ПАХО́МИЙ СЕРБ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАХО́МИЙ СЕРБ, Пахомий Логофет (не позднее нач. 1410-х гг. – не ранее 1484), серб. и рус. церковный деятель, писатель (агиограф и гимнограф) и переводчик. Прозвище «Логофет» могло указывать на занятия и социальное положение П. С. до пострига или выступать в качестве поч. эпитета обладателя («словоположник», «словослагатель»), свидетельствующего о лит. заслугах.
Не позднее нач. 1438, будучи иеромонахом, прибыл в Новгород из одного из монастырей Афона. В Новгороде П. С. пробыл до нач. 1440-х гг., затем поселился в Троице-Сергиевом мон., откуда периодически выезжал в Новгород по приглашению местных архиепископов (1459–1461/62; между 1464 и 1470; 1484), а также в Кирилло-Белозерский мон. (1462–63) для сбора материалов о его основателе.
П. С. работал по заказу церковных иерархов – новгородских архиепископов (Евфимия II Брадатого, Ионы и Сергия), митрополитов Киевских и всея Руси Ионы и Феодосия, пермского еп. Филофея, а также вел. князей московских Василия II Васильевича Тёмного и Ивана III Васильевича.
Лит. наследие П. С. чрезвычайно велико. Им написаны заново либо составлены новые редакции не менее 10 пространных житий: прп. Варлаама Хутынского, прп. Сергия Радонежского и Никона Радонежского, митр. Алексия, новгородского архиеп. Евфимия II, прп. Кирилла Белозерского, прп. Саввы Вишерского; черниговских мучеников кн. Михаила Всеволодовича и его боярина Феодора (с легендарной повестью «Об убиении злочестивого царя Батыя» в Венгрии), новгородского архиеп. Моисея и пр.; ряд похвальных слов и сказаний: на праздник Знамения иконы Богородицы в Новгороде, на обретение мощей митр. Алексия, на Покров Пресвятой Богородицы, на перенесение мощей митр. Петра; службы всем этим святым и праздникам, а также пророку Илие, прп. Антонию Печерскому, митр. Ионе; еп. Стефану Пермскому, а также, возможно, прп. Онуфрию Великому. Написанные П. С. службы включают краткие проложные жития со стихом в начале и в ряде случаев содержат по 2 канона. Большинство сочинений П. С. сохранилось в значит. количестве списков 15–17 вв. и более позднего времени, службы многократно публиковались начиная с 17 в., в составе Миней служебных. Начиная с 1470-х гг. П. С. был причастен к моск. великокняжескому летописанию.
С именем П. С. связывается создание сокращённой редакции «Палеи исторической», сохранившейся в его автографе 1445. Вероятно, ему также принадлежит письм. фиксация ряда устных преданий об афонских монастырях (Ватопеде, Дохиаре, Иверском), неизвестных в др.-рус. книжности до 15 в. Судя по набору и расположению др.-рус. статей, П. С. мог быть причастен к созданию редакции Стишного Пролога, отразившейся в зап.-рус. списках кон. 15 – 16 вв. Гипотеза А. А. Шахматова о составлении П. С. после 1453 Хронографа Русского признана в совр. историографии несостоятельной.
П. С. – один из представителей стиля «плетения словес», сформировавшегося в юж.-слав. литературах (в первую очередь болгарской) в последней четв. 14 в. Даже в прозаич. сочинениях он прибегал к риторич. вступлениям и отступлениям; его язык весьма витиеват и приближается к стилю гимнографии. В соответствии со ср.-век. творч. установками П. С. активно прибегал к заимствованиям как из собств. трудов, так и из творений др. авторов (начиная с произведений 9–10 вв.). Жития, написанные П. С., построены по чёткой схеме – риторич. предисловие, осн. часть и заключение, посвящённое в осн. посмертным чудесам святых. П. С. активно использовал устные свидетельства очевидцев событий. Новаторство П. С. сказалось в привнесении в житийную лит-ру эстетич. оценки пейзажа, а также в активном использовании в канонах святым акростиха, до него в др.-рус. гимнографии почти неизвестного. Творчество П. С. прежде всего в формально-стилистич. отношении оказывало значит. влияние на др.-рус. авторов вплоть до сер. 16 в.