ЛИТУРГИ́Я
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИТУРГИ́Я (Божественная литургия, Вечеря Господня, Преломление Хлеба, Собрание, Жертва и др.), главное богослужение православной Церкви, на котором совершается таинство Евхаристии. В западнохристианской традиции термин «Л.» является общим обозначением церковного богослужения, собственно православной Л. соответствует месса.
Изначальной основой Л. является Тайная вечеря. О Л. апостольского времени говорится в 1 Кор. 11:18–34, 10:15–21; Деян. 20:7–12. С распространением христианства возникло множество местных традиций совершения Л., отражавших особенности культуры и религ. сознания того или иного региона. Единого текста Л. не существовало. Однако во всех традициях наличествовали определённая организация и порядок совершения Л., а также её осн. элементы: чтение Священного Писания, моления о Церкви и о всём мире, центр. евхаристич. молитва (анафора), причащение и благодарение за него. С 4 в., после легитимизации христианства Константином Великим, Л. постепенно дополнялась большим числом вторичных элементов. С этого же времени в связи с превращением древних центров христианства – Рима, Александрии, Антиохии, Иерусалима – в центры церковной администрации на территориях, подверженных их влияниям, а позднее и в зонах влияния некоторых др. центров происходила унификация богослужения. В каждом из этих центров складывался свой тип богослужения, который заменял старые местные традиции и имел характерные варианты литургии.
Cформировавшиеся в ходе этого процесса типы богослужения подразделяются на 2 большие группы – восточную и западную (в зависимости от характера текста анафоры). В Л. вост. группы текст анафоры является фиксированным от начала до конца, в Л. зап. группы лишь часть текста анафоры всегда остаётся неизменной, др. части молитвы модифицируются в зависимости от празднуемого в тот или иной день события. К вост. группе относятся: 1) египетские Л. (главная из них – Л. ап. Марка, ныне иногда совершаемая в Коптской и Эфиопской церквах); 2) Л. зап.- сир. типа, включающие иерусалимскую Л. ап. Иакова (см. Иаков Праведный), многочисл. Л. сир. нехалкидонских церквей, некоторые из Л. маронитов (Ливан), византийские Л. святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого (являющиеся основными в православной Церкви) и армянские Л.; 3) Л. вост.-сир. типа, к которым принадлежат Л. Ассирийской церкви Востока (древнейшая из них Л. апостолов Аддая и Мари, она же известна у маронитов как Л. ап. Петра). Главная Л. зап. группы – рим. месса (на Востоке она имела известность как Л. ап. Петра); к иному типу относятся т. н. галло-испанские Л.: галликанские, мосарабские (в Испании), кельтские; Л. древнего Медиолана (ныне Милан) имела черты как римской, так и галликанской традиции. Со временем галло-испанские Л. вытеснены римской Л., которая, однако, вобрала в себя ряд галликанских элементов (кроме того, в практике сохранился медиоланский обряд, а мосарабский частично возрождён).
Визант. литургии – Василия Великого и Иоанна Златоуста названы именами составителей анафор этих Л. К 11 в. чин этих Л. приобрёл почти совр. вид, а окончательная его фиксация относится к 14 в., хотя во второстепенных деталях он меняется и по сей день. Литургия Василия Великого совершается 10 раз в году: в первые 5 воскресений Великого поста, накануне праздников Пасхи, Рождества Христова и Крещения Господня, в Великий четверг на Страстной седмице и в день памяти свт. Василия Великого 1(14) января. Литургия Иоанна Златоуста совершается во все др. дни богослужебного года, кроме будних дней в период Великого поста и кроме Страстной седмицы, а также среды и пятницы сырной седмицы (Масленицы), когда Л. или не служится вовсе, или совершается особая литургия Преждеосвященных Даров.
Как в литургии Василия Великого, так и в литургии Иоанна Златоуста различают подготовит. часть (проскомидия, или протесис), включающую приготовление Даров (хлеба, вырезаемого из просфоры, и вина с водой) для таинства Евхаристии, и основную, состоящую из «литургии оглашенных», или «литургии Слова», и «литургии верных», или «литургии Евхаристии».
«Литургия оглашенных» включает: начальное благословение; великую ектению и 3 антифона с малыми ектениями между ними; вход с Евангелием (т. н. малый вход – процессия, идущая от боковой двери алтаря к царским вратам), сопровождаемый молитвой и песнопениями; пение Трисвятого; чтение Апостола (книги Деяний и Посланий святых апостолов) и Евангелия; сугубую ектению (после которой в рус. традиции иногда следует ектения об усопших); молитвы об оглашенных.
«Литургия верных» включает: молитвы верных; великий вход (процессия, следующая по тому же пути, что и при входе с Евангелием) с приготовленными во время проскомидии Дарами и с пением Херувимской песни; просительную ектению; пение Символа веры, сопровождаемое «лобзанием любви» между служащим духовенством; анафору, состоящую из начального диалога между священником и хором, воспоминания Сотворения мира, совершённого Христом дела спасения и Тайной вечери (с возглашением установительных слов таинства), молений о преложении (освящении) Даров, о Церкви и о мире, заключит. славословия и ответа народа: «Аминь»; прошения перед причастием и молитву Господню («Отче наш...»); приготовление Даров к причащению (возношение, раздробление, соединение Даров и исполнение Чаши «теплотой», т. е. горячей водой); причащение (вкушение освящённых Даров) духовенства и народа; благодарение после причащения; заключит. молитву и благословение.
Существует особый вид Л. – литургия Преждеосвященных Даров (греч. λειτουργία τῶν Προηγιασμένων Δώρων, лат. missa praesanctificatorum), названная так потому, что причащение на ней происходит Дарами, освящёнными прежде, т. е. на предшествующей полной Л. Соответственно, литургия Преждеосвященных Даров не имеет анафоры. По совр. богослужебному уставу православной Церкви эта Л. совершается по средам и пятницам в период Великого поста, в четверг 5-й седмицы Великого поста, в первые 3 дня Страстной седмицы и в некоторые праздники, если они попадают на будние дни Великого поста.
Л. содержит молитвословия, предназначенные для чтения и пения (антифонного и респонсорного). На Руси до 17 в. песнопения Л. исполнялись знаменным, демественным, путевым, позднее болг., греч., киевским распевами. Со 2-й пол. 16 в. песнопения Л. начинают оформляться многоголосно (см. Строчное пение), на рубеже 17–18 вв., с утверждением в России партесного пения, многоголосные песнопения преобладают в Л. Авторы песнопений Л. («Служб Божиих») – Н. П. Дилецкий, В. П. Титов, А. Л. Ведель, С. И. Давыдов, С. А. Дегтярёв, Д. С. Бортнянский. В 19–20 вв. к созданию песнопений Л. и их циклов обращались М. И. Глинка (Херувимская песнь, ектении), М. А. Балакирев (Херувимская песнь), П. И. Чайковский, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский, Н. Н. Черепнин, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и др. композиторы.