КОНТРРЕФОРМА́ЦИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНТРРЕФОРМА́ЦИЯ, комплекс мер по реорганизации структуры и институтов Римско-католической церкви, упорядочению отд. положений её вероучения, принятых в сер. 16–17 вв. в целях противодействия распространению реформац. идей и становлению новых церквей (см. Реформация). Термин «К.» введён в 19 в. Л. фон Ранке.
К. предшествовали попытки Церкви осуществить ряд второстепенных реформ (постановления V Латеранского собора 1512–17; буллы папы Льва X, «Проект исправления церкви», разработанный в 1536–37 комиссией кардинала Г. Контарини), которые, однако, не имели успеха. Пытаясь противодействовать реформац. движению, папство первоначально прибегало к анафемам и интердиктам, обращалось за помощью к светским властям Священной Рим. империи.
В 1540-х гг. Рим. курия отвергла идеи радикального обновления католицизма. С этого времени К. определяла все осн. стороны жизни Римско-католич. церкви.
Большая роль в осуществлении К. отводилась новым орденам монашеским и конгрегациям религиозным – иезуитам, камальдулам (основана в 11 в. как ветвь бенедиктинцев, реорганизована в сер. 16 в.), капуцинам, театинцам (1524), урсулинкам, братьям милосердия (1540, ликвидирован в 1790), варнавитам, сомаскам (1540), ораторианцам. Общим для этих орденов было возвращение к строгой аскезе, пастырская, образоват. и благотворит. деятельность в миру.
В 1542 для борьбы с религ. инакомыслием в Риме создана «Святая конгрегация» с неогранич. властью в делах веры и юрисдикцией, распространявшейся на все католич. государства (см. Инквизиция). Деятельность инквизиции дополнялась строжайшей книжной цензурой. В 1543 кардинал Дж. Караффа запретил печатать любые сочинения без дозволения инквизиторов, надзиравших также за торговлей книгами и их пересылкой. Первые каталоги запрещённых книг были составлены по инициативе местных церковных властей в городах Лёвен, Париж, Венеция, Флоренция и Милан. В 1559 в Риме издан «Индекс запрещённых книг», обязательный уже для всех католич. государств. В 1564 папа Пий IV (1560–65) издал его переработанный вариант – Тридентский индекс (см. в ст. «Индекс запрещённых книг»). В него вошли в т. ч. некоторые одобренные ранее Церковью книги и даже «Проект исправления церкви», одним из составителей которого был сам Караффа. Законы о книжной цензуре предусматривали инквизиц. преследование издателей, торговцев, а также частных лиц за чтение, хранение и распространение запрещённых книг.
Окончательная консолидация сил К. произошла на Тридентском соборе (1545–63), признавшем право папы Римского на неогранич. власть над католич. церковью, а также закрепившем всю догматич. основу и организац. структуру Римско-католич. церкви. Были подтверждены авторитет церковного Предания (наряду со Священным Писанием), аутентичность лат. перевода Библии, уточнены догматич. учения о грехе первородном, оправдании, церковных таинствах, чистилище, почитании святых, их мощей и икон. Тем самым были закреплены вероисповедные разногласия с протестантами.
Общая реформа управления, декларированная собором, предусматривала правила назначения и определяла круг обязанностей прелатов, предписывала усиление епископского надзора за подопечным духовенством, реорганизацию соборных капитулов и монашеских орденов. Вводились меры против злоупотребления церковным имуществом, а также злоупотреблений, связанных с индульгенциями, воспрещались непотизм, симония, сосредоточение в одних руках нескольких бенефициев. По окончании собора папа Пий IV утвердил его постановления, сохранив за собой исключит. право их толкования (янв. 1564).
В сер. 16 в. Римско-католич. церковь взяла курс на повсеместное восстановление католицизма, активно вмешиваясь в борьбу разл. обществ. сил. В наследственных владениях Габсбургов и верхненемецких княжествах она поддерживала государей в их противостоянии с сословиями; в Англии, Ирландии и Франции покровительствовала антиправительств. католич. оппозиции; в валлонских провинциях Нидерландов – дворянству и крестьянам; в рейнских землях – зажиточным горожанам. Гл. политич. союзником Церкви в проведении политики К. стала абсолютистская власть как в крупных гос-вах Европы – Испании, Португалии, Священной Рим. империи, Франции, так и в мелкодержавных владениях Юж. Германии и Италии. К. не имела успеха в Скандинавии, где Римско-католич. церковь полностью утратила свои позиции, а также в Англии и Шотландии.
К. оказала значит. влияние на культуру Возрождения, прежде всего в Италии. Преследуя любые отступления от католич. догматов и проявления вольнодумства в светском обществе, Церковь в то же время широко использовала достижения ренессансной культуры.