ПАВЛИКИА́НЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАВЛИКИА́НЕ, раннесредневековая религ. дуалистическая секта. Оформилась, вероятно, в 7 в. на заселённых армянами территориях Вост. Анатолии (азиат. часть совр. Турции), впоследствии распространилась от Месопотамии до Балкан.
На П. существенное влияние оказали более ранние религ. системы: зороастризм, гностицизм (в форме маркионизма) и манихейство. В арм. и некоторых визант. источниках основателем учения П. считается еп. Антиохийский Павел Самосатский (3 в.), по имени которого П. получили своё название. Павел Самосатский, осуждённый Церковью в 268, учил о неравенстве Сына Отцу в Св. Троице и об «усыновлении» Христа Богом Отцом. Предполагается, что этот ранний период истории П. следует отличать от позднего, в ходе которого П. восприняли более радикальную дуалистич. религ. систему. В поздний период, согласно визант. хронисту 9 в. Георгию Амартолу, они уже полностью отвергали свою связь как с Павлом Самосатским, так и с манихейством. Мировоззрение поздних П. было основано на вере в могущественные и вечные начала – доброе и злое. Злое начало (божество) считалось творцом материального мира (так объяснялось существование зла в мире). Согласно взглядам П., весь мир пронизан непримиримой борьбой добра и зла, но добрый, светлый бог в конце времён победит злое начало и установит царство света и справедливости. П. называли себя христианами, однако отвергали важнейшие христианские догматы [о Сотворении мира единым и благим Богом, о рождении Бога от Девы (см. Боговоплощение)], канонич. Священное Писание (см. Библия), почитание креста, икон, церковные таинства.
Византия, как христианское гос-во, вела против П. борьбу. За принадлежность к «манихеям», т. е. к П., визант. законодательство 8 в. (Эклога) устанавливало смертную казнь. В Исагоге (визант. сб-к законов 2-й пол. 9 в.) также назначалась смертная казнь за принадлежность к «манихеям»; их дети лишались права получения наследства, если не примут православие. В нач. 9 в. павликианство подверглось реформированию; репрессии визант. правительства побудили П. покинуть пределы Византии. Их оплотом стали занятые арабами области Месопотамии и Великой Армении, откуда они совместно с мусульманами совершали походы на Византию. В 872 Христофор – зять визант. имп. Василия I Македонянина – разгромил П. и захватил их гл. крепость Тефрику, после чего П. рассеялись по Средиземноморью (от Сирии до Юж. Италии) и утратили прежнее влияние. Отд. общины П. продолжали существовать до падения Византии (1453) и в поствизантийский период.
Начиная с сер. 9 в. визант. императоры насильственно переселяли П. на Балканы, размещали их во Фракии для охраны гос. границы. Это способствовало распространению взглядов П. среди местного слав. населения. В 10–15 вв. дуалистич. учение П. нашло своё продолжение на Балканах в движении богомилов (см. Богомильство) и в Зап. Европе (движения патаренов, катаров, альбигойцев).