ИОА́НН ЛЕ́СТВИЧНИК
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОА́НН ЛЕ́СТВИЧНИК, Схоластик, Синаит (’Ιωάννης ὁ τῆς Κλίμαϰος) (до 579 – ок. 650, по др. данным, ок. 525 – нач. 7 в.), игумен Синайского мон. Св. Екатерины, духовный писатель, христианский святой. Сведения о жизни И. Л. чрезвычайно скудны и имеют во многом агиографич. характер. Осн. источником является посвящённая И. Л. энкомия Даниила Раифского («Краткое описание жития аввы Иоанна, игумена святой горы Синайской, прозванного Схоластиком, поистине святого отца»), написанная вскоре после смерти подвижника. Согласно агиографич. традиции, И. Л. – сын святых Ксенофонта и Марии, брат пустынника св. Георгия Арсилаита. В возрасте 16 лет подвизался в Синайском монастыре Св. Екатерины при авве Мартирии. После смерти наставника удалился в пустынь Фола, принял обет благого молчания. Подвизался в пустыни ок. 40 лет. Предпринял путешествие в Египет; по возвращении из Египта был избран игуменом Синайского мон. Св. Екатерины. За неск. лет до смерти оставил игуменство и вновь удалился в пустынь, где, вероятно, и скончался.
Осн. труд И. Л. – «Лествица райская» («Κλίμαξ τοῦ παραδείσου») – сочинение, известное также по раннему манускрипту из Нац. б-ки в Париже как «Скрижали духовные» («Πλᾴϰες πνευματιϰαί »), составленное И. Л. по просьбе Иоанна, игумена Раифского. Адресованное в равной мере как подвижникам-отшельникам, так и монахам, подвизающимся в общежитии (киновии), сочинение представляет собой руководство в духовной жизни инока, которая, по мысли И. Л., является путём непрерывного восхождения по лестнице духовного совершенствования. Таковых ступеней И. Л. выделяет 30, по числу лет земной жизни Спасителя, предшествовавших началу его проповеди. «Лествица» подразделяется на ряд содержательных блоков: слова 1–4-е – о практике отречения от мира, слова 5–7-е – о практике покаяния, слова 8–17-е – об отвержении пороков и снискании добродетелей, слова 18–26-е – о практике аскезы и избежании прельщения искушениями в ней, слова 27–29-е – о снискании безмолвия (исихии), молитве, бесстрастии (апатии), слово 30-е – о вере, надежде, любви. Так, согласно «Лествице», путь христианского совершенства начинается с удаления от мира греха и борьбы со страстями. От удовольствия и чувственных наслаждений дух обращается к печали по Богу и постоянному памятованию смерти. Спасительная печаль умягчает сердце силой слёз, освобождая подвижника от себялюбия. Победивший страсти обретает по благодати Божией высшую способность «различения», или «рассуждения» (διᾴϰρισις), которая помогает человеку замечать и распознавать в себе и в других злые и добрые побуждения, подавлять первые, развивать вторые. В высшем состоянии богоподобного бесстрастия и внутреннего покоя (ἡσυχία) подвижник уже на земле начинает вкушать небесное блаженство. Источником опыта христианского восхождения, описанного «Лествицей», послужил как собственный аскетич. опыт И. Л., так и опыт упомянутых им предшественников: Евагрия Понтийского, Георгия Арсилаита и др. Вероятно, не без влияния пастырско-дидактич. сочинения папы Римского Григория I Великого «Пастырское правило» («Regula pastoralis», нач. 590-х гг.), а также по просьбе Иоанна Раифского И. Л. было подготовлено соч. «К пастырю» («Πρὸς τὸν ποιμένα»), посвящённое раскрытию идеала пастыря и главы духовной общины.
Сочинения И. Л. приобрели широкую известность в восточнохристианском и западнохристианском мире. В 10–11 вв. «Лествица» была переведена на слав. яз. в Болгарии. В 14 в. новый перевод осуществлён в Сербии под рук. митр. Савватия Сербского. Указанные переводы получили распространение и на Руси. В кон. 15 в. «Лествица» стала известна на Западе в лат. переводе.
Дни памяти в Рус. православной церкви в 4-ю неделю Великого поста и 30 марта (12 апр.).