ОБХОДНЫ́Е ОБРЯ́ДЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБХОДНЫ́Е ОБРЯ́ДЫ, обрядовые действия, выражающиеся в хождении по домам, чаще группы людей. Иногда дома посещались выборочно (напр., где есть молодожёны или именинники). Приход участников О. о. в дом и их приём хозяевами во многом воспроизводил ритуал гостеприимства. Гости воспринимались как посланники потустороннего мира; часто это были ряженые (см. Ряжение) или процессия, сопровождающая сакральный персонаж (Масленицу, Марену, Лазарку на Вербное воскресенье, «Зелёного Юрия», майских Короля и Королеву, троицкую берёзку, Семика и Семичиху, Кострому, дожиночный сноп, Пеперуду и т. п.). Обычно участники О. о. представляли одну половозрастную или социальную группу – дети, молодёжь, девушки, неженатые мужчины (напр., кукеры), старики, нищие. Войдя во двор или в дом, они произносили поздравления и благопожелания (в осн. в речитативной или песенной форме; напр., колядки и щедровки на Святки, волочебные песни на Пасху), совершали др. магич. действия (обливали водой, обсыпали зерном, били домочадцев ветками и т. п.) с обрядовыми приговорами, играли на муз. инструментах или устраивали ритуальный шум; в ответ получали подарки или угощение, которое обычно потом составляло основу их общего пира; если хозяин оказывался скуп на угощение, вместо благопожелания он мог получить проклятие. О. о. наиболее характерны для праздников зимнего цикла народов Европы, особенно для Святок; исполнялись также весной и летом – на Масленицу, Пальмовое воскресенье, Пасху, Юрьев день, «Майский день» (см. в ст. Майское дерево), Иванов день, Троицын день, дожинки и др. О. о. устраивали также по особым случаям, напр. в засуху (см. Пеперуда); иногда они входили в состав свадьбы.