Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИТУРГИ́Я

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 664-665

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Печатнов

ЛИТУРГИ́Я (Бо­же­ст­вен­ная ли­тур­гия, Ве­че­ря Гос­под­ня, Пре­лом­ле­ние Хле­ба, Со­б­ра­ние, Жерт­ва и др.), глав­ное бо­го­слу­же­ние пра­во­слав­ной Церк­ви, на ко­то­ром со­вер­ша­ет­ся та­ин­ст­во Ев­ха­ри­стии. В за­пад­но­хри­сти­ан­ской тра­ди­ции тер­мин «Л.» яв­ля­ет­ся об­щим обоз­на­че­ни­ем цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния, собст­вен­но пра­во­слав­ной Л. со­от­вет­ст­ву­ет мес­са.

Из­на­чаль­ной ос­но­вой Л. яв­ля­ет­ся Тай­ная ве­че­ря. О Л. апо­столь­ско­го вре­ме­ни го­во­рит­ся в 1 Кор. 11:18–34, 10:15–21; Де­ян. 20:7–12. С рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва воз­ник­ло мно­же­ст­во ме­ст­ных тра­ди­ций со­вер­ше­ния Л., от­ра­жав­ших осо­бен­но­сти куль­ту­ры и ре­лиг. соз­на­ния то­го или ино­го ре­гио­на. Еди­но­го тек­ста Л. не су­ще­ст­во­ва­ло. Од­на­ко во всех тра­ди­ци­ях на­ли­че­ст­во­ва­ли оп­ре­де­лён­ная ор­га­ни­за­ция и по­ря­док со­вер­ше­ния Л., а так­же её осн. эле­мен­ты: чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния, мо­ле­ния о Церк­ви и о всём ми­ре, центр. ев­ха­ри­стич. мо­лит­ва (ана­фо­ра), при­ча­ще­ние и бла­го­да­ре­ние за не­го. С 4 в., по­сле ле­ги­ти­миза­ции хри­сти­ан­ст­ва Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким, Л. по­сте­пен­но до­пол­ня­лась боль­шим чис­лом вто­рич­ных эле­мен­тов. С это­го же вре­ме­ни в свя­зи с пре­вра­ще­ни­ем древ­них цен­тров хри­сти­ан­ст­ва – Ри­ма, Алек­сан­д­рии, Ан­ти­охии, Ие­ру­са­ли­ма – в цен­тры цер­ков­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции на тер­ри­то­ри­ях, под­вер­жен­ных их влия­ни­ям, а позд­нее и в зо­нах влия­ния не­ко­то­рых др. цен­тров про­ис­хо­ди­ла уни­фи­ка­ция бо­го­слу­же­ния. В ка­ж­дом из этих цен­тров скла­ды­вал­ся свой тип бо­го­слу­же­ния, ко­то­рый за­ме­нял ста­рые ме­ст­ные тра­ди­ции и имел ха­рак­тер­ные ва­ри­ан­ты ли­тур­гии.

Cформировавшиеся в хо­де это­го про­цес­са ти­пы бо­го­слу­же­ния под­раз­де­ля­ют­ся на 2 боль­шие груп­пы – вос­точ­ную и за­пад­ную (в за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра тек­ста ана­фо­ры). В Л. вост. груп­пы текст ана­фо­ры яв­ля­ет­ся фик­си­ро­ван­ным от на­ча­ла до кон­ца, в Л. зап. груп­пы лишь часть тек­ста ана­фо­ры все­гда ос­та­ёт­ся не­из­мен­ной, др. час­ти мо­лит­вы мо­ди­фи­ци­ру­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от празд­нуе­мо­го в тот или иной день со­бы­тия. К вост. груп­пе от­но­сят­ся: 1) еги­пет­ские Л. (глав­ная из них – Л. ап. Мар­ка, ны­не ино­гда со­вер­шае­мая в Копт­ской и Эфи­оп­ской церк­вах); 2) Л. зап.- сир. ти­па, вклю­чаю­щие ие­ру­са­лим­скую Л. ап. Иа­ко­ва (см. Иа­ков Пра­вед­ный), мно­го­числ. Л. сир. не­хал­ки­дон­ских церк­вей, не­ко­то­рые из Л. ма­ро­ни­тов (Ли­ван), ви­зан­тий­ские Л. свя­ти­те­лей Ио­ан­на Зла­то­ус­та и Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (яв­ляю­щие­ся ос­нов­ны­ми в пра­во­слав­ной Церк­ви) и ар­мян­ские Л.; 3) Л. вост.-сир. ти­па, к ко­то­рым при­над­ле­жат Л. Ас­си­рий­ской церк­ви Вос­то­ка (древ­ней­шая из них Л. апо­сто­лов Ад­дая и Ма­ри, она же из­вест­на у ма­ро­ни­тов как Л. ап. Пет­ра). Глав­ная Л. зап. груп­пы – рим. мес­са (на Вос­то­ке она име­ла из­вест­ность как Л. ап. Пет­ра); к ино­му ти­пу от­но­сят­ся т. н. гал­ло-ис­пан­ские Л.: гал­ли­кан­ские, мо­с­а­раб­ские (в Ис­па­нии), кельт­ские; Л. древ­не­го Ме­дио­ла­на (ны­не Ми­лан) име­ла чер­ты как рим­ской, так и гал­ли­кан­ской тра­ди­ции. Со вре­ме­нем гал­ло-ис­пан­ские Л. вы­тес­не­ны рим­ской Л., кото­рая, од­на­ко, во­бра­ла в се­бя ряд гал­ли­кан­ских эле­мен­тов (кро­ме то­го, в прак­ти­ке со­хра­нил­ся ме­дио­лан­ский об­ряд, а мо­са­раб­ский час­тич­но воз­ро­ж­дён).

Ви­зант. ли­тур­гии – Ва­си­лия Ве­ли­ко­го и Ио­ан­на Зла­то­ус­та на­зва­ны име­на­ми со­ста­ви­те­лей ана­фор этих Л. К 11 в. чин этих Л. при­об­рёл поч­ти совр. вид, а окон­ча­тель­ная его фик­са­ция от­но­сит­ся к 14 в., хо­тя во вто­ро­сте­пен­ных де­та­лях он ме­ня­ет­ся и по сей день. Ли­тур­гия Ва­си­лия Ве­ли­ко­го со­вер­ша­ет­ся 10 раз в го­ду: в пер­вые 5 вос­кре­се­ний Ве­ли­ко­го по­ста, на­ка­ну­не празд­ни­ков Пас­хи, Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва и Кре­ще­ния Гос­под­ня, в Ве­ли­кий чет­верг на Стра­ст­ной сед­ми­це и в день па­мя­ти свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го 1(14) ян­ва­ря. Ли­тур­гия Ио­ан­на Зла­то­ус­та со­вер­ша­ет­ся во все др. дни бо­го­слу­жеб­но­го го­да, кро­ме буд­них дней в пе­ри­од Ве­ли­ко­го по­ста и кро­ме Стра­ст­ной сед­ми­цы, а так­же сре­ды и пят­ни­цы сыр­ной сед­ми­цы (Мас­ле­ни­цы), ко­гда Л. или не слу­жит­ся во­все, или со­вер­ша­ет­ся осо­бая ли­тур­гия Преж­де­ос­вя­щен­ных Да­ров.

Совершение проскомидии. Фото А. Ю. Чухонкина

Как в ли­тур­гии Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, так и в ли­тур­гии Ио­ан­на Зла­то­ус­та раз­ли­ча­ют под­го­то­вит. часть (про­ско­ми­дия, или про­те­сис), вклю­чаю­щую при­го­тов­ле­ние Да­ров (хле­ба, вы­ре­зае­мо­го из про­сфо­ры, и ви­на с во­дой) для та­ин­ст­ва Ев­ха­ри­стии, и ос­нов­ную, со­стоя­щую из «ли­тур­гии ог­ла­шен­ных», или «ли­тур­гии Сло­ва», и «ли­тур­гии вер­ных», или «ли­тур­гии Ев­ха­ри­стии».

«Ли­тур­гия ог­ла­шен­ных» вклю­ча­ет: на­чаль­ное бла­го­сло­ве­ние; ве­ли­кую ек­те­нию и 3 ан­ти­фо­на с ма­лы­ми ек­те­ния­ми ме­ж­ду ни­ми; вход с Еван­ге­ли­ем (т. н. ма­лый вход – про­цес­сия, иду­щая от бо­ко­вой две­ри ал­та­ря к цар­ским вра­там), со­про­во­ж­дае­мый мо­лит­вой и пес­но­пе­ния­ми; пе­ние Трис­вя­то­го; чте­ние Апо­сто­ла (кни­ги Дея­ний и По­сла­ний свя­тых апо­сто­лов) и Еван­ге­лия; су­гу­бую ек­те­нию (по­сле ко­то­рой в рус. тра­ди­ции ино­гда сле­ду­ет ек­те­ния об усоп­ших); мо­лит­вы об ог­ла­шен­ных.

Фото В. А. Косарева Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает великий вход на литургии в храме Христа Спасителя (Москва).

«Ли­тур­гия вер­ных» вклю­ча­ет: мо­лит­вы вер­ных; ве­ли­кий вход (про­цес­сия, сле­дую­щая по то­му же пу­ти, что и при вхо­де с Еван­ге­ли­ем) с при­го­тов­лен­ны­ми во вре­мя про­ско­ми­дии Да­ра­ми и с пе­нием Хе­ру­вим­ской пес­ни; про­си­тель­ную ек­те­нию; пе­ние Сим­во­ла ве­ры, со­про­вож­дае­мое «лоб­за­ни­ем люб­ви» ме­ж­ду слу­жа­щим ду­хо­вен­ст­вом; ана­фо­ру, со­стоя­щую из на­чаль­но­го диа­ло­га ме­ж­ду свя­щен­ни­ком и хо­ром, вос­по­ми­на­ния Со­тво­ре­ния ми­ра, со­вер­шён­но­го Хри­стом де­ла спа­се­ния и Тай­ной ве­че­ри (с воз­гла­ше­ни­ем ус­та­но­ви­тель­ных слов та­ин­ст­ва), мо­ле­ний о пре­ло­же­нии (ос­вя­ще­нии) Да­ров, о Церк­ви и о ми­ре, за­клю­чит. сла­во­сло­вия и от­ве­та на­ро­да: «Аминь»; про­ше­ния пе­ред при­час­ти­ем и мо­лит­ву Гос­под­ню («От­че наш...»); при­го­тов­ле­ние Да­ров к при­ча­ще­нию (воз­но­ше­ние, раз­дроб­ле­ние, со­еди­не­ние Да­ров и ис­пол­не­ние Ча­ши «те­п­ло­той», т. е. го­ря­чей во­дой); при­ча­ще­ние (вку­ше­ние ос­вя­щён­ных Да­ров) ду­хо­вен­ст­ва и на­ро­да; бла­го­да­ре­ние по­сле при­ча­ще­ния; за­клю­чит. мо­лит­ву и бла­го­сло­ве­ние.

Су­ще­ст­ву­ет осо­бый вид Л. – ли­тур­гия Пре­ж­де­ос­вя­щен­ных Да­ров (греч. λειτουργία τῶν Προηγιασμένων Δώρων, лат. missa praesanctificatorum), на­зван­ная так по­то­му, что при­ча­ще­ние на ней про­ис­хо­дит Да­ра­ми, ос­вя­щён­ны­ми пре­ж­де, т. е. на пред­ше­ст­вую­щей пол­ной Л. Со­от­вет­ст­вен­но, ли­тур­гия Пре­ж­де­ос­вя­щен­ных Да­ров не име­ет ана­фо­ры. По совр. бо­го­слу­жеб­но­му ус­та­ву пра­во­слав­ной Церк­ви эта Л. со­вер­ша­ет­ся по сре­дам и пят­ни­цам в пе­ри­од Ве­ли­ко­го по­ста, в чет­верг 5-й сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста, в пер­вые 3 дня Стра­ст­ной сед­ми­цы и в не­ко­то­рые празд­ни­ки, ес­ли они по­па­да­ют на буд­ние дни Ве­ли­ко­го по­ста.

Л. со­дер­жит мо­лит­во­сло­вия, пред­на­зна­чен­ные для чте­ния и пе­ния (ан­ти­фон­но­го и рес­пон­сор­но­го). На Ру­си до 17 в. пес­но­пе­ния Л. ис­пол­ня­лись зна­мен­ным, де­ме­ст­вен­ным, пу­те­вым, позд­нее болг., греч., ки­ев­ским рас­пе­ва­ми. Со 2-й пол. 16 в. пес­но­пе­ния Л. на­чи­на­ют оформ­лять­ся мно­го­го­лос­но (см. Строч­ное пе­ние), на ру­бе­же 17–18 вв., с ут­вер­жде­ни­ем в Рос­сии пар­тес­но­го пе­ния, много­голос­ные пес­но­пе­ния пре­об­ла­да­ют в Л. Ав­то­ры пес­но­пе­ний Л. («Служб Бо­жи­их») – Н. П. Ди­лец­кий, В. П. Ти­тов, А. Л. Ве­дель, С. И. Да­вы­дов, С. А. Дег­тя­рёв, Д. С. Борт­нян­ский. В 19–20 вв. к соз­да­нию пес­но­пе­ний Л. и их цик­лов об­ра­ща­лись М. И. Глин­ка (Хе­ру­вим­ская песнь, ек­те­нии), М. А. Ба­ла­ки­рев (Хе­ру­вим­ская песнь), П. И. Чай­ков­ский, А. Т. Гре­ча­ни­нов, А. Д. Кас­таль­ский, Н. Н. Че­реп­нин, П. Г. Чес­но­ков, С. В. Рах­ма­ни­нов и др. ком­по­зи­торы.

Ис­точн.: Brightman F. E. Liturgies eastern and western. Oxf., 1896; Ли­тур­гия св. Ва­си­лия Ве­ли­кого / Пер­вое кри­ти­че­ское из­да­ние прот. М. И. Ор­ло­ва. СПб., 1909; Τρεμπέλας Π. N. Α τρεῖς λειτουργίαι ϰατ τος ἐνΑθήναις ϰώδιϰας. ’Αθῆναι, 1935; Со­б­ра­ние древ­них ли­тур­гий, вос­точ­ных и за­пад­ных. Ана­фо­ра: ев­ха­ри­сти­че­ская мо­лит­ва. М., 2007.

Лит.: Го­луб­цов А. П. Из чте­ний по цер­ков­ной ар­хео­ло­гии и ли­тур­ги­ке. Сер­ги­ев По­сад, 1918. М., 1996; Ки­при­ан (Керн), ар­хим. Ев­ха­ри­стия. Па­риж, 1947. М., 2006; Jung­mann J. The early Liturgy to the time of Gregory the Great. L., 1963; Bornert R. Les commentaires byzantins de la divine liturgie du VII au XV siècle. P., 1966; Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine. Roma, 1971; Taft R. F. The great entrance. Roma, 1975; idem. The diptychs. Roma, 1991; idem. The pre­communion rites. Roma, 2000; idem. The communion, thanksgiving, and concluding rites. Ro­ma, 2008; Schultz H.-J. Die byzantinische Liturgie: Glaubenszeugnis und Symbolgestalt. 3. Aufl. Trier, 2000; Τζέρπος Δ.Β., πρωτοπρεσβ. ‘Η ἀϰολουθία τῆς προθέσεως (προσϰομιδῆς). ‘Ιστοριϰο-λειτουργιϰή θεώρηση / ΛειτουργιϰήΑνανέωση. Δοϰίμια λειτουργιϰῆς ἀγωγῆς ϰλήρου ϰαί λαοῦ. Αθήνα, 2001; Bradshaw P. F. The search for the origins of Christian worship. 2nd ed. L., 2002; Шме­ман А., про­то­пресв. Ли­тур­гия и жизнь: хри­сти­ан­ское об­ра­зо­ва­ние че­рез ли­тур­ги­че­ский опыт. М., 2003; Dix G. The shape of the Liturgy. 2nd ed. L., 2005; Уайб­ру Х. Пра­во­слав­ная ли­тур­гия: Раз­ви­тие ев­ха­ри­сти­че­ско­го бо­го­слу­же­ния ви­зан­тий­ско­го об­ря­да. М., 2006; Ни­ко­лай Ка­ва­си­ла. Изъ­ясне­ние об­ря­дов Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­гии // Ни­ко­лай Ка­ва­си­ла. Семь слов о жиз­ни во Хри­сте...: [бо­го­слов­ские тру­ды]. М., 2007; Пе­чат­нов В. В. Бо­же­ст­вен­ная ли­тур­гия в Рос­сии и Гре­ции: срав­ни­тель­ное изу­че­ние со­вре­мен­но­го чи­на. М., 2008. См. так­же лит. при ст. Ев­ха­ри­стия.

Вернуться к началу