ГИМНОГРА́ФИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИМНОГРА́ФИЯ (греч. ὑμνογραφία – песнотворчество, от ὕμνος – гимн, песнь и γράφω – писать), в христианском богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для пения в определённые моменты служб.
Христианская Г. изначально создавалась на основе «ветхозаветной поэзии» (псалмы, библейские песни). В апостольскую эпоху не проводилось чёткого различия между Г. и молитвами, благословениями, славословиями и вероисповедными формулами (ср.: Деян. 16:25; Еф. 5:19; Кол. 3:16). Об использовании христианами песнопений в богослужении свидетельствовали и языческие авторы. Широко известны христологические (Флп. 2:6–11; Кол. 1:15–20; Евр. 1:3) и крещальные (Тит. 3:4–7; Еф. 5:14) гимны Нового Завета; особую категорию составляют здесь гимны из Евангелия от Луки – песни Пресвятой Богородицы («Величит душа Моя Господа»), пророка Захарии («Благословен Господь»), старца Симеона («Ныне отпущаеши») и ангельское славословие «Слава в вышних Богу», которые используются в богослужении всего христианского мира и поныне. Г. занимала важное место уже в практике ранней Церкви – так, широкое распространение имело близкое к гимнографическим сочинение св. Мелитона Сардийского (ум. ок. 190) «О Пасхе». Начиная со 2–3 вв. на христианскую Г. стала оказывать влияние др.-греч. поэзия [напр., гимн Христу в «Педагоге» Климента Александрийского (ум. ок. 215), песнь дев в «Пире десяти дев» сщмч. Мефодия Патарского (ум. ок. 311)].
Осн. жанры и тексты Г. православной церкви сформировались в визант. эпоху на основе 2 литургич. традиций – иерусалимской (палестинской) и константинопольской.
О константинопольской Г. доиконоборческого периода известно сравнительно немного. Один из сохранившихся впоследствии жанров константинопольской Г. (5–7 вв.) – кондак, первоначально состоявший из последовательности (как правило, объединённой акростихом) строф-икосов (οἶϰος ), каждая из которых заканчивалась общим рефреном, а также из проимия (вступительной строфы), который предшествовал икосам. В совр. православных богослужебных книгах только проимий называется кондаком; как правило, у кондаков сохраняется лишь один икос (хотя отд. кондаки имеют полные комплекты икосов). В послеиконоборческую эпоху кондаки писались уже только с одним икосом. К жанру кондака восходит знаменитый константиновский Акафист Божией Матери, представляющий по структуре усложнённый тип кондака; по подобию Акафиста Божией Матери в позднейшую эпоху (с 14 в.) были составлены мн. др. акафисты, не упоминаемые в офиц. литургич. книгах, но очень популярные в церковной среде. Другие жанры константинопольской доиконоборческой Г. неизвестны, но их вероятные параллели можно найти в сирийской церковной поэзии. Наиболее известный создатель кондаков – преподобный Роман Сладкопевец (ум. после 555).
Разнообразная Г. древней Иерусалимской церкви, развившаяся с 4 в., сохранилась гл. обр. в груз. и арм. переводах – в составе сб-ков Иадгари, Шаракноц и др. На основе древней иерусалимской Г. ок. 6–7 вв. формируются те типы многострофных песнопений, которые наряду с однострофными (тропарём, седальном и т. д.) доныне составляют основу православной Г., – канон, представляющий собой систему из нескольких циклов строф (тропарей), припевавшихся к стихам 9 библейских песен; образцом для пения строф служит ирмос (букв. – связка), открывающий собой каждую из песней (цикл тропарей) и обычно текстуально связанный с библейской песнью; большинство канонов состоит из 9 песней (причём 2-я в большинстве случаев опускается, что даёт 8 циклов строф), употребляются также каноны из 2, 3 и 4 песней – т. н. дву-, три-, четырёхпеснцы), циклы стихир, циклы тропарей на блаженнах и т. д. С этого же времени православная Г. становится неразрывно связана с ладово-мелодической системой певческого осмогласия. Наиболее известными визант. гимнографами – творцами канонов и стихир – являются преподобные Иоанн Дамаскин (ум. ок. 750), Косма Майюмский (ум. ок. 787), Андрей Критский (ум. 740), Феофан Начертанный (ум. 845), Иосиф Песнописец (ум. 886) и др.
В послеиконоборческом богослужении православной церкви отд. элементы константинопольского происхождения (сокращённые до одного икоса кондаки; монострофные гимны-тропари и др.) объединились с жанрами палестинской гимнографии (стихиры, каноны и пр.), что дало ту систему Г., которая является неотъемлемой частью православного богослужения в настоящее время. Из гимнографич. сочинений раннехристианских авторов доныне за богослужением звучат лишь отд. тексты (напр., Великое Славословие). Особняком стоят песнопения, основанные на библейских текстах и поэтому не являющиеся, строго говоря, Г., – прокимны, аллилуиарии, причастны, антифоны, псалмы. Из собственно визант. Г. употребляются разл. виды однострофных (отпустительный тропарь, седален, ипакои, светилен и эксапостиларий) и многострофных (канон, включающий в себя несколько песней, в каждой из которых присутствуют ирмос и тропари), стихиры, циклы тропарей на блаженнах и по непорочнах, акафист, кондак с икосом (кондак может исполняться и как монострофное песнопение – без икоса) песнопений.
Литургические книги, содержащие гимнографич. тексты, приняли совр. вид в послеиконоборческую эпоху. Песнопения, которые поются на службах седмичного круга богослужения, вошли в состав Октоиха, тексты годового подвижного богослужебного круга образовали Триодь (сейчас эта книга разделена на 2 части – Триодь Постную и Цветную), а годового неподвижного богослужебного круга – служебную Минею (существуют также сокращённый вариант полной Минеи – Анфологий, или Праздничная Минея, и Общая Минея, содержащая типовые службы разл. ликам святых).
В Русской православной церкви, помимо переводных произведений греч. авторов, используется множество оригинальных песнопений (прежде всего в честь рус. святых), которые составлены по модели византийских. Начало оригинального слав. гимнотворчества связано с деятельностью учеников св. Кирилла (Константина) и Мефодия (см. Кирилл и Мефодий), прежде всего св. Климента и Наума Охридских и свт. Константина Преславского. Наиболее ранние памятники собственно рус. Г. относятся к 1-й пол. 11 в.
В католич. богослужении использование небиблейских текстов строго регламентировано. Среди них – гимны, секвенции и некоторые др. строфические песнопения. После реформ Ватиканского II собора было разрешено использовать новые поэтич. произведения, за исключением нар. песен.
Г. нехалкидонских церквей, как правило, основана на доиконоборческих визант. моделях и развивалась в каждой из самостоят. традиций своим путём, иногда испытывая внешние влияния (со стороны послеиконоборческой визант. Г., нар. культуры и т. д.).