ИЛИЯ́
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЛИЯ́ (евр. אליה или אליהו ; греч. ’Ηλίας ), ветхозаветный пророк 9 в. до н. э.
По всей вероятности, И. происходил из селения Фесвы (территория совр. Палестины). Библия содержит (3 Цар. 17–19; 4 Цар. 1–2) ряд преданий о жизни и служении И. Он обличал за идолопоклонство царя Ахава, который после женитьбы на финикиянке Иезавели ввёл культ Ваала; жертвенники Богу были разрушены, Его пророки убиты. И. предсказал царю наказание Божие – 3-летнюю засуху, голод в стране. Он вступил в состязание со жрецами Ваала, дабы явить царю и народу могущество Бога Саваофа, и одержал победу. Сразу после победы над жрецами Ваала по велению Божию засуха прекратилась. За обличения И. преследовали, он скрывался у потока Хорафа – во́роны приносили ему пищу; в пустыне – ангел питал его. По преданию, Бог явился И. на горе Хорив (ныне Синай) в «веянии тихого ветра» (3 Цар. 19:12). Согласно Библии, И. был живым вознесён на небо на огненной колеснице (4 Цар. 2:11), с которой он сбросил свою «милоть» (верхнюю одежду), оставив её в залог своих духовных сил избранному ученику Елисею.
Ожиданием возвращения И. наполнена вся иудейская история. Согласно евангелистам, за И. современники принимали Иоанна Крестителя и даже Иисуса Христа (Лк. 9:8; Ин. 1:21). В рассказе о Преображении Христа И. беседует с Ним на горе Фавор вместе с Моисеем (Мф. 17:3–12; Мк. 9:4; Лк. 9:30). В христианстве И. является одним из двух «свидетелей» (Мал. 4:5–6): в последние времена, когда умножатся и распространятся пороки, нечестие и неверие, а вера оскудеет, их пошлёт Бог, чтобы предупредить людей о приходе антихриста, который будет выдавать себя за Христа. Они будут пророчествовать 1260 дней и по окончании свидетельства будут убиты антихристом (Откр. 11:3–8).
День памяти в вост. Церкви – 20 июля (2 августа).
В исламе И. соответствует пророк Ильяс (Коран. 8:65), безуспешно призывавший израильтян не поклоняться Ваалу. Согласно позднейшим преданиям, Аллах сделал Ильяса бессмертным.
Иконография
Самые ранние изображения И. встречаются в росписях синагоги в г. Дура-Европос (245–256). Известны раннехристианские изображения И. в виде юноши (саркофаг в ц. Сант-Амброджо в Милане, 2-я пол. 4 в.), но тогда же появляется и ставшая впоследствии преобладающей иконография И. как длиннобородого старца, облачённого в тунику и паллиум (рельефы рим. саркофагов, росписи катакомб на Виа-Латина в Риме). Житийные циклы И. встречаются довольно часто (миниатюры библий 9–12 вв.; фрески церквей: в Мораче, Сербия, 2-я пол. 13 в.; Илии Пророка в Сучаве, Румыния, 1-я пол. 16 в.; Илии Пророка в Ярославле, художник Г. Никитин «с товарищами», 1680–81). Афонская книга образцов (15 в.) включает 11 сцен из жития И. В Зап. Европе житийные циклы И. были распространены в храмах ордена кармелитов (Й. Ратгеб, роспись рефектория монастыря во Франкфурте-на-Майне, 1514–17). Отд. сюжеты существовали в качестве самостоят. композиций: «Илия Пророк в пустыне, питаемый вороном» (миниатюра «Христианской топографии» Космы Индикоплова, 9 в., Б-ка Ватикана; средник псковской житийной иконы, 13 в., ГТГ); «Встреча Илии с сарептской вдовой» (рельеф ц. Св. Креста в Ахтамаре, 10 в.; картина Я. Массейса, 1556, Кунстхалле, Карлсруэ); «Воскрешение сына вдовы» («Часослов Генриха II», ок. 1550, Нац. б-ка, Париж). Наибольшей популярностью пользовался сюжет «Взятие пророка Илии на небо», который появляется уже в росписях раннехристианских катакомб и резьбе саркофагов. Его иконография восходит к изображениям колесницы Гелиоса, иногда включает персонификацию р. Иордан. В рус. иконописи 16–17 вв. сформировался особый вариант, получивший название «Огненное восхождение пророка Илии на небо»: в верхней части И. восседает на огненной колеснице, вручая милоть пророку Елисею, ниже показан И. в пустыне, явление ему ангела и разделение вод Иордана. Сюжет был популярен в иск-ве европ. барокко (росписи Г. Рени в соборе в Равенне, 1614–20; Дж. Б. Тьеполо в Архиепископском дворце в Удине, 1725–26). В сценах «Преображения» И. изображается рядом с Христом.