Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЛИЯ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 98

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

ИЛИЯ́ (евр. אליה или אליהו ; греч. ’Ηλίας ), вет­хо­за­вет­ный про­рок 9 в. до н. э.

По всей ве­ро­ят­но­сти, И. про­ис­хо­дил из се­ле­ния Фес­вы (тер­ри­то­рия совр. Па­ле­сти­ны). Биб­лия со­дер­жит (3 Цар. 17–19; 4 Цар. 1–2) ряд пре­да­ний о жиз­ни и слу­же­нии И. Он об­ли­чал за идо­ло­пок­лон­ст­во ца­ря Аха­ва, ко­то­рый пос­ле же­нить­бы на фи­ни­ки­ян­ке Иеза­ве­ли ввёл культ Ваа­ла; жерт­вен­ни­ки Бо­гу бы­ли раз­ру­ше­ны, Его про­ро­ки уби­ты. И. пред­ска­зал ца­рю на­ка­за­ние Бо­жие – 3-лет­нюю за­су­ху, го­лод в стра­не. Он всту­пил в со­стя­за­ние со жре­ца­ми Ваа­ла, да­бы явить ца­рю и на­ро­ду мо­гу­ще­ст­во Бо­га Са­вао­фа, и одер­жал по­бе­ду. Сра­зу по­сле по­бе­ды над жре­ца­ми Ваа­ла по ве­ле­нию Бо­жию за­су­ха пре­кра­ти­лась. За об­ли­че­ния И. пре­сле­до­ва­ли, он скры­вал­ся у по­то­ка Хо­ра­фа – во́­ро­ны при­но­си­ли ему пи­щу; в пус­ты­не – ан­гел пи­тал его. По пре­да­нию, Бог явил­ся И. на горе Хо­рив (ны­не Си­най) в «вея­нии ти­хо­го вет­ра» (3 Цар. 19:12). Со­глас­но Биб­лии, И. был жи­вым воз­не­сён на не­бо на ог­нен­ной ко­лес­ни­це (4 Цар. 2:11), с ко­то­рой он сбро­сил свою «ми­лоть» (верх­нюю оде­ж­ду), ос­та­вив её в за­лог сво­их ду­хов­ных сил из­бран­но­му уче­ни­ку Ели­сею.

Ожи­да­ни­ем воз­вра­ще­ния И. на­пол­нена вся иу­дей­ская ис­то­рия. Со­глас­но еван­ге­ли­стам, за И. со­вре­мен­ни­ки при­ни­ма­ли Ио­ан­на Кре­сти­те­ля и да­же Ии­су­са Хри­ста (Лк. 9:8; Ин. 1:21). В рас­ска­зе о Пре­об­ра­же­нии Хри­ста И. бе­се­ду­ет с Ним на го­ре Фа­вор вме­сте с Мои­се­ем (Мф. 17:3–12; Мк. 9:4; Лк. 9:30). В хри­сти­ан­ст­ве И. яв­ля­ет­ся од­ним из двух «сви­де­те­лей» (Мал. 4:5–6): в по­след­ние вре­ме­на, ког­да ум­но­жат­ся и рас­про­ст­ра­нят­ся по­ро­ки, не­че­стие и не­ве­рие, а ве­ра ос­ку­де­ет, их пош­лёт Бог, что­бы пре­ду­пре­дить лю­дей о при­хо­де ан­ти­хри­ста, ко­то­рый бу­дет вы­да­вать се­бя за Хри­ста. Они бу­дут про­ро­че­ст­во­вать 1260 дней и по окон­ча­нии сви­де­тель­ст­ва будут уби­ты ан­ти­хри­стом (Откр. 11:3–8).

День па­мя­ти в вост. Церк­ви – 20 ию­ля (2 ав­гу­ста).

В ис­ла­ме И. со­от­вет­ст­ву­ет про­рок Иль­яс (Ко­ран. 8:65), без­ус­пеш­но при­зы­вав­ший из­ра­иль­тян не по­кло­нять­ся Ваа­лу. Со­глас­но позд­ней­шим пре­да­ни­ям, Ал­лах сде­лал Иль­я­са бес­смерт­ным.

Иконография

Илия. Икона новгородской школы. Кон. 14 – нач. 15 вв. Третьяковская галерея (Москва).
«Илия Пророк в пустыне с житием». Ярославская икона. Кон. 18 в.

Са­мые ран­ние изо­бра­же­ния И. встре­ча­ют­ся в рос­пи­сях си­на­го­ги в г. Ду­ра-Ев­ро­пос (245–256). Из­вест­ны ран­не­хри­сти­ан­ские изо­бра­же­ния И. в ви­де юно­ши (сар­ко­фаг в ц. Сант-Ам­брод­жо в Ми­ла­не, 2-я пол. 4 в.), но то­гда же по­яв­ля­ет­ся и став­шая впо­след­ст­вии пре­об­ла­даю­щей ико­но­гра­фия И. как длин­но­бо­ро­до­го стар­ца, об­ла­чён­но­го в ту­ни­ку и пал­ли­ум (рель­е­фы рим. сар­ко­фа­гов, рос­пи­си ка­та­комб на Виа-Ла­ти­на в Ри­ме). Жи­тий­ные цик­лы И. встре­ча­ют­ся до­воль­но час­то (ми­ниа­тю­ры биб­лий 9–12 вв.; фре­ски церк­вей: в Мо­ра­че, Сер­бия, 2-я пол. 13 в.; Илии Про­ро­ка в Су­ча­ве, Ру­мы­ния, 1-я пол. 16 в.; Илии Про­ро­ка в Яро­слав­ле, ху­дож­ник Г. Ни­ки­тин «с то­ва­ри­ща­ми», 1680–81). Афон­ская кни­га об­раз­цов (15 в.) вклю­ча­ет 11 сцен из жи­тия И. В Зап. Ев­ро­пе жи­тий­ные цик­лы И. бы­ли рас­про­стра­не­ны в хра­мах ор­де­на кар­ме­ли­тов (Й. Рат­геб, рос­пись ре­фек­то­рия мо­на­сты­ря во Франк­фурте-на-Май­не, 1514–17). Отд. сю­же­ты су­ще­ст­во­ва­ли в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. ком­по­зи­ций: «Илия Про­рок в пус­ты­не, пи­тае­мый во­ро­ном» (ми­ниа­тю­ра «Хри­сти­ан­ской то­по­гра­фии» Кос­мы Ин­ди­ко­п­ло­ва, 9 в., Б-ка Ва­ти­ка­на; сред­ник псков­ской жи­тий­ной ико­ны, 13 в., ГТГ); «Встре­ча Илии с са­репт­ской вдо­вой» (рель­еф ц. Св. Кре­ста в Ах­та­ма­ре, 10 в.; кар­ти­на Я. Мас­сей­са, 1556, Кунст­хал­ле, Кар­лс­руэ); «Вос­кре­ше­ние сы­на вдо­вы» («Ча­со­слов Ген­ри­ха II», ок. 1550, Нац. б-ка, Па­риж). Наи­боль­шей по­пу­ляр­но­стью поль­зо­вал­ся сю­жет «Взя­тие про­ро­ка Илии на не­бо», ко­то­рый по­яв­ля­ет­ся уже в рос­пи­сях ран­не­хри­сти­ан­ских ка­та­комб и резь­бе сар­ко­фа­гов. Его ико­но­гра­фия вос­хо­дит к изо­бра­же­ни­ям ко­лес­ни­цы Ге­лио­са, ино­гда вклю­ча­ет пер­со­ни­фи­ка­цию р. Иор­дан. В рус. ико­но­пи­си 16–17 вв. сфор­ми­ро­вал­ся осо­бый ва­ри­ант, по­лу­чив­ший на­зва­ние «Ог­нен­ное вос­хо­ж­де­ние про­ро­ка Илии на не­бо»: в верх­ней час­ти И. вос­се­да­ет на ог­нен­ной ко­лес­ни­це, вру­чая ми­лоть про­ро­ку Ели­сею, ни­же по­ка­зан И. в пус­ты­не, яв­ле­ние ему ан­ге­ла и раз­де­ле­ние вод Иор­да­на. Сю­жет был по­пу­ля­рен в иск-ве ев­роп. ба­рок­ко (рос­пи­си Г. Ре­ни в со­бо­ре в Ра­вен­не, 1614–20; Дж. Б. Тье­по­ло в Ар­хи­епи­скоп­ском двор­це в Уди­не, 1725–26). В сце­нах «Пре­об­ра­же­ния» И. изо­бра­жа­ет­ся ря­дом с Хри­стом.

Лит.: Réau L. L’iconographie du prophѐte Élie // Élie le prophète. P., 1956. Vol. 1.

Вернуться к началу