ЕВА́ГРИЙ ПОНТИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВА́ГРИЙ ПОНТИ́ЙСКИЙ (греч. Εὐάγριος ὁ Ποντιϰός) [ок. 345, г. Ивора, пров. Элленопонт, на границе с Каппадокией (территория совр. Турции) – ок. 399, пу́стынь Келлии, Египет], христианский подвижник, богослов, духовный писатель, экзегет, мистик.
В юности был близок к Василию Великому, который поставил его чтецом. Впоследствии сблизился с Григорием Богословом, принял от него рукоположение в диаконы (379), находился вместе с ним в Константинополе, когда Григорий Богослов принял на себя руководство православной общиной этого города. После удаления Григория Богослова с Константинопольской кафедры Е. П. покинул Константинополь и переселился в Иерусалим, где вошёл в круг приверженцев Оригена. С 383 – в Египте, жил в Нитрийской пустыне, а с 385 и до самой кончины – в Келлиях, где сблизился с Макарием Александрийским (ок. 295 – ок. 395) и Макарием Великим.
Этич. основу богословия Е. П. составляют темы борьбы с пороками, с искушениями прилогами (мимолётными помыслами, привходящими извне), а также тема постепенного очищения сердца и ума ото всего противного Богу и, соответственно, противоестественного для человеческой природы. Именно такой смысл вкладывает Е. П. в античное филос. понятие о жизни согласно природе, в том же ракурсе говорит он и о естеств. созерцании, вскармливаемом философией. Однако истинной целью христианина Е. П. считает достижение высшей философии, мистич. созерцания умопостигаемых предметов и в конечном счёте истинное Богопознание, описание которого у Е. П. носит почти «эзотерический» характер. От Оригена Е. П. воспринял теорию «умов» (нусов) – умных сущностей, сотворённых Богом изначально чистыми, но впоследствии отпавших от чистого духовного созерцания Божества. Тогда Бог создаёт миры, в которых отпавшие и отяжелявшиеся плотию «умы» могли бы получить возможность искупления и восстановления в своём прежнем, чистом состоянии. Эсхатология и сотериология Е. П. лишь во внешней форме терминологии совпадают с ортодоксальным церковным учением. Судя по всему, Е. П. разделял оригеновское учение об апокатастасисе (возможности полного «восстановления», спасения и соединения с Богом независимо от их воли всех душ и духов, даже дьявола, а также врем. характере адских мук) и предсуществовании душ. Появляющееся у Оригена учение о метемпсихозе в чистом виде, однако, Е. П. не разделялось.
Судьбы сочинений Е. П., сохранившихся частью в греч. оригинале, частью в переводах, сложились по-разному. Труды, касающиеся гл. обр. практики монашеской аскезы («Деятельное Слово», «Сотицы к монахам» и др.), были широко распространены и читались в среде визант. монашества; последнее сочинение было также известно на Западе. Напротив, мистич. сочинения Е. П. («Гностик», «Гностические главы» и др.), будучи отвергнуты церковной традицией, сохранились по-гречески лишь во фрагментах, а также в зачастую сглаженных переводах на сир., арм. языки, отчасти на арабский, грузинский, геез. Несмотря на то что Е. П. как последователь Оригена был посмертно осуждён на 5-м Вселенском соборе (553), его богословие оказало существенное влияние на Иоанна Кассиана Римлянина, Палладия Еленопольского (368–430) и особенно на Иоанна Лествичника и Максима Исповедника.