировало широкую раздачу И. в связи с празднованием 2000-летия христианства.