Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛО́ССКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 64

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Священник Н. Лосский

ЛО́ССКИЙ Вла­ди­мир Ни­ко­лае­вич (8.6.1903, Гёт­тин­ген – 7.2.1958, Па­риж; по­хо­ро­нен на клад­би­ще Сент-Же­невь­ев-де-Буа), пра­во­слав­ный бо­го­слов, пат­ро­лог.

Сын Н. О. Лос­ско­го. В 1920 по­сту­пил на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т Пет­рогр. ун-та (ны­не С.-Пе­терб. ун-т), учил­ся у И. М. Грев­са, О. А. До­би­аш-Рож­де­ст­вен­ской, Л. П. Кар­са­ви­на. В 1922 се­мья Лос­ских вы­сла­на сов. пра­ви­тель­ст­вом из Рос­сии в Гер­ма­нию на т. н. фи­ло­соф­ском па­ро­хо­де. В дек. 1922 се­мья пе­ре­еха­ла в Пра­гу, где Л. стал сту­ден­том фи­лос. ф-та Кар­ло­ва уни­вер­си­те­та, по­се­щал се­ми­на­ры ви­зан­то­ло­га Н. П. Кон­да­ко­ва. В 1924 пе­ре­ехал в Па­риж, в 1924–27 изу­чал в Сор­бон­не ис­то­рию сред­них ве­ков под рук. Ф. Ло­та, слу­шал лек­ции по ср.-век. зап. фи­ло­со­фии и бо­го­сло­вию Э. Жиль­со­на. Окон­чив курс Сор­бон­ны, на­чал за­ни­мать­ся твор­че­ст­вом М. Эк­хар­та. На­пи­са­ние док­тор­ской дис. «От­ри­ца­тель­ное бо­го­сло­вие и по­зна­ние Бо­га в уче­нии Май­сте­ра Эк­хар­та» («Theologie ne­ga­ti­ve et connaissance de Dieu chez Ma­itre Eck­hart») Л. счи­тал гл. тру­дом сво­ей жиз­ни и ра­бо­тал над ней вплоть до кон­чи­ны (изд. посм. в 1960 Жиль­со­ном с по­мо­щью О. Кле­ма­на). В 1925–26 Л. всту­пил в пра­во­слав­ное Свя­то-Фо­ти­ев­ское брат­ст­во, уч­ре­ж­дён­ное «для сви­де­тель­ст­ва о пра­во­сла­вии» во Фран­ции; вско­ре воз­гла­вил его. В 1936 по прось­бе митр. Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) на­пи­сал и по­слал в Мо­ск­ву кри­тич. раз­бор со­фио­ло­гии С. Н. Бул­га­ко­ва. Чле­ны Свя­то-Фо­ти­ев­ско­го брат­ст­ва вы­ну­ди­ли Л. про­тив его во­ли из­дать эти ма­те­риа­лы, со­ста­вив­шие кн. «Спор о Со­фии» (1936). В 1936 в Па­ри­же Л. стал од­ним из ос­но­ва­те­лей фран­ко­языч­но­го пра­во­слав­но­го при­хо­да в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» и во имя св. Же­невь­е­вы [свя­той – по­кро­ви­тель­ни­цы Па­ри­жа (см. Ге­но­ве­фа)].

В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны был уча­ст­ни­ком франц. Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния, в 1940 на­пи­сал днев­ник «Sept jours sur les routes de France» («Семь дней по до­ро­гам Фран­ции»; изд. в 1998), в ко­то­ром пред­ста­вил крат­кий очерк фи­ло­со­фии ис­то­рии. В 1944 для груп­пы ка­то­лич. бо­го­сло­вов и фи­ло­со­фов, уче­ни­ков и спод­виж­ни­ков Э. Жиль­со­на, Л. про­чёл се­рию лек­ций по пра­во­слав­но­му бо­го­сло­вию, из­дан­ных в том же го­ду в Па­ри­же под назв. «Essai sur la théologie mysti- que de l’Église d’Orient» (рус. пер. – «Очерк мис­ти­че­ско­го бо­го­сло­вия Вос­точ­ной Церк­ви» // Бо­го­слов­ские тру­ды. М., 1972. Т. 8). В 1945–54 чл. ред­кол­ле­гии бо­го­слов­ско­го ж. «Dieu Vivant» («Жи­вой Бог»). С 1947 вме­сте с прот. Г. Фло­ров­ским стал уча­ст­ни­ком еже­год­ных кон­фе­рен­ций Со­дру­же­ст­ва св. Ал­ба­ния и прп. Сер­гия в Абин­гдо­не (Ве­ли­ко­бри­та­ния). В 1947–53 Л. пре­по­да­вал дог­ма­тич. бо­го­сло­вие и ис­то­рию Церк­ви и был де­ка­ном в ор­га­ни­зо­ван­ном им и свящ. Ев­гра­фом Ко­ва­лев­ским в Па­ри­же Бо­гослов­ском ин-те Св. Дио­ни­сия. В 1953 чи­тал лек­ции по дог­ма­тич. и срав­нит. бо­го­сло­вию на пас­тыр­ских кур­сах За­пад­но­ев­ро­пей­ско­го эк­зар­ха­та рус­ских пра­во­слав­ных при­хо­дов.

В бо­го­сло­вии Л. су­ще­ст­вен­ное ме­сто за­ни­ма­ют про­бле­ма­ти­ка по­зна­ния Бо­га и уче­ние о Св. Трои­це, ко­то­рые он рас­смат­ри­вал в рус­ле Кап­па­до­кий­ских от­цов, «Аре­о­па­ги­тик» (см. в ст. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит), тру­дов Афа­на­сия Ве­ли­ко­го, Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, Иоанна Дамаскина и Гри­го­рия Па­ла­мы. Л. ре­кон­ст­руи­ро­вал ха­рак­тер­ную для греч. пат­ри­сти­ки он­то­ло­гию лич­но­сти, трак­тов­ку от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и Бо­га; по­ка­зал зна­че­ние идеи обо­же­ния че­ло­ве­ка и его при­зва­ния со­дей­ст­во­вать вос­со­еди­не­нию с Бо­гом всей со­во­куп­но­сти твар­но­го бы­тия; рас­крыл глу­бо­кий смысл апо­фа­ти­че­ско­го (от­ри­ца­тель­но­го) ме­то­да по­зна­ния, стре­мя­ще­го­ся «по­знать Бо­га не в том, что Он есть (то есть не в со­от­вет­ст­вии с на­шим твар­ным опы­том), а в том, что Он не есть». Важ­ней­шей чер­той Церк­ви, в её мис­тич. и ис­то­рич. ре­аль­но­сти, Л. счи­тал ка­фо­лич­ность, или со­бор­ность. Тру­ды Л. по­вы­си­ли ин­те­рес зап. хри­сти­ан к пра­во­слав­ной бо­го­слов­ской и ду­хов­ной тра­ди­ции, а пра­во­слав­ных по­бу­ди­ли ин­тег­ри­ро­вать в бо­го­сло­вие уче­ние позд­не­ви­зан­тий­ско­го иси­хаз­ма.

Соч.: Vision de Dieu. Neuchâtel, 1962; A I’ima­ge et а́ la ressemblance de Dieu. P., 1967; По об­ра­зу и по­до­бию. М., 1995; От­ри­ца­тель­ное бо­го­сло­вие и по­зна­ние Бо­га в уче­нии Мей­сте­ра Эк­хар­та // Бо­го­слов­ские тру­ды. М., 2003–2007. Т. 38–41; Бо­го­ви­де­ние. М., 2003; Le sens des icônes. P., 2006 (avec L. A. Ous­pensky).

Лит.: Messager de l’Exarchat du Patriarche Rus­se en Europe Occidentale. P., 1959. № 30/31; Бо­го­слов­ские тру­ды. М., 1972. Т. 8; Уиль­ямс Р. Бо­го­сло­вие В. Н. Лос­ско­го: Из­ло­же­ние и кри­ти­ка. К., 2009.

Вернуться к началу