ОБО́ЖЕНИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБО́ЖЕНИЕ (греч. θέωσις) в христианстве, состояние человека, находящегося в благодатном единении с Богом; конечная цель жизни каждого верующего. О. стало возможным благодаря Боговоплощению: cогласно свт. Афанасию Великому, Слово (вторая Ипостась Св. Троицы) вочеловечилось, чтобы люди могли обожиться.
Учение об О. отличается антиномичностью. Оно основано на двух взаимоисключающих утверждениях: с одной стороны, Божественное естество абсолютно непознаваемо и соединение с ним невозможно, с другой – христиане призваны стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4). Ключом к пониманию О. служит православное учение о благодати и стяжании Св. Духа. В христианском богословии понятие «О.» имеет 3 аспекта: христологич., антропологич. и космологический.
В рамках христологии О. рассматривали гл. обр. автор «Ареопагитик» (см. Дионисий Ареопагит), прп. Максим Исповедник и прп. Иоанн Дамаскин. О. человеческой природы Христа явилось результатом её ипостасного соединения с Богом Словом, благодаря которому происходит т. н. общение свойств: Бог Слово, оставаясь неизменным по Своей природе, приобретает человеческие свойства, а человек, оставаясь тварным и природно ограниченным, приобретает свойства Божественные, что делает его природу обóженной. Апостолы увидели обо́женное тело Христа во время Его Преображения (см. Преображение Господне) на горе Фавор. Такое тело смерть уже не могла удержать в своей власти; в 3-й день после кончины оно воскресло (см. Воскресение Христово), открыв тем самым возможность для всеобщего воскресения.
Антропологич. аспект О. раскрыт в аскетич. лит-ре, где описан путь духовного возрастания христианского подвижника, которому благодать помогает победить в себе злое начало и прийти в состояние О. При этом прп. Макарий Великий, описывая состояние обо́женной души, утверждал: «Он – Господь, а она – раба. Он – Творец, а она – творение… нет ничего общего в Его и её естестве» (Духовные беседы. XLIX. 4). Подобные антиномич. высказывания встречаются и у др. аскетич. писателей. Прп. Симеон Новый Богослов обращал внимание на проявление благодати в обòженном подвижнике. Благодать открывается в нём как свет («огонь»), ибо Сам «Бог есть Свет» (1 Ин. 1:5). Антропологич. и христологич. аспекты О. тесно связаны, поскольку центр. роль в процессе О. принадлежит Евхаристии: участвуя в ней, христиане причащаются Телу и Крови вочеловечившегося Бога Слова (согласно свт. Григорию Богослову, епископ посредством Евхаристии «тайноводствует» верующих к О.).
Космологич. аспект О. связан с тем, что, согласно ап. Павлу, зло, вошедшее в мир по вине человека, пагубно повлияло на окружающее творение. Однако О. человека, преодолевшего в себе злое начало при помощи благодати, приведёт к тому, что и всё творение освобождено «будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20–21): в эсхатологич. перспективе Бог станет «всё во всём» (1 Кор. 15:28). В этом смысле В. Н. Лосский говорил об О. не только человека, но и всего материального мира.