Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУСА́ЛИИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 41

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Участники древнерусских весенне-летних обрядов: музыканты и плясунья в платье с длинными рукавами (платье украшено волнистыми линиями, символизирующими воду; рядом изображена маска скомороха) пьют из ...

РУСА́ЛИИ (ве­ро­ят­но, от ср.-век. греч. ῥουσάλια – Трои­ца, вос­хо­дит к лат. ro­salia – празд­ник роз), ком­плекс лет­них об­ря­дов у на­ро­дов Вост. и Юго-Вост. Ев­ро­пы (Бал­ка­ны, Кар­па­ты, Верх­нее По­днеп­ро­вье, Ук­раи­на, По­ле­сье, зап.-рус. об­лас­ти, По­очье и Ср. По­вол­жье). Впер­вые упо­ми­на­ют­ся в Лав­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си под 1068. При­уро­че­ны обыч­но к не­де­ле по­сле Трои­цы­на дня (Ру­саль­ная не­де­ля, На­вская Трои­ца, Зе­лё­ные Свят­ки; у вост. сла­вян осо­бо вы­де­ля­ет­ся чет­верг на Ру­саль­ной не­де­ле – Ру­сал­ки­на Пас­ха, Ру­сал­кин Ве­лик­день, На­в­ский Ве­лик­день), ино­гда – к пе­рио­ду ме­ж­ду Воз­не­се­ни­ем и Трои­цей (см. так­же Се­мик) или к Пре­по­ло­ве­нию Пя­ти­де­сят­ни­цы. По нар. по­верь­ям, в это вре­мя на зем­лю воз­вра­ща­ют­ся ду­ши умер­ших, гл. обр. не­ес­те­ст­вен­ной смер­тью («не­чис­тых», «за­лож­ных» по­кой­ни­ков, осо­бо по­ми­нае­мых на Се­мик и Тро­иц­кую ро­ди­тель­скую суб­бо­ту), в ви­де ру­са­лок. Этот пе­ри­од счи­та­ет­ся опас­ным и не­бла­го­при­ят­ным для разл. за­ня­тий, осо­бен­но для пря­де­ния, тка­че­ст­ва, пле­те­ния. Во вре­мя Р. до­ма, церк­ви, клад­би­ща ук­ра­ша­ли зе­ле­нью, уст­раи­ва­ли об­ря­ды для пре­ду­пре­ж­де­ния за­су­хи, гра­да и т. п. В Юго-Вост. Ев­ро­пе со­вер­ша­лись об­ход­ные об­ря­ды груп­па­ми мо­ло­дых муж­чин (у юж. сла­вян так­же на­зы­ва­лись «Р.», у вост.-ром. на­ро­дов – кэ­лу­ша­ра­ми) с пал­ка­ми, де­рев. ме­ча­ми и т. п. для из­гна­ния «ру­саль­ских» бо­лез­ней (мес­та­ми назв. «Р.» пе­ре­но­си­лось так­же на по­доб­ные об­ря­ды во вре­мя Свя­ток). В юж.-рус. ре­гио­не и на вос­то­ке укр.-бе­ло­рус. по­гра­ни­чья Р. за­вер­ша­лись ри­туа­лом «про­во­дов ру­сал­ки» (во Вла­ди­мир­ской губ. и По­вол­жье – Ко­ст­ро­мы, в юж.-рус. ре­гио­не – так­же Ку­куш­ки и т. п.), ко­то­рую пред­став­ля­ла де­вуш­ка с рас­пу­щен­ны­ми во­ло­са­ми, в не­под­поя­сан­ной ру­ба­хе, ук­ра­шен­ная зе­ле­нью, цве­та­ми и вен­ка­ми, ино­гда – с об­ма­зан­ным са­жей ли­цом, вер­хом на ко­чер­ге и т. п., а так­же чу­че­ла и др.; ино­гда этот об­ряд ис­пол­ня­ли толь­ко де­вуш­ки и мо­ло­дые жен­щи­ны, и он со­про­во­ж­дал­ся кум­ле­ни­ем (см. в ст. По­се­ст­рим­ст­во).

Лит.: Ви­но­гра­до­ва Л. Н. Ру­са­лии // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 2009. Т. 4; Агап­ки­на Т. А. Ру­саль­ная не­де­ля // Там же.

Вернуться к началу