МАКА́РИЙ ВЕЛИ́КИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКА́РИЙ ВЕЛИ́КИЙ (Макарий Египетский) (ок. 300 – ок. 390), христианский подвижник, святой. По происхождению копт. Ученик прп. Антония Великого. Начав иноческий путь в возрасте ок. 30 лет, М. В. быстро достиг высот духовной жизни, получив почётное прозвище «отроко-старец» (греч. παιδαριογέρων). Cтал основателем в егип. Нитрийской пустыне монашеского поселения, отличавшегося суровой строгостью жития своих насельников (сама пустыня получила второе название – Скитская). Ок. 374 при имп. Валенте александрийский епископ-арианин (см. Арианство) Лукий начал гонения на нитрийских иноков. По свидетельству Сократа Схоластика, М. В. и прп. Макарий Александрийский (ум. 394–395) на некоторое время были сосланы на пустынный остров к язычникам. По молитвам подвижников была исцелена дочь местного жреца, и жители острова приняли христианство. М. В. прославился как один из великих егип. старцев, имел множество учеников.
С его именем в рукописной традиции связывается большое число сочинений, получивших назв. «Макариевского корпуса». Однако ряд критически настроенных исследователей подвергают сомнению атрибуцию корпуса М. В. До 20 в. «Макариевский корпус» включал 50 «Духовных бесед» (впоследствии получивших обозначение «Собрание типа II»). В 20 в. найдены ещё 7 «Бесед», 64 «Слов и Посланий» («Собрание типа I») и 28 «Новых гомилий» («Собрание типа III»). Имеется также «Собрание типа IV» (не изд.), включающее 26 «Слов», которые практически совпадают с сочинениями из «Собрания типа I». Особое место среди сочинений занимает «Послание к чадам своим», имеющее стилистич. и лексич. особенности.
Средоточием богословия «Макариевского корпуса» является учение о Домостроительстве спасения. Согласно этому учению, человек, будучи созданным по образу Божиему, обладает неким «сродством» с Ним и занимает исключит. место среди всех творений. Соблазнение первых людей дьяволом привело к тому, что грех вошёл в мир, исказилась как духовная, так и телесная природа человека, ставшего смертным. Воплощение Бога Слова открыло путь к спасению и обожению человека. Спасение немыслимо вне Церкви и её таинств, оно осуществляется в тесном взаимодействии (синергии) благодати Божией и свободной воли человека – подвижнических трудов, молитвы, стяжания добродетелей и преодоления постоянных искушений духовной брани. На высших ступенях жизни во Христе христианский подвижник достигает внутреннего покоя (исихии) и тайнозрительных озарений Божественным Светом.
Некоторые исследователи (преим. протестантского толка) пытались связать богословие «Макариевского корпуса» с монашеской ересью мессалиан (евхитов), отрицавших сотериологич. значимость церковных таинств, однако убедительных аргументов в пользу этой гипотезы выдвинуто не было.
День памяти М. В. по календарю Рус. православной церкви – 19 янв. (1 февр.), по календарю Римско-католич. церкви – 15 января.