СВЯ́ТКИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВЯ́ТКИ (вост.-слав. святые вечера, свечки, коляды; болг. мръсни дни, погански дни; зап.-слав. Gody, Hody; нем. zwölf Weihnachtstage, франц. Temps de Noёl, англ. Christmastide, сканд. Юль и др.), цикл обрядов зимнего солнцестояния у народов Европы и Америки. Приурочен к 12-дневному периоду между Рождеством Христовым [25.12(7.1)] и Крещением Господним [6(19).1; в зап. церковной традиции в этот день отмечается Эпифания – поклонение волхвов Младенцу Христу]. В широком смысле к святочному циклу относятся также обряды предрождественского периода – дни памяти ап. Андрея [30.11(13.12), в зап. традиции – начало Рождественского поста, или Адвента], вмц. Варвары [4(17).12], свт. Николая Мирликийского [6(19).12], св. Люции [13(26).12] и сщмч. Игнатия Богоносца [20.12(2.1)]. Первый период С. от Рождества до Нового года [1(14.1); в Римско-католич. церкви – Октава Рождества] считался наиболее значимым; после Нового года наступал период, воспринимавшийся как время особенной активности нечистой силы (вост.-слав. «страшные вечера»). По поверьям (особенно характерным для Вост. Европы), на время С. на землю выходят души умерших (см. Предков культ) и нечистая сила (ведьмы, оборотни; греч. Калликантзарос, слав. Карачун, юж.-слав. мръсницы, поганци, караконджулы, на Рус. Севере и в Сибири — шуликуны, куляши и др.); к святочной демонологии восходит образ «святочного деда» (см. Санта-Клаус). С активностью нечистой силы связаны обычаи ряжения и гаданий на С., с контактами с духами умерших – поминальные блюда из крупы или муки (кутья, каша, пудинг, овсяный кисель, блины, особый хлеб – укр. крачун, сербски баднячки колач, чесница и т.п.; см. в ст. Поминки); на встречу с посланцами «потустороннего мира» указывают обычаи колядования, полазника, болг. сурвакар и т. п. Для С. характерно также обилие мясной пищи (свинина, фаршированная птица и т.п.), местами – рыба (карп – в Чехии, Польше, Литве), особое печенье (пряники пипаркукас у латышей, кучюкай у литовцев и т.п.); в Центр. Европе готовят тонкие вафли из муки и воды («облатки»), иногда с отпечатанными на них рождественскими изображениями и символами. В католич. традиции на С. устраивают кукольные многофигурные композиции на тему Рождества, в 18–19 вв. распространившиеся и за пределами католич. стран (итал. пресепио, исп. беленисмо, франц. сантон, кэш-де-Ноэль, польск. шопка, вост.-слав. вертеп), давшие начало театрализов. представлениям типа вертепа. Жилище на С. украшают снопами соломы или сена; пучками из ниток, соломы, перьев и т. п. («пауки»), вырезанными из бумаги узорами (польск. выцинанки); ветками вечнозелёных растений (хвойных, остролистного падуба, каменного дуба, лавра, омелы) либо расцветшими в тепле ветками фруктовых деревьев или украшают целое дерево (с 19 в. повсеместно ставят ель); на стол ставят пророщенные зёрна; в Зап., Юж. и Юго-Вост. Европе один из гл. святочных символов – сжигаемое в очаге полено или дерево (у юж. славян – бадняк). Все святочные атрибуты убирались в канун (сочельник) Крещения; у вост. славян для очищения от ритуальной нечистоты участников святочных обрядов был распространён обычай купания в освящённой крещенской проруби («Иордани»). Фольклорные представления о С. отражены в литературе («Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира и др.).