Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАХО́МИЙ СЕРБ

Авторы: А. А. Турилов

ПАХО́МИЙ СЕРБ, Па­хо­мий Ло­го­фет (не позд­нее нач. 1410-х гг. – не ра­нее 1484), серб. и рус. цер­ков­ный дея­тель, пи­са­тель (агио­граф и гим­но­граф) и пе­ре­во­д­чик. Про­зви­ще «Ло­го­фет» мог­ло ука­зы­вать на за­ня­тия и со­ци­аль­ное по­ло­же­ние П. С. до по­стри­га или вы­сту­пать в ка­че­ст­ве поч. эпи­те­та об­ла­да­те­ля («сло­во­по­лож­ник», «сло­во­сла­га­тель»), сви­де­тель­ст­вую­ще­го о лит. за­слу­гах.

Не позд­нее нач. 1438, бу­ду­чи ие­ро­мо­на­хом, при­был в Нов­го­род из од­но­го из мо­на­сты­рей Афо­на. В Нов­го­ро­де П. С. про­был до нач. 1440-х гг., за­тем по­селил­ся в Трои­це-Сер­гие­вом мон., от­ку­да пе­рио­ди­че­ски вы­ез­жал в Нов­го­род по при­гла­ше­нию ме­ст­ных ар­хи­епи­ско­пов (1459–1461/62; ме­ж­ду 1464 и 1470; 1484), а так­же в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мон. (1462–63) для сбо­ра ма­те­риа­лов о его ос­но­ва­те­ле.

П. С. ра­бо­тал по за­ка­зу цер­ков­ных ие­рар­хов – нов­го­род­ских ар­хи­епи­ско­пов (Ев­фи­мия II Бра­да­то­го, Ио­ны и Сер­гия), ми­тро­по­ли­тов Ки­ев­ских и всея Ру­си Ио­ны и Фео­до­сия, перм­ско­го еп. Фи­ло­фея, а так­же вел. кня­зей мо­с­ков­ских Ва­си­лия II Ва­силь­е­ви­ча Тём­но­го и Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча.

Лит. на­сле­дие П. С. чрез­вы­чай­но ве­ли­ко. Им на­пи­са­ны за­но­во ли­бо со­став­ле­ны но­вые ре­дак­ции не ме­нее 10 про­стран­ных жи­тий: прп. Вар­лаа­ма Ху­тын­ско­го, прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го и Ни­ко­на Ра­до­неж­ско­го, митр. Алек­сия, нов­го­род­ско­го ар­хи­еп. Ев­фи­мия II, прп. Ки­рил­ла Бе­ло­зер­ско­го, прп. Сав­вы Ви­шер­ско­го; чер­ни­гов­ских му­че­ни­ков кн. Ми­хаи­ла Все­во­ло­до­ви­ча и его боя­ри­на Фео­до­ра (с ле­ген­дар­ной по­ве­стью «Об убие­нии зло­чес­ти­во­го ца­ря Ба­тыя» в Венг­рии), нов­го­род­ско­го ар­хи­еп. Мои­сея и пр.; ряд по­хваль­ных слов и ска­за­ний: на празд­ник Зна­ме­ния ико­ны Бо­го­ро­ди­цы в Нов­го­ро­де, на об­ре­те­ние мо­щей митр. Алек­сия, на По­кров Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на пе­ре­не­се­ние мо­щей митр. Пет­ра; служ­бы всем этим свя­тым и празд­ни­кам, а так­же про­ро­ку Илие, прп. Ан­то­нию Пе­чер­ско­му, митр. Ио­не; еп. Сте­фа­ну Перм­ско­му, а так­же, воз­мож­но, прп. Онуф­рию Ве­ли­ко­му. На­пи­сан­ные П. С. служ­бы вклю­ча­ют крат­кие про­лож­ные жи­тия со сти­хом в на­ча­ле и в ря­де слу­ча­ев со­дер­жат по 2 ка­но­на. Боль­шин­ст­во со­чи­не­ний П. С. со­хра­ни­лось в зна­чит. ко­ли­че­ст­ве спи­сков 15–17 вв. и бо­лее позд­не­го вре­ме­ни, служ­бы мно­го­крат­но пуб­ли­ко­ва­лись на­чи­ная с 17 в., в со­ста­ве Ми­ней слу­жеб­ных. На­чи­ная с 1470-х гг. П. С. был при­час­тен к моск. ве­ли­ко­кня­же­ско­му ле­то­пи­са­нию.

С име­нем П. С. свя­зы­ва­ет­ся соз­да­ние со­кра­щён­ной ре­дак­ции «Па­леи ис­то­ри­че­ской», со­хра­нив­шей­ся в его ав­то­гра­фе 1445. Ве­ро­ят­но, ему так­же при­над­ле­жит письм. фик­са­ция ря­да уст­ных пре­да­ний об афон­ских мо­на­сты­рях (Ва­то­пе­де, До­хиа­ре, Ивер­ском), не­из­вест­ных в др.-рус. книж­но­сти до 15 в. Су­дя по на­бо­ру и рас­по­ло­же­нию др.-рус. ста­тей, П. С. мог быть при­час­тен к соз­да­нию ре­дак­ции Стиш­но­го Про­ло­га, от­ра­зив­шей­ся в зап.-рус. спи­сках кон. 15 – 16 вв. Ги­по­те­за А. А. Шах­ма­то­ва о со­став­ле­нии П. С. по­сле 1453 Хро­но­гра­фа Рус­ско­го при­зна­на в совр. ис­то­рио­гра­фии не­со­стоя­тель­ной.

П. С. – один из пред­ста­ви­те­лей сти­ля «пле­те­ния сло­вес», сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся в юж.-слав. ли­те­ра­ту­рах (в пер­вую оче­редь бол­гар­ской) в последней четв. 14 в. Да­же в про­за­ич. со­чи­не­ни­ях он при­бе­гал к ри­то­рич. всту­п­ле­ни­ям и от­сту­п­ле­ни­ям; его язык весь­ма ви­тие­ват и при­бли­жа­ет­ся к сти­лю гим­но­гра­фии. В со­от­вет­ст­вии со ср.-век. творч. ус­та­нов­ка­ми П. С. ак­тив­но при­бе­гал к за­им­ст­во­ва­ни­ям как из собств. тру­дов, так и из тво­ре­ний др. ав­то­ров (на­чи­ная с про­из­ве­де­ний 9–10 вв.). Жи­тия, на­пи­сан­ные П. С., по­строе­ны по чёт­кой схе­ме – ри­то­рич. пре­ди­сло­вие, осн. часть и за­клю­че­ние, по­свя­щён­ное в осн. по­смерт­ным чу­де­сам свя­тых. П. С. ак­тив­но ис­поль­зо­вал уст­ные сви­де­тель­ст­ва оче­вид­цев со­бы­тий. Но­ва­тор­ст­во П. С. ска­за­лось в прив­не­се­нии в жи­тий­ную лит-ру эс­те­тич. оцен­ки пей­за­жа, а так­же в ак­тив­ном ис­поль­зо­ва­нии в ка­но­нах свя­тым ак­ро­сти­ха, до не­го в др.-рус. гим­но­гра­фии поч­ти неиз­вест­но­го. Твор­че­ст­во П. С. пре­ж­де все­го в фор­маль­но-сти­ли­стич. от­но­ше­нии ока­зыва­ло зна­чит. влия­ние на др.-рус. ав­то­ров вплоть до сер. 16 в.

Лит.: Клю­чев­ский В. О. Древ­не­рус­ские жи­тия свя­тых как ис­то­ри­че­ский ис­точ­ник. М., 1871. М., 1988; Не­кра­сов И. С. Па­хо­мий Серб, пи­са­тель XV ве­ка. Од., 1871; Яб­лон­ский В. М. Па­хо­мий Серб и его агио­гра­фи­че­ские пи­са­ния. СПб., 1908; Ян­ков­ская Л. А. Про­бле­ма ат­ри­бу­ции нов­го­род­ских про­из­ве­де­ний Па­хо­мия Ло­го­фе­та и ме­сто агио­гра­фа в раз­ви­тии нов­го­род­ской пись­мен­но­сти XV ве­ка // Slavia orientalis. Warsz., 1979. Rocz. 28. № 2; Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти древ­ней Ру­си. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. СПб., 2011. Вып. 2. Ч. 3; Гор­ский А. А.«По­весть о убие­нии Ба­тыя» и рус­ская ли­те­ра­ту­ра 70-х гг. XV в. // Сред­не­ве­ко­вая Русь. М., 2001. Вып. 3; он же. Па­хо­мий Серб и ве­ли­ко­кня­же­ское ле­то­пи­са­ние вто­рой по­ло­ви­ны 70-х гг. XV в. // Древ­няя Русь: во­про­сы ме­дие­ви­сти­ки. 2003. № 4; Спас­ский Ф. Г. Рус­ское ли­тур­ги­че­ское твор­че­ст­во. М., 2008; Ки­рил­лин В. М. По­хваль­ные ре­чи Па­хо­мия Ло­го­фе­та: К во­про­су о ри­то­ри­че­ском мас­тер­ст­ве пи­са­те­ля // Сла­вян­ский аль­ма­нах 2009. М., 2010; он же. Очер­ки о ли­те­ра­ту­ре Древ­ней Ру­си: Ма­те­риа­лы для ис­то­рии рус­ской пат­ро­ло­гии и агио­гра­фии. Сер­ги­ев По­сад, 2012.

Вернуться к началу