Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАВЛИКИА́НЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 21-22

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Максимович

ПАВЛИКИА́НЕ, ран­не­сред­не­ве­ко­вая ре­лиг. дуа­ли­сти­че­ская сек­та. Офор­ми­лась, ве­ро­ят­но, в 7 в. на за­се­лён­ных ар­мя­на­ми тер­ри­то­ри­ях Вост. Ана­то­лии (ази­ат. часть совр. Тур­ции), впо­след­ст­вии рас­про­стра­ни­лась от Ме­со­по­та­мии до Бал­кан.

На П. су­ще­ст­вен­ное влия­ние ока­за­ли бо­лее ран­ние ре­лиг. сис­те­мы: зо­роа­ст­ризм, гно­сти­цизм (в фор­ме мар­кио­низ­ма) и ма­ни­хей­ст­во. В арм. и не­ко­то­рых ви­зант. ис­точ­ни­ках ос­но­ва­те­лем уче­ния П. счи­та­ет­ся еп. Ан­ти­охий­ский Па­вел Са­мо­сат­ский (3 в.), по име­ни ко­то­ро­го П. по­лу­чи­ли своё на­зва­ние. Па­вел Са­мо­сат­ский, осу­ж­дён­ный Цер­ко­вью в 268, учил о не­ра­вен­ст­ве Сы­на От­цу в Св. Трои­це и об «усы­нов­ле­нии» Хри­ста Бо­гом От­цом. Пред­по­ла­га­ет­ся, что этот ран­ний пе­ри­од ис­то­рии П. сле­ду­ет от­ли­чать от позд­не­го, в хо­де ко­то­ро­го П. вос­при­ня­ли бо­лее ра­ди­каль­ную дуа­ли­стич. ре­лиг. сис­те­му. В позд­ний пе­ри­од, со­глас­но ви­зант. хро­ни­сту 9 в. Ге­ор­гию Амар­то­лу, они уже пол­но­стью от­вер­га­ли свою связь как с Пав­лом Са­мо­сат­ским, так и с ма­ни­хей­ст­вом. Ми­ро­воз­зре­ние позд­них П. бы­ло ос­но­ва­но на ве­ре в мо­гу­ще­ст­вен­ные и веч­ные на­ча­ла – доб­рое и злое. Злое на­ча­ло (бо­же­ст­во) счи­та­лось твор­цом ма­те­ри­аль­но­го ми­ра (так объ­яс­ня­лось су­ще­ст­во­ва­ние зла в ми­ре). Со­глас­но взгля­дам П., весь мир про­ни­зан не­при­ми­ри­мой борь­бой до­б­ра и зла, но до­б­рый, свет­лый бог в кон­це вре­мён по­бе­дит злое на­ча­ло и ус­та­но­вит цар­ст­во све­та и спра­вед­ли­во­сти. П. на­зы­ва­ли се­бя хри­стиа­на­ми, од­на­ко от­вер­га­ли важ­ней­шие хри­сти­ан­ские дог­ма­ты [о Со­тво­ре­нии ми­ра еди­ным и бла­гим Бо­гом, о ро­ж­де­нии Бо­га от Де­вы (см. Бо­го­во­пло­ще­ние)], ка­но­нич. Свя­щен­ное Пи­са­ние (см. Биб­лия), по­чи­та­ние кре­ста, икон, цер­ков­ные та­ин­ст­ва.

Ви­зан­тия, как хри­сти­ан­ское гос-во, ве­ла про­тив П. борь­бу. За при­над­леж­ность к «ма­ни­хе­ям», т. е. к П., ви­зант. за­ко­но­да­тель­ст­во 8 в. (Эк­ло­га) ус­та­нав­ли­ва­ло смерт­ную казнь. В Иса­го­ге (ви­зант. сб-к за­ко­нов 2-й пол. 9 в.) так­же на­зна­ча­лась смерт­ная казнь за при­над­леж­ность к «ма­ни­хе­ям»; их де­ти ли­ша­лись пра­ва по­лу­че­ния на­след­ст­ва, ес­ли не при­мут пра­во­сла­вие. В нач. 9 в. пав­ли­ки­ан­ст­во под­верг­лось ре­фор­ми­ро­ва­нию; ре­прес­сии ви­зант. пра­ви­тель­ст­ва по­бу­ди­ли П. по­ки­нуть пре­де­лы Ви­зан­тии. Их оп­ло­том ста­ли за­ня­тые ара­ба­ми об­лас­ти Ме­со­по­та­мии и Ве­ли­кой Ар­ме­нии, от­ку­да они со­вме­ст­но с му­суль­ма­на­ми со­вер­ша­ли по­хо­ды на Ви­зан­тию. В 872 Хри­сто­фор – зять ви­зант. имп. Ва­си­лия I Ма­ке­до­ня­ни­на – раз­гро­мил П. и за­хва­тил их гл. кре­пость Теф­ри­ку, по­сле че­го П. рас­сея­лись по Сре­ди­зем­но­мо­рью (от Си­рии до Юж. Ита­лии) и ут­ра­ти­ли преж­нее влия­ние. Отд. об­щи­ны П. про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать до па­де­ния Ви­зан­тии (1453) и в по­стви­зан­тий­ский пе­ри­од.

На­чи­ная с сер. 9 в. ви­зант. им­пе­ра­торы на­силь­ст­вен­но пе­ре­се­ля­ли П. на Бал­ка­ны, раз­ме­ща­ли их во Фра­кии для ох­ра­ны гос. гра­ни­цы. Это спо­соб­ст­во­ва­ло рас­про­стра­не­нию взгля­дов П. сре­ди ме­ст­но­го слав. на­се­ле­ния. В 10–15 вв. дуа­ли­стич. уче­ние П. на­шло своё про­дол­же­ние на Бал­ка­нах в дви­же­нии бо­го­ми­лов (см. Бо­го­миль­ст­во) и в Зап. Ев­ро­пе (дви­же­ния па­та­ре­нов, ка­та­ров, аль­би­гой­цев).

Лит.: Grégoire H. Les sources de l’histoire des Pauliciens // Bulletin de l’Académie de Bel­gique. 1936. Vol. 22; idem. Précisions géogra­phi­ques et chronologiques sur les Pauliciens // Ibid. 1947. Vol. 33; Scheidweiler F. Pau­li­kia­ner­probleme // Byzantinische Zeitschrift. 1950. Bd 43; Scharf J. Zur Echtheitsfrage der Ma­nichäerbücher des Photios // Ibid. 1951. Bd 44; Лип­шиц Е. Э. Пав­ли­ки­ан­ское дви­же­ние в Ви­зан­тии в VIII и пер­вой по­ло­ви­не IX вв. // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1952. Т. 5; Бар­ти­кян Р. М. Ис­точ­ни­ки для изу­че­ния ис­то­рии пав­ли­ки­ан­ско­го дви­же­ния. Ер., 1961; Les sources grecques pour l’histoire des Pauliciens d’Asie Mineure / Ed. C. Astruc e. a. P., 1970; Speck P. Petros Sikeliotes, seine Historia und der Erzbischof von Bulgarien // Hellenika. 1974. Vol. 27.

Вернуться к началу