БУЛГА́КОВ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУЛГА́КОВ Сергей Николаевич [16(28).6.1871, г. Ливны Орловской губ. – 13.7.1944, Париж], рус. философ, богослов, экономист, церковный и обществ. деятель. Родился в семье священника. Обучался в Ливенском духовном уч-ще (1881–1884), затем в Орловской духовной семинарии, вследствие кризиса веры оставил её в 1888 и перешёл в Елецкую гимназию. В 1890–1894 учился на юридич. факультете Моск. ун-та. С 1895 преподавал политич. экономию в Моск. коммерч. уч-ще, примыкая к направлению «легального марксизма» («О рынках при капиталистическом производстве», 1897). Анализируя связь денежного и товарного обращения при капитализме, Б. пришёл к выводу, что в России ещё совершается процесс «отделения города от деревни». В 1898–1900 в заграничной командировке в Берлине, откуда выезжал в Женеву, Цюрих, Париж, Лондон, Венецию; общался с герм. социал-демократами (К. Каутским, А. Бебелем, Э. Бернштейном, В. Адлером), познакомился с Г. В. Плехановым. В магистерской дис. «Капитализм и земледелие» (т. 1–2, 1900) выступил с обоснованием устойчивости мелкого хозяйства при капиталистич. организации нар. хозяйства и критикой закона концентрации производства, сформулированного К. Марксом. С 1901 проф. Киевского политехнич. ин-та и приват-доцент ун-та Св. Владимира. Знакомство с философией И. Канта и неокантианства охладило увлечение Б. марксизмом; кроме того, он пришёл к выводу, что «прогноз Маркса, имевший определённое значение для своего времени… для настоящего времени просто неприложим». Публичные лекции «Иван Карамазов как философский тип» (1901) и «Что даёт современному сознанию философия Владимира Соловьёва» (1903) знаменовали начало «идеалистического» периода в творчестве Б., восприятия идеалов христианского гуманизма в духе Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьёва (участие в программном сб. «Проблемы идеализма», 1902; авторский сб. «От марксизма к идеализму», 1903). Один из организаторов и член Союза освобождения. С осени 1904 участвовал в ж. «Новый путь», в 1905 совместно с Н. А. Бердяевым редактировал ж. «идеалистического направления» «Вопросы жизни». С 1906 в Москве, проф. политэкономии Моск. коммерч. ин-та и приват-доцент Моск. ун-та («Краткий очерк политической экономии», 1906; курсы лекций по истории социальных и экономич. учений). Б. активно разрабатывал идеалы «христианской политики», в нач. 1907 избран депутатом 2-й Гос. думы, называл себя беспартийным «христианским социалистом». С 1906 принимал участие в работе петерб. «Братства ревнителей церковного обновления», моск. Религ.-философского общества памяти Вл. Соловьёва, Кружка ищущих христианского просвещения, в 1910 – в создании книгоиздательства «Путь». Участвовал в сб. «Вехи» (ст. «Героизм и подвижничество»), в 1911 выпустил сб. статей «Два града. Исследования о природе общественных идеалов» (т. 1–2; в ст. «Карл Маркс как религиозный тип» марксистская философия истории рассматривалась как разновидность секуляризованной иудеохристианской апокалиптики). В 1910 познакомился с П. А. Флоренским, дружба с которым породила интеллектуальное и творческое сотрудничество. В 1911 в числе большой группы преподавателей Б. покинул Моск. университет в знак протеста против увольнения правления университета.
В этот период филос. система Б. – своеобразный вариант христианского платонизма, определяемый им как «панентеизм» (от греч. πᾶν ἐν θεᾦ – всё в Боге), – получила выражение в его работах «Философия хозяйства» (1912, докторская дис., вскоре переведена на япон. яз.), «Свет Невечерний. Созерцания и умозрения» (1917, новое изд. – 1994). В духе идей ранних славянофилов и Вл. Соловьёва Б. рассматривает социально-культурные феномены – от типа хозяйств. деятельности вплоть до филос. построений – в их соотнесении с характером исповедуемой религии. Религия как соборное переживание связи с Богом даётся опытом жизни в Церкви и порождает догмат – истину, являющуюся плодом соборного решения. В основе философии лежит миф, религиозный по своей природе; миф позволяет преодолеть ограниченность критич. философии кантианского типа, открывая возможность «умного ви́дения», сродного платоновскому созерцанию идей. Творение мира Богом мыслится Б. как «самораздвоение Абсолютного… жертва Абсолютного ради относительного, которое становится для него "другим"… творческая жертва любви» («Свет Невечерний». М., 1994. С. 159). Первым актом творения является превращение «ничто» (абсолютного небытия, «укона») в материю тварности, «Великую Матерь природного мира» (относительное небытие, потенцию бытия, «меон»). Поиск выхода из античного дуализма духа и материи приводит Б. к филос. осмыслению ветхозаветного образа Софии – Премудрости Божией, получившего воплощение в православной иконописи и зодчестве Киевской и Моск. Руси. София у Б. выполняет роль живого посредника между божественным и тварным миром, понимается им как личное бытие, особая – четвёртая – ипостась, являющаяся началом новой тварной многоипостасности, как мировая душа, творящая природа, идеальное человечество, ангел-хранитель твари, в плане экономическом – как единый трансцендентальный субъект хозяйства. Христианство понимается Б. прежде всего как религия воплощения, центр. задачей христианской активности в мире через Церковь является освящение всего материального бытия. Человеческая деятельность в мире носит «софийный», космич. характер, она призвана приводить мир в соответствие с Божьим замыслом и Промыслом о нём.
В 1917–18 Б. как представитель от Таврич. епархии на Всерос. поместном соборе участвовал в работе подкомиссии по изучению вопроса об имяславии. Стремление к церковной реабилитации осуждённых Святейшим Синодом афонских монахов-имяславцев послужило толчком к написанию кн. «Философия имени» (1917–19, изд. в Париже в 1953), где язык рассматривается как онтологич. реальность, в которой «просвечивают голоса самих вещей». В сб. «Тихие думы» (1918, переизд. 1996) собраны публицистич. статьи Б. 1900–10-х гг., в сб. «Из глубины» (1918) опубликован историософский диалог Б. «На пиру богов». Вскоре после принятия священнического сана в июне 1918 Б. уехал в Киев, а оттуда в Крым; приходской священник в храмах Кореиза и Гаспры, с сент. 1921 в соборе Св. Александра Невского в Ялте. В 1919–20 проф. политэкономии в Таврическом ун-те в Симферополе. В Крыму написаны «Трагедия философии» (опубл. на нем. яз. в 1927, рус. изд. – 1993), диалог «У стен Херсонеса» (опубл. в 1993). Начиная с этого периода Б. стремился к преодолению философии, считая, что «философия проистекает из той расщеплённости бытия, его неистинности, при котором мышление оказывается обособленной областью духа»; история философии мыслится им как «религиозная ересиология», а филос. системы как произвольное гипостазирование одного из элементов троичного бытия – личности, природы или существования. Для Б. антиномичность человеческого познания является его неискоренимой чертой, ибо полнота истины неуловима для логич. дедукций.
В 1922 арестован ГПУ и по обвинению в контрреволюц. деятельности «бессрочно выслан за границу», в Константинополь. В 1923–25 проф. церковного права и богословия юридич. ф-та Русского науч. ин-та в Праге. Здесь началось сотрудничество Б. с Русским студенческим христианским движением, в съездах которого он регулярно участвовал. Б. возглавил воссозданное в Праге Братство Св. Софии, в котором принимали участие В. В. Зеньковский, А. В. Карташёв, П. Б. Струве и Г. Флоровский. С 1925 в Париже, проф. догматического богословия, затем декан созданного при его участии Богословского ин-та во имя прп. Сергия, где сформировалась «парижская школа» в богословии, представленная именами П. Н. Евдокимова, В. В. Зеньковского, В. Н. Ильина, еп. Кассиана (Безобразова), архиеп. Киприана (Керна), А. В. Карташёва, Г. П. Федотова и др.
В богословских трилогиях – малой – «Друг Жениха. О православном почитании Предтечи (Iо. 3, 28–30)» (1927), «Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери» (1927) и «Лествица Иаковля. Об ангелах» (1929), и большой – «О Богочеловечестве»: «Агнец Божий» (1933, переизд. 2000), «Утешитель» (1936, переизд. 2003) и «Невеста Агнца» (1945) Б. стремился дать софиологич. интерпретацию осн. церковных догматов, посвятив две части этой трилогии ипостасям Пресвятой Троицы – Сыну и Святому Духу, а третью – Церкви. К европ. читателям обращены вышедшая во франц. пер. кн. «Православие» (1932, рус. изд. 1965) и в англ. пер. – «София, Премудрость Божия» (1937).
Понимание Софии у Б. в этот период претерпело существенную эволюцию: он отказался от трактовки Софии как личного бытия и стал осмыслять её как божественную природу-усию, делающую Троицу единым Богом. Одновременно он не исключал и трактовки Софии как совокупности божественных энергий в духе учения св. Григория Паламы. В 1935 софиологич. взгляды отца Сергия были осуждены Архиерейским собором Рус. православной церкви за границей и двумя Указами Моск. патриархии, изданными митр. Сергием (Страгородским). Богословская комиссия, созданная митр. Евлогием, отвела обвинение Б. в ереси, однако читать лекции по софиологии ему было запрещено.
Б. активно участвовал в экуменич. движении, в работе православно-англиканского Братства св. мученика Албания и прп. Сергия. Он выступал на богословских съездах и конференциях в Лозанне, Мерфилде, Оксфорде, Эдинбурге, Афинах. В 1939 перенёс рак горла и в результате операции почти полностью лишился голоса, однако продолжал шёпотом служить литургии и даже читать лекции. В последних трудах Б. («Невеста Агнца»; «Апокалипсис Иоанна», 1948) большое внимание уделяется проблеме апокатастасиса (восстановления) падшей твари в эсхатологич. перспективе. Похоронен на рус. кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.