Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРИГО́ЛЬНИКИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 316

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Печников

СТРИГО́ЛЬНИКИ, по­сле­до­ва­те­ли ре­лиг. дви­же­ния, рас­про­стра­нив­ше­го­ся во 2-й пол. 14 – 1-й тре­ти 15 вв. в Нов­го­ро­де и Пско­ве, от­лу­чён­ные от пра­во­слав­ной Церк­ви. О С. со­об­ща­ют По­сла­ние в Нов­го­род Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Ни­ла (1382), «Спи­са­ние на стри­гол­ни­кы», со­став­лен­ное, ве­ро­ят­но, еп. Сте­фа­ном Перм­ским ок. 1386 по прось­бе Нов­го­род­ско­го ар­хи­еп. Алек­сия, и 4 гра­мо­ты в Псков 1416–27 митр. Ки­ев­ско­го Фо­тия. Уче­ние С. ос­но­вы­ва­лось на не­при­ятии си­мо­нии, прак­ти­ки по­лу­че­ния епи­ско­па­ми пла­ты за по­став­ле­ние от кан­ди­да­тов в свя­щен­ни­ки. По­это­му всю ие­рар­хию Церк­ви они счи­та­ли без­бла­го­дат­ной, а со­вер­шае­мые ею та­ин­ст­ва не­дей­ст­ви­тель­ны­ми. По­сле­до­ва­те­лей С. об­ви­ня­ли в по­кая­нии зем­ле (его суть ос­та­ёт­ся не­яс­ной), ко­то­рое, ве­ро­ят­но, за­ме­ни­ло им ис­по­ведь. Ос­но­ва­ний для ут­вер­жде­ния, что С. от­вер­га­ли все цер­ков­ные дог­ма­ты и та­ин­ст­ва, нет; по су­ти их уче­ние яв­ля­лось не ере­сью, а «бес­по­пов­ским» рас­ко­лом. Гла­вой С. в «Спи­са­нии» на­зван от­лу­чён­ный от Церк­ви диа­кон Карп, про­ис­хо­ж­де­ние про­зви­ща ко­то­ро­го, «стри­голь­ник», мо­жет ука­зы­вать как на про­фес­сию па­рик­махе­ра или стри­га­ля сук­на, так и на по­стри­же­ние как об­ряд по­свя­ще­ния в С. или на стриж­ку во­лос, ха­рак­тер­ную для низ­ше­го ду­хо­вен­ст­ва, и пр. В 1375/76 трёх С. [быв­ших диа­ко­нов Кар­па, Ни­ки­ту (Ми­ки­ту) и не на­зван­но­го по име­ни] в Нов­го­ро­де сбро­си­ли с мос­та в р. Вол­хов (спо­соб каз­ни ука­зы­ва­ет на ве­че­вой при­го­вор). В со­став­лен­ном во 2-й пол. 15 в. Па­хо­ми­ем Сер­бом жи­тии Нов­го­род­ско­го ар­хи­еп. Мои­сея со­об­ща­ет­ся, что он бо­рол­ся со С. ещё в 1352–59. В 1-й тре­ти 15 в. С. из­вест­ны лишь в Пско­ве: здесь они поя­ви­лись не позд­нее 1383, ко­гда с ни­ми по­ле­ми­зи­ро­вал ар­хи­еп. Суз­даль­ский и Ни­же­го­род­ский Дио­ни­сий, в 1416–27 псков­ское ду­хо­вен­ст­во бо­ро­лось с ни­ми, а в 1425–1427 вла­сти Пско­ва аре­сто­ва­ли (ве­ро­ят­но, за­клю­чи­ли в мо­на­сты­ри) глав­ных дея­те­лей, что пре­сек­ло дви­же­ние. По­след­нее упо­ми­на­ние о С. от­но­сит­ся к 1487.

Лит.: Печ­ни­ков М. В. К во­про­су о ре­ли­ги­оз­ной прак­ти­ке стри­голь­ни­ков // Ad fontem: У ис­точ­ни­ка: Сб. ст. в честь С. М. Каш­та­но­ва. М., 2005; он же. Цер­ковь и стри­голь­ни­ки в Пско­ве в кон­це XIV – 1-й тре­ти XV в. // Древ­няя Русь: Во­про­сы ме­дие­ви­сти­ки. 2014. № 1(55); Алек­се­ев А. И. Ре­ли­ги­оз­ные дви­же­ния на Ру­си пос­лед­ней тре­ти XIV – на­ча­ла XVI в.: Стри­голь­ни­ки и жи­дов­ст­вую­щие. М., 2012.

Вернуться к началу