ОКТО́ИХ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОКТО́ИХ (греч. ὀϰτώηχος, от ὀϰτώ – восемь, ἠχος – глас) (Октай, Осьмогласник), богослужебный сборник православной Церкви, содержащий изменяемые молитвословия служб седмичного круга. В греч. и груз. традициях О. носит назв. Параклитика (от греч. Παραϰλητιϰή). В назв. О. отражена структура этой книги: все песнопения (стихиры, тропари, каноны) распределяются в ней в соответствии с 8 гласами (см. Осмогласие). Каждая из 8 частей О. (гласов) содержит песнопения всех седмичных дней данного гласа с воскресенья (субботы вечера) по субботу утра. В последование каждого седмичного дня входят тексты изменяемых песнопений вечерни, повечерия, утрени и литургии; последование воскресного дня включает также песнопения малой вечерни и полунощницы. О. поётся в период от Недели Всех святых (1-е воскресенье по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее (1-е подготовит. воскресенье к Великому посту).
Древнейшие тексты О. были составлены анонимными палестинскими поэтами 5–7 вв. и вошли в репертуар раннеиерусалимского Тропология, универсального гимнографич. сб-ка для всего литургич. года, сохранившегося только в груз. переводах под назв. «Иадгари» (списки 10 в.). Среди этих песнопений лишь немногие отождествляются с текстами совр. О. (в осн. это стихиры и тропари).
Ядро совр. О. сформировалось в Палестине в кон. 7 – нач. 9 вв., когда там сложилась совр. структура т. н. седмичных памятей (неделя – день Воскресения, понедельник – день покаяния и святых ангелов, вторник – день покаяния и св. Иоанна Крестителя и т. д.). В это же время возникли осн. жанры песнопений О. (стихира, тропарь, канон) и сформировался самостоят. богослужебный сб-к 8 гласов. Гл. роль в этом принадлежит прп. Иоанну Дамаскину. Церковная традиция приписывает ему составление воскресных стихир и канонов, а его брату Косме Майюмскому – крестовоскресных канонов 8 гласов. Считается, что строфы анонимных визант. поэтов 5–7 вв. были ритмически переработаны Иоанном Дамаскиным и его современниками и включены в песнопения новых жанров. Наиболее ранние сохранившиеся греч. списки О. (9–11 вв.) представляют собой ненотированные певческие сб-ки жанрового типа, в которых песнопения сгруппированы в соответствии с их муз.-литургич. жанром (стихиры, седальны, блаженны и каноны). Репертуар песнопений ранних греч. списков О. намного обширнее совр. О. К более позднему периоду относится составление будничных канонов О. (церковная традиция связывает его с именами св. Феофана Грапта и св. Иосифа Гимнографа; в совр. научной лит-ре эта атрибуция оспаривается), а также канонов Св. Троице на воскресной полунощнице Митрофана, еп. Смирнского (9 в.). Студийская редакция О. получила распространение в греч. списках кон. 11 – 12 вв. и представляет собой тип полного литургич. О., в котором песнопения образуют законченные богослужебные последования.
Перевод воскресных песнопений греч. О. на слав. яз. традиционно приписывается св. равноап. Мефодию (см. Кирилл и Мефодий). Составление 1-й редакции слав. О. связано с именем св. Климента Охридского, который не только перевёл тексты греч. О., но и дополнил их своими оригинальными слав. произведениями (канонами с акростихом КЛИМ в 9-х песнях и некоторыми стихирами). В юж.-слав. странах первоначально получила распространение не студийская, а палестинская редакция греч. О., которая не позднее кон. 10 – нач. 11 вв. была перенесена на Русь и сохранилась гл. обр. в списках др.-рус. извода 13–14 вв. Поэтому в письменности Древней Руси вплоть до нач. 15 в. использовался исключительно О. жанрового типа (Изборный О. – сб-к стихир и тропарей 8 гласов, Параклитик – сб-к канонов О. 8 гласов и Шестоднев – тип сокращённого О.). Полный О. совр. типа появился на Руси в нач. 15 в. под влиянием юж.-слав. образцов (т. н. 2-е юж.-слав. влияние). Он содержал Иерусалимскую редакцию О., возникшую в Византии во время распространения там новоиерусалимского богослужебного устава (кон. 12 в.). Отличительной её особенностью являются тексты малых вечерен и полунощниц в последованиях воскресных дней и отсутствие оригинальных слав. песнопений. В практически неизменном виде эта редакция О. была положена в основу совр. печатного О. Первое слав. издание О. предпринято в Москве в 1772.