СТРИГО́ЛЬНИКИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТРИГО́ЛЬНИКИ, последователи религ. движения, распространившегося во 2-й пол. 14 – 1-й трети 15 вв. в Новгороде и Пскове, отлучённые от православной Церкви. О С. сообщают Послание в Новгород Константинопольского патриарха Нила (1382), «Списание на стриголникы», составленное, вероятно, еп. Стефаном Пермским ок. 1386 по просьбе Новгородского архиеп. Алексия, и 4 грамоты в Псков 1416–27 митр. Киевского Фотия. Учение С. основывалось на неприятии симонии, практики получения епископами платы за поставление от кандидатов в священники. Поэтому всю иерархию Церкви они считали безблагодатной, а совершаемые ею таинства недействительными. Последователей С. обвиняли в покаянии земле (его суть остаётся неясной), которое, вероятно, заменило им исповедь. Оснований для утверждения, что С. отвергали все церковные догматы и таинства, нет; по сути их учение являлось не ересью, а «беспоповским» расколом. Главой С. в «Списании» назван отлучённый от Церкви диакон Карп, происхождение прозвища которого, «стригольник», может указывать как на профессию парикмахера или стригаля сукна, так и на пострижение как обряд посвящения в С. или на стрижку волос, характерную для низшего духовенства, и пр. В 1375/76 трёх С. [бывших диаконов Карпа, Никиту (Микиту) и не названного по имени] в Новгороде сбросили с моста в р. Волхов (способ казни указывает на вечевой приговор). В составленном во 2-й пол. 15 в. Пахомием Сербом житии Новгородского архиеп. Моисея сообщается, что он боролся со С. ещё в 1352–59. В 1-й трети 15 в. С. известны лишь в Пскове: здесь они появились не позднее 1383, когда с ними полемизировал архиеп. Суздальский и Нижегородский Дионисий, в 1416–27 псковское духовенство боролось с ними, а в 1425–1427 власти Пскова арестовали (вероятно, заключили в монастыри) главных деятелей, что пресекло движение. Последнее упоминание о С. относится к 1487.