МА́СЛЕНИЦА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́СЛЕНИЦА, цикл календарных обрядов, отмечающих конец зимы, у народов Европы и Америки (см. также Карнавал). Приурочен к началу Великого поста, обычно занимает неделю, предшествующую посту (Прощёная неделя). Осн. содержание масленичных обрядов – возобновление плодородия в начале хозяйств. года. Новогодняя семантика М. (см. Новый год), возможно, восходит ко времени, когда год у народов Европы начинался с марта (см. в ст. Календарь). По характеру обрядов М. противопоставляется следующему за ней периоду воздержания во время поста. Они характеризуются разнузданным весельем, часто с эротич. и обсценным смыслом, быстрым движением и символикой огня (прыжки через костёр, сбрасывание с горы горящего колеса, быстрая езда на лошадях, катание на санях с гор, качание на качелях и т. п.), сопровождаются спец. песнями (игровыми, шуточными, лирич.; для рус. масленичного фольклора характерны грустные мелодии и мотив прощания) и танцами (часто с аграрной семантикой: так, у зап. славян существовали спец. танцы «на коноплю», «на овёс», у русских, эстонцев и др. – «на лён» и т. п.; для народов Юго-Вост. Европы и русских характерны круговые танцы типа хоровода – коло, хоро, хора и т. п.), обильной едой; наиболее разгульный характер имеют последние дни М. (у русских «широкая М.» – с четверга по воскресенье). При этом в православной традиции М. приходится на период церковной подготовки к Великому посту, включая запрет на потребление мяса (Мясопустная неделя); поэтому масленичная кухня основана на рыбной и молочной пище (отсюда назв. М. – Сырная неделя). У украинцев гл. масленичной едой служат вареники с творогом, у русских – блины (отсюда назв. «Блинница», «Блинщина»), распространённые также на М. в некоторых зап.-европ. странах (англ. Bannock day, Pancake day и др.). Особое внимание на М. уделялось молодым парам, особенно молодожёнам (поженившимся в течение прошедшего года); в этом смысле М. играет роль завершающего обряда свадебного цикла. Молодожёны были обязаны посетить крёстных родителей, семью жены («к тёще на блины») и др. родственников. Некоторые масленичные ритуалы имеют поминальный характер: на М. принято поминать «родителей», т. е. предков (ср. со значением блинов как поминальной пищи; в церковной традиции М. предшествует одна из главных в году родительских суббот), посещать могилы и т. п. Осн. обряды М. – ряжение (у болгар – см. Кукеры) и процессии, совершающие обходы деревни или домов (см. Обходные обряды) во главе с персонифицирующим М. ряженым или чучелом («Масленица», «Карнавал» и т. п.), уничтожаемым (чаще всего сжигаемом на костре) в конце М. Часто процессия имела характер масленичного поезда, причём у русских экипажам могла придаваться форма кораблей (традиция, возможно, восходящая к масленичному поезду, устроенному Петром I в 1722 в Москве в честь заключения Ништадтского мира). Иногда масленичные процессии принимают развитые театрализов. формы, часто с сатирич. содержанием, обличением разл. пороков (напр., маскарад, устроенный на М. в 1763 Екатериной II по сценарию Ф. Г. Волкова); характерны инсценировки «суда» над М. и её «похорон». «Проводы» М. должны завершиться до наступления сумерек последнего дня М. (Прощёного воскресенья у православных, вторника перед Пепельной средой у католиков); об окончании М. оповещает церковный колокол. После этого уничтожаются все следы масленичных обрядов и остатки скоромной пищи; исполняются очистит. обряды, долженствующие избавить участников М. от последствий общения с нечистой силой; по православному обычаю совершается обряд «прощения» («прощания»), когда все с поклоном просят прощения друг у друга.