ИКО́НА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИКО́НА (греч. ἰεϰών ), в христианстве священный образ – Бога по Его воплощении, Богоматери, ангелов, святых; является частью Священного Предания, неотъемлемой частью богослужения, объектом молитвенного поклонения первообразу.
И. существовали с первых веков христианства; богословское обоснование иконопочитания обрело вид законченной системы в 8–9 вв. в связи с иконоборчеством. Прп. Иоанн Дамаскин в «Трёх защитительных Словах против порицающих святые иконы или изображения» разработал теорию образов, в т. ч. священных изображений, выделив, в частности, изображения по аналогии (Священное Писание создаёт образы и очертания невидимых и бестелесных предметов, которые мы не в состоянии созерцать без «соответствующих нам красок или фигур», эти образы «прикровенно показывают нам божественные отражения» – напр., изображение Троицы посредством солнца, света и луча, ангелов – в телесном виде, как они являлись «достойным людям»); предызобразительные изображения, которые «начертывают будущее» (ветхозаветные прообразы, напр. купина и роса вместо изображения Богоматери); изображения, установленные «для воспоминания о прошедшем» (образы «бывших прежде добродетельных мужей» – святых). Назначение изображений – возведение ума к созерцанию духовного, для получения частичного знания о непознаваемых предметах, для избежания пороков и пребывания в добродетели в подражание святым. Почитание, оказываемое И., переходит на её первообраз, однако и сама И. содержит Божественную благодать, данную ради имени изображённых на ней. Эти принципы легли в основу постановлений 7-го Вселенского собора (787). По мнению отцов собора, возможность создавать образы (иконы) предопределена тем, что Христос, Богоматерь и святые существовали в телесном облике. Изображение Бога Отца, незримого и неописуемого, как и попытки передачи Божественного естества Христа, не допускались.
Положения собора развили прп. Феодор Студит и св. Никифор Константинопольский. Прп. Феодор подчёркивал, что Логос неописуем, неизобразим и непостижим, но на И. человеческого образа Спасителя Логос присутствует в восприятии созерцающего И. В идеале все иконы Христа должны быть одинаковы; в реальности они отличаются друг от друга, т. к. они – суть труда людей с разными способностями и навыками. Эти «отклонения» св. Никифор считал естественными и допустимыми.
После победы над иконоборчеством и восстановления иконопочитания, когда осн. черты священных образов стали широко известны, акцент переместился с особенного на общее, святые лики типизировались, возник иконописный канон. Связь с античностью в визант. И. не прерывалась, но объёмность форм стала мягкой, сглаженной. Источник света, как и падающие от людей и предметов тени, исчез, объём передавался более условно (см. Иконопись). Широкое применение в И. нашёл золотой фон, создающий особую пространственную среду. Возникла обратная (эмпирическая) перспектива, которая распластывала предметы на плоскости, позволяя при этом видеть большее количество деталей, чем возможно в натуре (четыре стороны параллелепипеда, пять глав пятиглавого храма при фронтальной проекции). Пейзаж свёлся к условной растительности и к горкам, на визант. И. иногда ещё сохраняющим округлые очертания, но чаще трактуемым как кристаллич. структуры, с площадками-лещадками, «кремешками» и «пяточками». Архитектура восходит к фантастич. античным декорациям наподобие фресок Геркуланума и Помпей, действие никогда не изображается в интерьере, который обозначается катапетасмами на втором плане. Размеры и соотношение целого и деталей нередко диктуются иерархич. соображениями, в одной композиции могут сочетаться разновременны́е события.
На Руси живопись как таковая до принятия христианства не существовала. Русь восприняла уже установившийся церковный образ, сформулированное учение и зрелую технику иконописания, однако в церковном иск-ве Руси, в котором преломилась духовная жизнь рус. народа, уже в 11–12 вв. вырабатывается собств. худож. язык, самобытность проявилась в разнообразии худож. письма. На всём протяжении Средневековья и раннего Нового времени в контексте иконографич. системы происходила стилистич. эволюция. В кон. 17 – нач. 18 вв. И. начали писать маслом на холсте, с использованием светотеневой моделировки и прямой (ренессансной) перспективы.