БОГОМИ́ЛЬСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОГОМИ́ЛЬСТВО (богумильство), одно из крупнейших религиозно-социальных еретических движений на Балканах и в Малой Азии в 10–15 вв. По имени (или прозвищу) первого ересиарха – попа Богомила – последователи движения получили наименование богомилов. Ересь возникла, по-видимому, среди сельского населения Болгарии в нач. 10 в. Основу движения составляли представители низшего духовенства и провинц. монашество, в первую очередь странствующие иноки, не принадлежавшие к определённым монастырям.
Учение богомилов
Несмотря на несомненное влияние манихейства, а также ересей павликиан и мессалиан, Б. было самобытным религ. движением. В основе учения богомилов лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нём доброго и злого начал. Однако в отличие от павликиан богомилы были умеренными дуалистами, т. к. считали, что добро победит зло.
Космогония и теология. Согласно учению богомилов, вначале существовал только благой Высочайший Бог, который создал огромную невидимую Вселенную до Седьмого Неба и основные стихии; Он управлял ими вместе со своим сыном Сатанаилом. Завидуя Отцу, Сатанаил решил стать независимым от Него и поставить трон на Седьмом Небе. Он привлёк на свою сторону и часть ангелов. Высочайший Бог узнал об этом и низверг их с неба. Но Сатанаил с помощью неотнятого у него божественного дара создал из хаоса видимые небо и землю с морями и океанами, небесные светила, растения и животных, а затем сотворил Адама и Еву, но не смог вдохнуть в них душу и был вынужден обратиться к Отцу с просьбой послать своё божественное дыхание для оживления их. Высочайший Бог сжалился и оживил первых людей. Постепенно Сатанаил полностью подчинил себе род человеческий, так что лишь немногие из людей знали о своём первоначальном назначении – заменить падших ангелов. Высочайший Бог решил освободить человечество от власти Сатанаила. Он произвёл из Себя второго (младшего) Cына, Иисуса, или Слово, который явился в мир в эфирном теле, имевшем только вид человеческого. Через три дня после своей призрачной смерти Иисус явился во всём величии перед Сатанаилом, отсёк от его имени слог «-ил», тем самым лишив его божественной природы, и оковал цепями, теперь уже как злого духа – Сатану. Затем Иисус вознёсся на небо, занял 2-е после Отца место и получил власть над всеми ангелами. После этого Высочайший Бог произвёл из Себя Св. Дух, который воздействует на души людей.
Отношение к христианской церкви и светской власти. Богомилы не признавали обряды и таинства христианской церкви, считая их делом рук Сатаны, не посещали церковь, не почитали иконы, церковные праздники, а также мощи, не признавали истинность смерти и Воскресения Иисуса Христа, полагая, что они были призрачными, не считали Деву Марию Богородицей. Богомилы утверждали, что между Богом и человеком не нужен посредник – духовенство. Из христианских книг признавали только Новый Завет; большинство книг Ветхого Завета, за исключением Бытия, отвергали полностью. В Б. были сильны и социально-политич. тенденции. Богомилы отвергали светскую власть и смогли в известной мере включиться в структуру феодального общества только в 13–14 вв. в Боснии с её специфическим политико-географическим положением и конфессиональной ситуацией.
История
Б., укрепившись в 10 в. в Болгарии, получило в 11–12 вв. широкое распространение в Византии, где богомилы назывались фундагиагитами, а также в Сербии и Боснии. Во 2-й пол. 10 – нач. 11 вв. Б. способствовало ослаблению Болгарского царства и завоеванию его Византией. В период визант. владычества 11–12 вв. богомилы активно участвовали в восстаниях против империи (1040, 1072). В Боснии Б. играло заметную роль на протяжении 12 – 1-й пол. 15 вв. и пользовалось (хотя и не постоянно) покровительством верховной власти и крупных феодалов. В сер. 12 в. Б. начало проникать во Францию и Сев. Италию, оказывая влияние, прежде всего сочинениями, на зап.-европ. ереси (катаров, альбигойцев). Ряд апокрифов, испытавших влияние учения богомилов («Видение пророка Исаии», «Откровение Варуха», «Откровение Еноха»), вместе с другими болг. лит. памятниками получил известность и в Киевской Руси.
С кон. 11 в. Церковь и светская власть в разных странах активно боролись с широко распространившимся Б. Так, Алексей I Комнин принимал суровые меры для обращения богомилов в православие. Эту политику продолжили Иоанн II Комнин и Мануил I Комнин, созвав неск. церковных соборов против богомилов (1140, 1143, 1156–57). В Сербии против богомилов боролся св. Стефан Неманя (собор в Расе, между 1172 и 1180), в Болгарии – царь Борил (собор в Тырнове, 1211). Католич. церковь и венг. короли (в зависимости от которых была Босния) начиная с 20-х гг. 13 в. неоднократно предпринимали против боснийских богомилов крестовые походы. Однако Б. не было уничтожено и в 13–14 вв. представляло серьёзную угрозу как для католич., так и для правосл. церкви. В 14 в. Б. проникло на Афон и вновь усилилось в Болгарии. В Боснии лишь в правление короля Степана Томаша (1443–61) францисканцы принудительно обратили богомилов в католичество. По мнению ряда исследователей, в 14 в. Б. проникло и на Русь, оказав влияние на ересь стригольников. После завоевания Балканского п-ова турками Б. стало постепенно исчезать. Последние свидетельства о богомилах относятся к 17 в. Часть болг. богомилов в 17 в. перешла в католичество, часть (в Родопах) приняла ислам. Большинство богомилов Боснии и Албании также перешло в ислам.