Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУ́РА-Е́ВРОПОС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 420-421

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Беляев

ДУ́РА-Е́ВРОПОС (греч. Εὐρωπός или Εὔρωπος), кре­пость на р. Ев­фрат, близ совр. Ка­лат-эс-Са­ли­хия, в Си­рии, су­ще­ст­во­вав­шая с 300 до н. э. до 256 н. э. По­лу­чи­ла из­вест­ность в свя­зи с мно­го­числ. ар­хео­ло­гич. на­ход­ка­ми, наи­бо­лее важ­ной из ко­то­рых яви­лось от­кры­тие хри­сти­ан­ско­го «до­ма со­б­ра­ний» до­кон­стан­ти­нов­ской эпо­хи с хо­ро­шо со­хра­нив­шим­ся фре­ско­вым ком­плек­сом.

Дура-Европос. Пальмирские ворота.
Дура-Европос. «Нахождение Моисея». Фреска синагоги. 245–256. Национальный музей (Дамаск).

Ос­но­ва­на ца­рём Се­лев­ком I Ни­ка­то­ром (ок. 358 – ок. 280 до н. э.), то­гда же по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Ев­ро­пос по од­но­им. по­се­ле­нию в Ма­ке­до­нии (на­име­но­ва­ние Ду­ра за­фик­си­ро­ва­но толь­ко в од­ном ис­точ­ни­ке 1 в. н. э. – спи­ске «Пар­фян­ских ук­ре­п­ле­ний» Иси­до­ра Ха­рак­ско­го). Ре­гу­ляр­ная пла­ни­ров­ка вос­хо­дит к се­лев­кид­ско­му вре­ме­ни. В цен­тре го­ро­да – аго­ра, хра­мы Апол­ло­на (позд­нее пе­ре­стро­ен в храм Ар­те­ми­ды), Зев­са Ме­ги­сто­са, двор­цы (все – 3 – сер. 2 вв. до н. э.). Ок. 100 до н. э. пе­ре­шла под власть Пар­фян­ско­го цар­ст­ва; в 160-е гг. н. э., при рим. имп. Лю­ции Ве­ре, ста­ла ме­стом дис­ло­ка­ции рим. гар­ни­зо­на, ох­ра­няв­ше­го до­ро­гу от Паль­ми­ры к Ан­ти­охии, пе­ре­пра­ву че­рез Ев­фрат и вход в до­ли­ну Ев­фра­та с за­па­да. В сер. 3 в. кре­пость ста­ла по­гра­нич­ным пунк­том меж­ду Рим. им­пе­ри­ей и дер­жа­вой Са­са­ни­дов, бо­ров­ши­ми­ся за влия­ние в ре­гио­не. Ут­ра­та Ри­мом кре­по­сти в 256 (при рас­коп­ках об­на­ру­же­ны мо­не­ты ца­ря Ша­пу­ра I, пра­вив­ше­го в 239–272) ста­ла од­ной из осн. при­чин по­ра­же­ния рим. имп. Ва­ле­риа­на в вой­не с пер­са­ми. По­сле раз­ру­ше­ния в сер. 3 в. не вос­ста­нав­ли­ва­лась.

На­ча­ло ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ям Д.-Е. бы­ло по­ло­же­но бла­го­да­ря слу­чай­но­му об­на­ру­же­нию в 1920 фраг­мен­тов фре­сок свя­ти­ли­ща паль­мир­ских бо­гов. То­гда же ис­сле­до­ва­ния бы­ли пе­ре­да­ны ру­ко­во­ди­те­лю ар­хео­ло­гич. экс­пе­ди­ции Чи­каг­ско­го ун-та Дж. Г. Бре­сте­ду, а по­сле пе­ре­да­чи вы­со­ты Са­ли­хийе Фран­ции – ар­хео­ло­гу Ф. Кю­мо­ну. По­сле не­зна­чит. пе­ре­ры­ва ис­сле­до­ва­ния Д.-Е. бы­ли во­зоб­нов­ле­ны в 1928 си­ла­ми Йель­ско­го ун-та и Франц. ака­де­мии. Экс­пе­ди­цию воз­гла­вил М. И. Рос­тов­цев, в ра­бо­тах уча­ст­во­ва­ли Ф. Кю­мон (Фран­ция), К. Хоп­кинс (США). По­во­рот­ным в про­цес­се рас­ко­пок ока­зал­ся по­ле­вой се­зон 1931–1932. То­гда вбли­зи от внутр. сто­ро­ны зап. гор. сте­ны под на­сы­пью ис­кус­ст­вен­но воз­ве­дён­но­го гла­си­са был от­крыт боль­шой ча­ст­ный дом кон. 2 в. н. э. (квад­рат­ный в пла­не, со сто­ро­ной ок. 18 м, при вы­со­те стен бо­лее 5 м), в пе­ри­од ме­ж­ду 232/233 и 256, су­дя по граф­фи­ти на сте­нах, пе­ре­стро­ен­ный в хри­сти­ан­ский «дом со­б­ра­ний» (лат. domus ec­cle­siae). Внутр. двор до­ма был за­мо­щён, вдоль трёх сто­рон (ис­клю­чая пор­тик) на­хо­ди­лись ска­мьи, при­стро­ен­ные так­же с внеш­ней сто­ро­ны до­ма. Од­на из стен в ан­фи­ла­дах па­рад­ных ком­нат бы­ла сне­се­на, бла­го­да­ря че­му воз­ник боль­шой зал (5,15 × 12,9 м), вме­щав­ший ок. 70 чел. В вост. час­ти за­ла бы­ло уст­рое­но воз­вы­ше­ние (бе­ма) как ме­сто ал­та­ря. Од­на из уз­ких ком­нат на зап. сто­ро­не до­ма по­за­ди вес­ти­бю­ля бы­ла пре­вра­ще­на в бап­ти­сте­рий, в зап. час­ти ко­то­ро­го под осо­бо вы­де­лен­ным ар­ка­ми сво­дом на­хо­дил­ся бас­сейн. Свод, по­то­лок и сте­ны бап­ти­сте­рия ук­ра­ша­ли фре­ски: на сте­нах бас­сей­на – Адам и Ева; над ни­ми – Пас­тырь До­б­рый; на юж. сте­не – Да­вид и Го­ли­аф; на се­вер­ной – Ис­це­ле­ние рас­слаб­лен­но­го, Хо­ж­де­ние по во­дам; в ниж­нем ря­ду – сце­на с жен­щи­на­ми, под­хо­дя­щи­ми к со­ору­же­нию с фрон­то­ном (воз­мож­но, жё­ны-ми­ро­но­си­цы). Изо­бра­же­ния Хра­ма, Ков­че­га, Ме­но­ры во фре­сках бап­ти­сте­рия от­сут­ст­ву­ют. Граф­фи­ти на греч. яз. в ком­на­тах и в бап­ти­сте­рии (18 тек­стов); не­ко­то­рые бы­ли, не­со­мнен­но, хри­сти­ан­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, б. ч. – апо­тро­пеи­че­ские (аз­буч­но­го ти­па). Хри­сти­ан­ские граф­фи­ти – в осн. по­ми­наль­ные, при­зы­ваю­щие бла­го­сло­ве­ние Хри­ста на чи­таю­ще­го или пред­ла­гаю­щие по­мя­нуть пи­сав­ших (Пав­ла и Пет­ра, его сы­на, «сми­рен­но­го Си­се­о­на», Про­кла, До­ро­фея). Из др. на­хо­док в Д.-Е., свя­зан­ных с ран­ней ис­то­ри­ей хри­сти­ан­ст­ва, вы­де­ля­ет­ся фраг­мент пе­ре­во­да Диа­тес­са­ро­на Та­тиа­на. Ря­дом с хри­сти­ан­ским «до­мом со­б­ра­ний» бы­ла от­кры­та си­на­го­га (244–245 н. э., ре­кон­ст­ру­и­ро­ва­на с пе­ре­не­се­ни­ем рос­пи­сей в Нац. му­зей в Да­мас­ке), так­же за­сы­пан­ная при воз­ве­де­нии внутр. гла­си­са. Из фре­сок си­на­го­ги не­об­хо­ди­мо вы­де­лить изо­бра­же­ние про­ти­во­стоя­ния про­ро­ка Илии вось­ми лже­про­ро­кам Ваа­ла.

Из др. со­ору­же­ний пар­фян­ской и рим­ской эпох в Д.-Е. со­хра­ни­лись: ци­та­дель, тер­мы, фраг­мен­ты свя­ти­лищ Баа­ла, Ар­те­ми­ды-На­найи, Атар­га­тис, Зев­са Кю­рио­са, Зев­са Тео­са, Мит­ре­ум (свя­ти­ли­ще бо­га Мит­ры) с рос­пи­ся­ми, а так­же свя­ти­ли­ще паль­мир­ских бо­гов. По­след­нее бы­ло от­кры­то слу­чай­но (1920), ко­гда англ. пех. гар­ни­зон под ко­манд. М. С. Мер­фи за­нял вы­со­ту Са­ли­хийе. В хо­де под­го­тов­ки обо­ро­нит. тран­шей бы­ли об­на­ру­же­ны фраг­мен­ты рос­пи­сей: изо­бра­же­ние жерт­во­при­но­ше­ния не­кое­го Ка­но­на пе­ред со­б­ра­ни­ем жре­цов, в со­сед­ней ком­на­те – фраг­мент, из­об­ра­жаю­щий жерт­во­при­но­ше­ние с уча­сти­ем три­бу­на рим. гар­ни­зо­на Юлия Те­рен­ция, ря­дом с ко­то­рым были изо­бра­же­ны пол­ко­вой знак и бюст обо­же­ст­в­лён­но­го им­пе­ра­то­ра. Ещё од­на фре­ска пред­став­ля­ла изо­бра­же­ние бо­ги­ни – по­кро­ви­тель­ни­цы кре­по­сти. Осн. цве­та фре­сок – крас­ный, жёл­тый, чёр­ный. Об­на­ру­жен­ные в Д.-Е. фраг­мен­ты фре­сок, рель­е­фы, письм. па­мят­ни­ки ны­не рас­пре­де­ле­ны ме­ж­ду му­зей­ны­ми со­б­ра­ния­ми Лув­ра, Нац. му­зея в Да­ма­ске и Ху­дож. га­ле­реи Йель­ско­го ун-та в Нью-Хей­ве­не.

Лит.: The excavations at Dura-Europos: Preli­mi­nary reports. New Haven, 1929–1952. Vol. 1–15; Rostovzeff M. I. Dura-Europos and its art. Oxf., 1938; Kilpatrick E. D. Dura-Europos: The Parchments and the Papyri // Greek, Roman and Byzantine Studies. 1964. Vol. 5. P. 215–225; Bickerman E. Symbolism in the Dura sy­na­gogue: A review article // Harvard Theolo­gical Review. 1965. Vol. 58. P. 127–151; Kraeling C. H. Christian building. New Haven, 1967; idem. The synagogue. 2nd ed. N. Y., 1979; Per­kins A. The аrt of Dura-Europos. Oxf., 1973; Shanks H. Dura-Europos: window into a vanished Jewish world // Judaism in stone: the archaeology of ancient synagogues. N. Y.; Wash., 1979; Matheson S. Dura-Europos: the ancient city and the Yale collection. New Ha­ven, 1982; Gates M.-H. Dura-Europos: a for­tress of Syro-­Me­sopotamian art // Biblical ­Ar­chaeologist. 1984. Vol. 47. P. 166–181; We­it­z­mann K., Kess­ler H. L. The frescoes of the Dura synagogue and christian art. Wash., 1990; Gutmann J. The Dura-Europos syna­gogue: a re-evaluation (1932–1992). Atlanta, 1992; Whar­ton A. Good and bad images from Dura Eu­ropos: texts, contexts, pretexts, sub­texts, inter­texts // Art History. 1994. Vol. 17. P. 1–25; White L. M. Soci­al origins of christi­an archi­tecture. Valley For­ge, 1996–1997. Vol. 1–2.

Вернуться к началу