ИОА́НН ДАМАСКИ́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОА́НН ДАМАСКИ́Н (греч. ’Ιωάννης ὁ Δαμασϰηνός, лат. Iohannes Damascenus) (ок. 650 или 675, Дамаск – 4.12.749, по др. данным, ок. 753 или 754, лавра Св. Саввы Освященного, Палестина), богослов, полемист, гимнограф, учитель Церкви, христианский святой.
Сведения о жизни И. Д. крайне скудны и во многом имеют легендарный характер. Первое житие И. Д. было составлено антиохийским монахом Михаилом (кон. 11 в.) на араб. яз. Осн. источником сведений о жизни И. Д. является жизнеописание, составленное патриархом Иерусалимским Иоанном VIII Хризостомом (ок. 1098 – до 1122), по др. данным – патриархом Иерусалимским Иоанном IX (сер. 12 в.). И. Д. происходил из влиятельного арабо-христианского рода Мансуров; его отец занимал один из высших финансовых постов в Халифате при дворе халифа Абд аль-Малика. По воле отца И. Д. получил блестящее воспитание и образование, как христианское, так и классическое. После смерти отца И. Д. наследовал его состояние и занял один из высших адм. постов. Ок. 700 впал в немилость у халифа и был вынужден удалиться от двора; принял постриг в лавре Св. Саввы Освященного, ок. 734 был рукоположен в пресвитеры патриархом Иерусалимским Иоанном V (705–735).
И. Д. – автор значит. числа богословско-догматич., полемич., аскетич. сочинений, а также гимнографич. творений (созданы в монашеский период его жизни). Гл. труд И. Д. – трилогия «Источник знания» («Πηγὴ γνῴσεως»), состоящая из «Диалектики», «О ересях» и «Точного изложения православной веры» («Ἔϰθεσις ἀϰριβῆς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως»). 1-я часть трилогии – категориальное филос. введение, излагающее преим. онтологию Аристотеля. Во 2-й части на основе изложения Епифания Кипрского представлены сведения о ересях, с добавлением сообщений о мусульманстве и иконоборчестве. 3-я часть представляет собой свод церковного учения по разл. догматич. вопросам: о Троице (1–14), о видимом и невидимом творении (15–44), о природе Христа (45–81), о таинствах, почитании святых мощей, икон (82–99), о Воскресении (100). Обращаясь к широкому кругу проблем, И. Д. представил по возможности исчерпывающее объяснение осн. понятий христианского богословия и связанных с ними аспектов мариологической, эсхатологич., литургич. проблематики. Взгляды И. Д. по этим вопросам не являются оригинальными (сам он свидетельствует о том, что писал только об известном предшествующим отцам и соборам), однако его бесспорная заслуга заключается в осуществлении полноценного синтеза всего предшествующего православного богословия. Благодаря этому «Точное изложение...» приобрело широкую известность в среде не только позднейших визант. богословов, но и католич. схоластов (так, напр., схоластич. амплификации Петра Ломбардского, Фомы Аквинского заимствуют многое из богословского синтеза И. Д.). Из др. богословско-догматич. сочинений И. Д. традиционно приписывают «Книгу о православном образе мыслей», «О Святой Троице», «О Трисвятой песне» и др. И. Д. принадлежит ряд полемич. трактатов: «Диалог против манихеев», «Против несторианской ереси», «О вере против несториан», «О двух волях во Христе», «Состязание христианина с сарацином», «Три защитительных Слова против порицающих святые иконы или изображения» и др. В своей полемике с исламом И. Д. заложил основы господствовавшего потом в Византии взгляда на эту религию как на разновидность христианской ереси. И. Д. был одним из первых последовательных противников иконоборчества. В трёх посланиях к визант. имп. Льву III Исавру он, опираясь на многочисл. выдержки из творений отцов Церкви, доказывает древность традиции иконопочитания. Авторству И. Д. принадлежит развитие теории 6 категорий описания иконного образа (см. Икона). К его аскетич. сочинениям относятся: «О святых постах», «О добродетелях и пороках» и др. И. Д. приписывается также библейско-патристич. антология по христианской духовной традиции и аскетике («Sacra Parallela»). Широкую известность приобрели гимнографич. творения И. Д. В церковном предании подчёркивается его участие в упорядочении осмогласия (хотя оно существовало ранее): он упоминается в назв. кн. «Октоих сиречь Осмогласник, творение преподобнаго отца нашего Иоанна Дамаскина», а также считается автором мн. песнопений православной церкви, среди которых – богородичные догматики на 8 гласов, ряд самогласных стихир (в т. ч. Лазаревой субботы, Недели Ваий, Страстной седмицы), воскресные каноны на 8 гласов, каноны Постной и Цветной Триоди, Миней и др. Наиболее знаменит Пасхальный («Золотой») канон. Наряду с канонами И. Д. традиц. устройства (когда внутри каждой песни канона выдерживается подобие, заданное её 1-й строфой – ирмосом) существует ряд канонов с ямбической организацией (на Рождество Христово, Богоявление, Пятидесятницу). Традиция приписывает И. Д. благодарственное богородичное песнопение, включённое в «Октоих», – «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...». Творения И. Д., переведённые на слав. яз., оказали значит. влияние на духовную культуру Древней Руси. Известны также многочисл. переводы его творений на арм., груз., араб. языки.
Богословие И. Д. неразрывно связано с практикой духовной жизни и аскезы, с опытом личностного мистич. восприятия. Согласно И. Д., истинное ви́дение Бога возможно при достижении христианского совершенства, которое заключается в созерцании, бесстрастии, воздержании, чистоте сердца и любви. Достигнув этого состояния, человек обретает свободу в богообщении. Путь к совершенству заключается в двух неразрывно связанных друг с другом аспектах духовной жизни, которые И. Д. определяет как «праксис» (борьба со страстями и упражнение в добродетелях) и «теори́я» (рациональное осмысление истин православной веры, вне которой не может быть подлинного богообщения). В стремлении к совершенству И. Д. призывает идти по пути подражания святым и Самому Христу. Человек как образ Божий должен подражать благости Божества. В частном же случае это подражание тем, кто угодил Богу, как достойно проявившим в себе образ Божий. На этой теории первообраза и подражания ему И. Д. выстраивает полемику с иконоборцами.
Как один из виднейших противников иконоборчества, И. Д. был четырежды анафематствован иконоборческим Иерийским собором (754); 7-й Вселенский собор (см. Вселенские соборы) признал богословие И. Д. полностью православным. С фигурой И. Д. традиционно связывают окончание святоотеческого периода в истории неразделённой Церкви на христианском Востоке. В 1880-е гг. И. Д. был признан католич. церковью учителем Церкви.
День памяти в вост. Церкви – 4(17) дек.; в зап. Церкви – 27 марта.