Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОГОМИ́ЛЬСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 648-649

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. И. Жаворонков

БОГОМИ́ЛЬСТВО (бо­гу­миль­ст­во), од­но из круп­ней­ших ре­ли­ги­оз­но-со­ци­аль­ных ере­ти­че­ских дви­же­ний на Бал­ка­нах и в Ма­лой Азии в 10–15 вв. По име­ни (или про­зви­щу) пер­во­го ере­си­ар­ха – по­па Бо­го­ми­ла – по­сле­до­ва­те­ли дви­же­ния по­лучи­ли на­име­но­ва­ние бо­го­ми­лов. Ересь воз­ник­ла, по-ви­ди­мо­му, сре­ди сель­ско­го на­се­ле­ния Бол­га­рии в нач. 10 в. Ос­но­ву дви­же­ния со­став­ля­ли пред­ста­ви­те­ли низ­ше­го ду­хо­вен­ст­ва и про­винц. мо­на­ше­ст­во, в пер­вую оче­редь стран­ст­вую­щие ино­ки, не при­над­ле­жав­шие к оп­ре­де­лён­ным мо­на­сты­рям.

Учение богомилов

Не­смот­ря на не­со­мнен­ное влия­ние ма­ни­хей­ст­ва, а так­же ере­сей пав­ли­ки­ан и мес­са­ли­ан, Б. бы­ло са­мо­быт­ным ре­лиг. дви­же­ни­ем. В ос­но­ве уче­ния бо­го­ми­лов ле­жа­ло пред­став­ле­ние о двой­ст­вен­но­сти ми­ра, о по­сто­ян­ной борь­бе в нём доб­ро­го и зло­го на­чал. Од­на­ко в от­ли­чие от пав­ли­ки­ан бо­го­ми­лы бы­ли уме­рен­ны­ми дуа­ли­ста­ми, т. к. счи­та­ли, что доб­ро по­бе­дит зло.

Кос­мо­го­ния и тео­ло­гия. Со­глас­но уче­нию бо­го­ми­лов, вна­ча­ле су­ще­ст­во­вал толь­ко бла­гой Вы­со­чай­ший Бог, ко­то­рый соз­дал ог­ром­ную не­ви­ди­мую Все­лен­ную до Седь­мо­го Не­ба и ос­нов­ные сти­хии; Он управ­лял ими вме­сте со сво­им сы­ном Са­та­наи­лом. За­ви­дуя От­цу, Са­та­на­ил ре­шил стать не­за­ви­си­мым от Не­го и по­ста­вить трон на Седь­мом Не­бе. Он при­влёк на свою сто­ро­ну и часть ан­ге­лов. Вы­со­чай­ший Бог уз­нал об этом и низ­верг их с не­ба. Но Са­та­на­ил с по­мо­щью не­от­ня­то­го у не­го бо­же­ст­вен­но­го да­ра соз­дал из хао­са ви­ди­мые не­бо и зем­лю с мо­ря­ми и океа­на­ми, не­бес­ные све­ти­ла, рас­те­ния и жи­вот­ных, а за­тем со­тво­рил Ада­ма и Еву, но не смог вдох­нуть в них ду­шу и был вы­ну­ж­ден об­ра­тить­ся к От­цу с прось­бой по­слать своё бо­же­ст­вен­ное ды­ха­ние для ожив­ле­ния их. Вы­со­чай­ший Бог сжа­лил­ся и ожи­вил пер­вых лю­дей. По­сте­пен­но Са­та­на­ил пол­но­стью под­чи­нил се­бе род че­ло­ве­че­ский, так что лишь не­мно­гие из лю­дей зна­ли о сво­ём пер­во­началь­ном на­зна­че­нии – за­ме­нить пад­ших ан­ге­лов. Вы­со­чай­ший Бог ре­шил ос­во­бо­дить че­ло­ве­че­ст­во от вла­сти Са­та­наи­ла. Он про­из­вёл из Се­бя вто­ро­го (млад­ше­го) Cына, Ии­су­са, или Сло­во, ко­то­рый явил­ся в мир в эфир­ном те­ле, имев­шем толь­ко вид че­ло­ве­че­ско­го. Че­рез три дня по­сле сво­ей при­зрач­ной смер­ти Ии­сус явил­ся во всём ве­ли­чии пе­ред Са­та­наи­лом, от­сёк от его име­ни слог «-ил», тем са­мым ли­шив его бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды, и око­вал це­пя­ми, те­перь уже как зло­го ду­ха – Са­та­ну. За­тем Ии­сус воз­нёс­ся на не­бо, за­нял 2-е по­сле От­ца ме­сто и по­лу­чил власть над все­ми ан­ге­ла­ми. По­сле это­го Вы­со­чай­ший Бог про­из­вёл из Се­бя Св. Дух, ко­то­рый воз­дей­ст­ву­ет на ду­ши лю­дей.

От­но­ше­ние к хри­сти­ан­ской церк­ви и свет­ской вла­сти. Бо­го­ми­лы не при­зна­ва­ли об­ря­ды и та­ин­ст­ва хри­сти­ан­ской церк­ви, счи­тая их де­лом рук Са­та­ны, не по­се­ща­ли цер­ковь, не по­чи­та­ли ико­ны, цер­ков­ные празд­ни­ки, а так­же мо­щи, не при­зна­ва­ли ис­тин­ность смер­ти и Вос­кре­се­ния Ии­су­са Хри­ста, по­ла­гая, что они бы­ли при­зрач­ны­ми, не счи­та­ли Де­ву Ма­рию Бо­го­ро­ди­цей. Бо­го­ми­лы ут­вер­жда­ли, что ме­ж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ком не ну­жен по­сред­ник – ду­хо­вен­ст­во. Из хри­сти­ан­ских книг при­зна­ва­ли толь­ко Но­вый За­вет; боль­шин­ст­во книг Вет­хо­го За­ве­та, за ис­клю­че­ни­ем Бы­тия, от­вер­га­ли пол­но­стью. В Б. бы­ли силь­ны и со­ци­аль­но-по­ли­тич. тен­ден­ции. Бо­го­ми­лы от­вер­га­ли свет­скую власть и смог­ли в из­вест­ной ме­ре вклю­чить­ся в струк­ту­ру феодального об­ще­ст­ва толь­ко в 13–14 вв. в Бос­нии с её спе­ци­фическим по­ли­ти­ко-гео­гра­фичес­ким по­ло­же­ни­ем и кон­фес­сио­наль­ной си­туа­ци­ей.

История

Б., ук­ре­пив­шись в 10 в. в Бол­га­рии, по­лу­чи­ло в 11–12 вв. ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в Ви­зан­тии, где бо­го­ми­лы на­зы­ва­лись фун­да­гиа­ги­та­ми, а так­же в Сер­бии и Бос­нии. Во 2-й пол. 10 – нач. 11 вв. Б. спо­соб­ст­во­ва­ло ос­лаб­ле­нию Бол­гар­ско­го цар­ст­ва и за­вое­ва­нию его Ви­зан­ти­ей. В пе­ри­од ви­зант. вла­ды­че­ст­ва 11–12 вв. бо­го­ми­лы ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в вос­ста­ни­ях про­тив им­пе­рии (1040, 1072). В Бос­нии Б. иг­ра­ло за­мет­ную роль на про­тя­же­нии 12 – 1-й пол. 15 вв. и поль­зо­ва­лось (хо­тя и не по­сто­ян­но) по­кро­ви­тель­ст­вом вер­хов­ной вла­сти и круп­ных фео­да­лов. В сер. 12 в. Б. на­ча­ло про­ни­кать во Фран­цию и Сев. Ита­лию, ока­зы­вая влия­ние, пре­ж­де все­го со­чи­не­ния­ми, на зап.-ев­роп. ере­си (ка­та­ров, аль­би­гой­цев). Ряд апок­ри­фов, ис­пы­тав­ших влия­ние уче­ния бо­го­ми­лов («Ви­де­ние про­ро­ка Иса­ии», «От­кро­ве­ние Ва­ру­ха», «От­кро­ве­ние Ено­ха»), вме­сте с дру­ги­ми болг. лит. па­мят­ни­ка­ми по­лу­чил из­вест­ность и в Ки­ев­ской Ру­си.

С кон. 11 в. Цер­ковь и свет­ская власть в раз­ных стра­нах ак­тив­но бо­ро­лись с ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шим­ся Б. Так, Алек­сей I Ком­нин при­ни­мал су­ро­вые ме­ры для об­ра­ще­ния бо­го­ми­лов в пра­во­сла­вие. Эту по­ли­ти­ку про­дол­жи­ли Ио­анн II Ком­нин и Ма­ну­ил I Ком­нин, со­звав неск. цер­ков­ных со­бо­ров про­тив бо­го­ми­лов (1140, 1143, 1156–57). В Сер­бии про­тив бо­го­ми­лов бо­рол­ся св. Сте­фан Не­ма­ня (со­бор в Ра­се, ме­ж­ду 1172 и 1180), в Бол­га­рии – царь Бо­рил (со­бор в Тыр­но­ве, 1211). Ка­то­лич. цер­ковь и венг. ко­ро­ли (в за­ви­си­мо­сти от ко­то­рых бы­ла Бос­ния) на­чи­ная с 20-х гг. 13 в. не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­ли про­тив бос­ний­ских бо­го­ми­лов кре­сто­вые по­хо­ды. Од­на­ко Б. не бы­ло унич­то­же­но и в 13–14 вв. пред­став­ля­ло серь­ёз­ную уг­ро­зу как для ка­то­лич., так и для пра­восл. церк­ви. В 14 в. Б. про­ник­ло на Афон и вновь уси­ли­лось в Бол­га­рии. В Бос­нии лишь в прав­ле­ние ко­ро­ля Сте­па­на То­ма­ша (1443–61) фран­ци­скан­цы при­ну­ди­тель­но об­ра­ти­ли бо­го­ми­лов в ка­то­ли­че­ст­во. По мне­нию ря­да ис­сле­до­ва­те­лей, в 14 в. Б. про­ник­ло и на Русь, ока­зав влия­ние на ересь стри­голь­ни­ков. По­сле за­вое­ва­ния Бал­кан­ско­го п-ова тур­ка­ми Б. ста­ло по­сте­пен­но ис­че­зать. По­след­ние сви­де­тель­ст­ва о бо­го­ми­лах от­но­сят­ся к 17 в. Часть болг. бо­го­ми­лов в 17 в. пе­ре­шла в ка­то­ли­че­ст­во, часть (в Ро­до­пах) при­ня­ла ис­лам. Боль­шин­ст­во бо­го­ми­лов Бос­нии и Ал­ба­нии так­же пе­ре­шло в ис­лам.

Соч. осн. бо­го­миль­ские: Le nouveau testament, traduit au XIIIe siècle en langue provencale, suivi d’un rituel cathare / Éd. L. Clédat. P., 1887; Ива­нов Й. Бо­го­милски кни­ги и ле­ген­ди. Со­фия, 1925. Со­фия, 1970; Turdeanu E. Apocryphes bogomiles et pseudo­bogomiles // Revue d’histoire des religions. 1950. Vol. 138. № 1. P. 22–52; № 2. P. 176–218; Ан­ге­лов Д., При­мов Б., Бо­так­ли­ев Г. Бо­го­мил­ст­во­то в Бълга­рия, Ви­зан­тия и За­пад­на Ев­ро­па в из­во­ри. Со­фия, 1967; Ста­ра българ­ска ли­те­ра­ту­ра. Со­фия, 1981. T. 1 (Апо­к­ри­фи); Тъпко­ва-Заи­мо­ва В., Мил­те­но­ва А. Ис­то­ри­ко-апо­ка­лип­тич­на­та кни­жи­на във Ви­зан­тия и в сред­но­ве­ков­на Бълга­рия. Со­фия, 1996.

Соч. осн. ан­ти­бо­го­миль­ские: По­пру­жен­ко М. Г. Си­но­дик ца­ря Бо­ри­ла // Бъл­гар­ски ста­ри­ни. 1928. Кн. 8; он же. Коз­ма пре­сви­тер българ­ски пи­са­тел X в. // Бъл­гар­ски ста­ри­ни. 1936. Кн. 12; Euthymii Ziga­beni. Narratio de Bogomilis (Κατά Βογομίλων) // Patrologiae cursus completus. Series Graeca Ed. J. P. Mig­ne. PG. Vol. 130. Col. 1298–1333; Ев­фи­мий Зи­га­бен. Про­тив бо­го­ми­лов. К., 1902; Бо­гда­но­виℏ Д. Српска пре­ра­да Коз­ми­не Бе­се­де у Збор­ни­ку по­па Дра­гоља // Balcanica. Sofia, 1976. T. 7. C. 61–90.

Лит.: Obolensky D. The Bogomils: A Study in Balkan Neo-Manichaeism. Camb., 1948; Дра­гоjловиℏ Д. Бо­го­мил­ст­во на Бал­ка­ну и у Ма­лоj Азиjи. Бео­град, 1982. Т. 2; Ан­ге­лов Д. Бо­го­мил­ст­во­то. Со­фия, 1993; Обо­лен­ски Д. Бо­го­ми­ли­те. Со­фия, 1998.

Вернуться к началу