ЖИЛЬСО́Н ЭТЬЕНН АНРИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖИЛЬСО́Н (Gilson) Этьенн Анри (13.6.1884, Париж – 19.9.1978, Краван, деп-т Йонна, Франция), франц. католич. философ, историк ср.-век. философии, чл. Франц. академии (1946). Окончил Сорбонну (1907). Проф. Страсбурского ун-та (1919–21), Сорбонны (1921–32), Коллеж де Франс (с 1932). Один из создателей Папского ин-та ср.-век. исследований в Торонто, который возглавлял в 1951–68. Основатель (1921) и издатель ж. «Etudes de philosophie médiévale».
Ж. обычно называют представителем неотомизма, однако он рассматривал себя как «палеотомиста», считая своей осн. задачей возвращение к аутентичному учению Фомы Аквинского как единственному пути к установлению гармонии веры и разума и решению большинства социальных и филос. проблем 20 в. Томизм у Ж. при этом органически уже включает всё то истинное, что имеется в др. филос. системах.
Рассматривая историю философии как историю постижения бытия, Ж. противопоставляет античной и раннесредневековой философии («эссенциалистской», отводящей «сущности» главенствующую роль в бытии) «экзистенциальное» христианское учение о Боге как о Сущем, в полной мере раскрытое только в учении Фомы Аквинского с его признанием основополагающего значения существования, а не сущности. Бог есть само бытие (ipsum esse), сущностью которого является бесконечное, ничем не ограниченное существование; отсюда и в сотворённых вещах главным является их существование, а не сущность. «Истинная религия» выводит человека «за пределы созерцания сущностей – к самой тайне существования» («Избранное: Христианская философия». М., 2004. С. 643). Утрата этого понимания в позднейшей философии привела её, по Ж., к упадку и трагич. размежеванию между разумом и верой.
Ж. – один из самых авторитетных историков ср.-век. философии, автор монографий об Августине, Абеляре, Бонавентуре, Фоме Аквинском, Дунсе Скоте и др., а также фундам. трудов «Философия в средние века» («La philosophie au Moyen-Age», vol. 1–2, 1922) и «История христианской философии» («History of Christian philosophy in the Middle Ages», 1950).