Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРО́ИЦЫН ДЕНЬ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 424

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С.
Гулянье на Троицу. Фрагмент картины Б.М. Кустодиева «Троицын день». 1920. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Саратовский государственный художественный музей

ТРО́ИЦЫН ДЕНЬ, у на­ро­дов Ев­ро­пы ком­плекс об­ря­дов, за­вер­шаю­щий ве­сен­ний об­ря­до­вый цикл. При­уро­чен к цер­ков­но­му празд­ни­ку Пя­ти­де­сят­ни­цы, в ка­то­лич. и про­тес­тант­ской тра­ди­ции Т. д. от­ме­ча­ет­ся на сле­дую­щее за Пя­ти­де­сят­ни­цей вос­кре­се­нье. У сла­вян Т. д. вме­сте с об­ря­да­ми Воз­не­се­ния Гос­под­ня, Се­ми­ка и Ру­са­лий объ­е­ди­ня­ет­ся в цикл, по ана­ло­гии с празд­ни­ком зим­не­го солн­це­стоя­ния (Свят­ка­ми) на­зы­вае­мый Зе­лё­ны­ми Свят­ка­ми. В Скан­ди­на­вии, на Бри­тан­ских о-вах, в Ни­дер­лан­дах, Гер­ма­нии, у зап. и юж. сла­вян це­ре­мо­нии Т. д. сход­ны с об­ря­да­ми май­ско­го де­ре­ва: до­ма ук­ра­ша­ют вет­ка­ми, тра­вой, цве­та­ми, вен­ка­ми, в цен­тре се­ле­ния ста­вят на­ря­жен­ное де­ре­во, уст­раи­ва­ют об­ход­ные об­ря­ды с тро­иц­ки­ми «Ко­ро­лём» и «Ко­ро­ле­вой» («Же­ни­хом» и «Не­вес­той»). У че­хов кон­ный объ­езд де­ре­вень груп­па­ми «Ко­ро­лей» со сви­той схо­ден со свя­точ­ны­ми и мас­ле­нич­ны­ми муж­ски­ми об­ход­ны­ми об­ря­да­ми (см., напр., Ку­ке­ры). У юж. сла­вян, на­про­тив, об­ход со­вер­ша­ли де­вуш­ки (кра­ли­цы), не­ко­то­рые – в муж­ском пла­тье. В зап.-рус. и юж.-рус. об­лас­тях со­вер­ша­ли об­ход с на­ря­жен­ной кук­лой или па­рой ку­кол (жен­ской и муж­ской), ко­то­рым ино­гда при­да­ва­ли под­чёрк­ну­тые по­ло­вые при­зна­ки. В ср.-рус. об­лас­тях, в По­вол­жье и Си­би­ри мо­ло­дёжь хо­ди­ла по се­лу с ук­ра­шен­ной или на­ря­жен­ной в жен­ское пла­тье бе­рёз­кой (ку­ма, кра­со­та, се­мик и др.), ко­то­рую ста­ви­ли в из­бе или в де­рев­не, во­ди­ли во­круг неё хо­ро­во­ды, в кон­це празд­ни­ка – бро­са­ли в во­ду или ста­ви­ли в по­ле. В не­ко­то­рых мес­тах де­вуш­ки в ле­су ук­ра­ша­ли лен­та­ми мо­ло­дую бе­рё­зу (ино­гда дуб, ря­би­ну и т. п.) или свя­зы­ва­ли ей вет­ки («за­ви­вать бе­рёз­ку»; час­то это де­ла­ли в Се­мик, а на Т. д. бе­рёз­ку «раз­ви­ва­ли») и ку­ми­лись (см. в ст. По­се­ст­рим­ст­во). В юж.-рус. об­лас­тях жен­скую или пти­чью кук­лу из тра­вы или ве­ток са­жа­ли на де­ре­во, под ко­то­рым ку­ми­лись («кре­ще­ние ку­куш­ки»), а за­тем «хо­ро­ни­ли». Де­вуш­ки га­да­ли бро­сая в во­ду вен­ки.

Как и зим­ние Свят­ки, тро­иц­ко-ру­саль­ский пе­ри­од, свя­зан­ный с по­ми­наль­ной об­ряд­но­стью (на Се­мик и Тро­иц­кую ро­ди­тель­скую суб­бо­ту), ас­со­ции­ро­вал­ся с ак­ти­ви­за­ци­ей душ мёрт­вых и не­чис­той си­лы (см. Ру­сал­ка).

Лит.: Ка­лен­дар­ные обы­чаи и об­ря­ды в стра­нах за­ру­беж­ной Ев­ро­пы: Ко­нец XIX – на­ча­ло XX в.: Ве­сен­ние празд­ни­ки. М., 1977; Ви­но­гра­до­ва Л. Н. Де­рев­це тро­иц­кое // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 1999. Т. 2; она же. «Кре­стить ку­куш­ку» // Там же; Ва­лен­цо­ва М. М., Плот­ни­ко­ва А. А. Ко­ро­лев­ские об­ря­ды // Там же; Агап­ки­на Т. А. Трои­ца // Там же. М., 2012. Т. 5.

Вернуться к началу