ЛО́ССКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛО́ССКИЙ Владимир Николаевич (8.6.1903, Гёттинген – 7.2.1958, Париж; похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа), православный богослов, патролог.
Сын Н. О. Лосского. В 1920 поступил на историко-филологич. ф-т Петрогр. ун-та (ныне С.-Петерб. ун-т), учился у И. М. Гревса, О. А. Добиаш-Рождественской, Л. П. Карсавина. В 1922 семья Лосских выслана сов. правительством из России в Германию на т. н. философском пароходе. В дек. 1922 семья переехала в Прагу, где Л. стал студентом филос. ф-та Карлова университета, посещал семинары византолога Н. П. Кондакова. В 1924 переехал в Париж, в 1924–27 изучал в Сорбонне историю средних веков под рук. Ф. Лота, слушал лекции по ср.-век. зап. философии и богословию Э. Жильсона. Окончив курс Сорбонны, начал заниматься творчеством М. Экхарта. Написание докторской дис. «Отрицательное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта» («Theologie negative et connaissance de Dieu chez Maitre Eckhart») Л. считал гл. трудом своей жизни и работал над ней вплоть до кончины (изд. посм. в 1960 Жильсоном с помощью О. Клемана). В 1925–26 Л. вступил в православное Свято-Фотиевское братство, учреждённое «для свидетельства о православии» во Франции; вскоре возглавил его. В 1936 по просьбе митр. Сергия (Страгородского) написал и послал в Москву критич. разбор софиологии С. Н. Булгакова. Члены Свято-Фотиевского братства вынудили Л. против его воли издать эти материалы, составившие кн. «Спор о Софии» (1936). В 1936 в Париже Л. стал одним из основателей франкоязычного православного прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя св. Женевьевы [святой – покровительницы Парижа (см. Геновефа)].
В годы 2-й мировой войны был участником франц. Движения Сопротивления, в 1940 написал дневник «Sept jours sur les routes de France» («Семь дней по дорогам Франции»; изд. в 1998), в котором представил краткий очерк философии истории. В 1944 для группы католич. богословов и философов, учеников и сподвижников Э. Жильсона, Л. прочёл серию лекций по православному богословию, изданных в том же году в Париже под назв. «Essai sur la théologie mysti- que de l’Église d’Orient» (рус. пер. – «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» // Богословские труды. М., 1972. Т. 8). В 1945–54 чл. редколлегии богословского ж. «Dieu Vivant» («Живой Бог»). С 1947 вместе с прот. Г. Флоровским стал участником ежегодных конференций Содружества св. Албания и прп. Сергия в Абингдоне (Великобритания). В 1947–53 Л. преподавал догматич. богословие и историю Церкви и был деканом в организованном им и свящ. Евграфом Ковалевским в Париже Богословском ин-те Св. Дионисия. В 1953 читал лекции по догматич. и сравнит. богословию на пастырских курсах Западноевропейского экзархата русских православных приходов.
В богословии Л. существенное место занимают проблематика познания Бога и учение о Св. Троице, которые он рассматривал в русле Каппадокийских отцов, «Ареопагитик» (см. в ст. Дионисий Ареопагит), трудов Афанасия Великого, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и Григория Паламы. Л. реконструировал характерную для греч. патристики онтологию личности, трактовку отношений человека и Бога; показал значение идеи обожения человека и его призвания содействовать воссоединению с Богом всей совокупности тварного бытия; раскрыл глубокий смысл апофатического (отрицательного) метода познания, стремящегося «познать Бога не в том, что Он есть (то есть не в соответствии с нашим тварным опытом), а в том, что Он не есть». Важнейшей чертой Церкви, в её мистич. и историч. реальности, Л. считал кафоличность, или соборность. Труды Л. повысили интерес зап. христиан к православной богословской и духовной традиции, а православных побудили интегрировать в богословие учение поздневизантийского исихазма.