НИКИ́ФОР КОНСТАНТИНО́ПОЛЬСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКИ́ФОР КОНСТАНТИНО́ПОЛЬСКИЙ, Никифор I (Νιϰηφόρος) [ок. 758, Константинополь – 2.6.828, монастырь во имя Мч. Феодора близ Хрисополя (ныне Ускюдар, Турция)], патриарх Константинопольский (12.4.806 – 13 или 20.3.815), православный богослов, хронист, святой.
Выходец из знатной семьи, подвергшейся репрессиям при имп. Константине V Копрониме. Начал службу асикритом (чиновником имп. канцелярии) под началом будущего патриарха Тарасия Константинопольского (784–806), которому он, возможно, приходился родственником. Между 780 и 787 написал «Краткую историю» («‘Ιστορία σύντομος », рус. пер. 1950), охватывающую период с 602 по 769. Участвовал в VII Вселенском соборе (787). В 797 вышел в отставку и покинул столицу (возможно, в связи с возвращением к власти имп. Ирины). После воцарения имп. Никифора I (31.10.802) назначен птохотрофом (зав. столичным приютом для бедных).
Н. К. был поставлен в патриархи из мирян на Пасху 806. Его патриаршество было омрачено новым витком т. н. михианской схизмы – церковного раскола, первоначально связанного со 2-м браком имп. Константина VI (795), который был одобрен патриархатом, но вызвал резкую оппозицию со стороны монахов Студитского мон. Константинопольский собор 809 значительно ослабил позиции студитской партии. Примирение группировок произошло при имп. Михаиле I Рангаве в 811. В это же время Н. К. предпринял решительные шаги по борьбе с ересями афинган и павликиан. При возобновлении в 814 имп. Львом V Армянином иконоборч. политики (см. Иконоборчество) Н. К. удалось консолидировать иконопочитателей и объединиться со своими недавними противниками (в т. ч. с Феодором Студитом). После низложения в 815 Н. К. остался ключевой фигурой православной оппозиции: в нач. 821 в монастыре во имя Мч. Феодора, куда он был сослан, под его председательством состоялся собор, выработавший единую позицию по вопросу покаяния иконоборч. клира и отправивший делегацию к новому императору – Михаилу II Травлу с требованием восстановить Н. К. на престоле. Такие же требования выдвинула и Рим. церковь, однако условия, предложенные императором, были неприемлемы для Н. К., и он оставался в ссылке до своей кончины. Торжественное захоронение мощей Н. К. в ц. Святых апостолов в Константинополе состоялось при патриархе Мефодии 13.3.847.
Лит. наследие Н. К. представлено богословско-полемич. трактатами (после 815), в которых опровергается богословие иконоборчества, а также подвергаются филологич. и богословскому анализу святоотеческие свидетельства, приводившиеся иконоборцами в защиту своего учения (Евсевия Кесарийского, Макария Магнезийского). Трактаты Н. К., представляющие собой уникальный источник сведений о богословии иконоборцев, были малоизвестны в Византии и оказались вновь востребованы только в период паламитских споров (14 в.). Под именем Н. К. известны многочисл. каноны (их принадлежность Н. К. остаётся под сомнением), регулирующие разл. церковно-правовые вопросы.
День памяти Н. К. по календарю Рус. православной церкви – 13(26) марта и 2(15) июня.