Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАКА́РИЙ ВЕЛИ́КИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 503-504

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Сидоров
Преподобный Макарий Египетский. Роспись церкви Вознесения Господня монастыря Милешево (Сербия). Ок. 1236.

МАКА́РИЙ ВЕЛИ́КИЙ (Ма­ка­рий Еги­пет­ский) (ок. 300 – ок. 390), хри­сти­ан­ский под­виж­ник, свя­той. По про­ис­хо­ж­де­нию копт. Уче­ник прп. Ан­то­ния Ве­ли­ко­го. На­чав ино­чес­кий путь в воз­рас­те ок. 30 лет, М. В. бы­ст­ро дос­тиг вы­сот ду­хов­ной жиз­ни, по­лу­чив по­чёт­ное про­зви­ще «от­ро­ко-ста­рец» (греч. παιδαριογέρων). Cтал ос­но­ва­те­лем в егип. Нит­рий­ской пус­ты­не мо­на­ше­ско­го по­се­ле­ния, от­ли­чав­ше­го­ся су­ро­вой стро­го­стью жи­тия сво­их на­сель­ни­ков (са­ма пу­сты­ня по­лу­чи­ла вто­рое на­зва­ние – Скит­ская). Ок. 374 при имп. Ва­лен­те алек­сан­д­рий­ский епи­скоп-ариа­нин (см. Ари­ан­ст­во) Лу­кий на­чал го­не­ния на нит­рий­ских ино­ков. По сви­де­тель­ст­ву Со­кра­та Схо­ла­сти­ка, М. В. и прп. Ма­ка­рий Алек­сан­д­рий­ский (ум. 394–395) на не­ко­то­рое вре­мя бы­ли со­сла­ны на пус­тын­ный ост­ров к языч­ни­кам. По мо­лит­вам под­виж­ни­ков бы­ла ис­це­ле­на дочь ме­ст­но­го жре­ца, и жи­те­ли ост­ро­ва при­ня­ли хри­сти­ан­ст­во. М. В. про­сла­вил­ся как один из ве­ли­ких егип. стар­цев, имел мно­же­ст­во уче­ни­ков.

С его име­нем в ру­ко­пис­ной тра­ди­ции свя­зы­ва­ет­ся боль­шое чис­ло со­чи­не­ний, по­лу­чив­ших назв. «Ма­ка­ри­ев­ско­го кор­пу­са». Од­на­ко ряд кри­ти­че­ски на­стро­ен­ных ис­сле­до­ва­те­лей под­вер­га­ют со­мне­нию ат­ри­бу­цию кор­пу­са М. В. До 20 в. «Ма­ка­ри­ев­ский кор­пус» вклю­чал 50 «Ду­хов­ных бе­сед» (впо­след­ст­вии по­лу­чив­ших обо­зна­че­ние «Со­б­ра­ние ти­па II»). В 20 в. най­де­ны ещё 7 «Бе­сед», 64 «Слов и По­сла­ний» («Со­б­ра­ние ти­па I») и 28 «Но­вых го­ми­лий» («Со­б­ра­ние ти­па III»). Име­ет­ся так­же «Со­б­ра­ние ти­па IV» (не изд.), вклю­чаю­щее 26 «Слов», ко­то­рые прак­ти­че­ски сов­па­да­ют с со­чи­не­ния­ми из «Со­б­ра­ния ти­па I». Осо­бое ме­сто сре­ди со­чи­не­ний за­ни­ма­ет «По­сла­ние к ча­дам сво­им», имею­щее сти­ли­стич. и лек­сич. осо­бен­но­сти.

Сре­до­то­чи­ем бо­го­сло­вия «Ма­ка­ри­ев­ско­го кор­пу­са» яв­ля­ет­ся уче­ние о До­мо­строи­тель­ст­ве спа­се­ния. Со­глас­но это­му уче­нию, че­ло­век, бу­ду­чи соз­дан­ным по об­ра­зу Бо­жие­му, об­ла­да­ет не­ким «срод­ст­вом» с Ним и за­ни­ма­ет ис­клю­чит. ме­сто сре­ди всех тво­ре­ний. Со­блаз­не­ние пер­вых лю­дей дья­во­лом при­ве­ло к то­му, что грех во­шёл в мир, ис­ка­зи­лась как ду­хов­ная, так и те­лес­ная при­ро­да че­ло­ве­ка, став­ше­го смерт­ным. Во­пло­ще­ние Бо­га Сло­ва от­кры­ло путь к спа­се­нию и обо­же­нию че­ло­ве­ка. Спа­се­ние не­мыс­ли­мо вне Церк­ви и её та­инств, оно осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в тес­ном взаи­мо­дей­ст­вии (си­нер­гии) бла­го­да­ти Бо­жи­ей и сво­бод­ной во­ли че­ло­ве­ка – под­виж­ни­че­ских тру­дов, мо­лит­вы, стя­жа­ния доб­ро­де­те­лей и пре­одо­ле­ния по­сто­ян­ных ис­ку­ше­ний ду­хов­ной бра­ни. На выс­ших сту­пе­нях жиз­ни во Хри­сте хри­сти­ан­ский под­виж­ник дос­ти­га­ет внут­рен­не­го по­коя (иси­хии) и тай­ноз­ри­тель­ных оза­ре­ний Бо­же­ст­вен­ным Све­том.

Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли (пре­им. про­тес­тант­ско­го тол­ка) пы­та­лись свя­зать бо­го­сло­вие «Ма­ка­ри­ев­ско­го кор­пу­са» с мо­на­ше­ской ере­сью мес­са­ли­ан (ев­хи­тов), от­ри­цав­ших со­те­рио­ло­гич. зна­чи­мость цер­ков­ных та­инств, од­на­ко убе­ди­тель­ных ар­гу­мен­тов в поль­зу этой ги­по­те­зы вы­дви­ну­то не бы­ло.

День па­мя­ти М. В. по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 19 янв. (1 февр.), по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 15 ян­ва­ря.

Соч.: Тво­ре­ния. М., 2002; Ду­хов­ные сло­ва и по­сла­ния. Со­б­ра­ние ти­па I / Вступ. ст. А. Г. Ду­нае­ва. М., 2002.

Лит.: Брон­зов АА. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Еги­пет­ский. Жизнь и тво­ре­ния. СПб., 1899. Т. 1; Си­до­ров А. И. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Еги­пет­ский. Его жизнь, тво­ре­ния и бо­го­сло­вие // Тво­ре­ния пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го. М., 2002.

Вернуться к началу