СА́НТА-КЛА́УС
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СА́НТА-КЛА́УС (Santa Claus), святочный персонаж у американцев. Культ С.-К. принесён в Америку голл. колонистами (нидерл. Синтерклаас). У народов Зап. Европы в образе «рождественского деда» (нем. Вайнахтсман, англ. Фатер Кристмас, норв. Юлениссен, франц. Пер-Ноэль и т. п.) слились черты св. Николая Мирликийского, почитаемого в народе как чудотворец, покровитель детей и даритель подарков, с дохристианским божеством, ассоциируемым с зимним солнцестоянием (см. Святки) и представляемым в виде странника и всадника (ср. Один), награждающего добрых и наказывающего злых. В период Реформации обряды, связанные с С.-К., были перенесены с Дня св. Николая (6 декабря) на Рождественский сочельник (24 декабря); иногда С.-К. сопровождает демонич. спутник (центр.-европ. Крампус, нем. Клаусяген, Хёрнер-Никель, Кнехт Рупрехт и др.). После выхода в 1823 в США детской поэмы К. К. Мура «Ночь перед Рождеством, или Визит святого Николая» сформировался сказочный образ С.-К., летящего по небу в санях, запряжённых оленями, посещающего дома и дарящего детям подарки. В 1860–80-х гг. карикатурист ж. «Харперс» Т. Наст издал серию рисунков, на которых изобразил С.-К. весёлым стариком. Образ С.-К., одетого в красные штаны, полушубок и колпак, получил популярность по всему миру благодаря рисункам Х. Сандблома для рекламы компании «Кока-кола» в 1931.
В России в гор. среде к кон. 19 в. под влиянием европ. представлений о С.-К. и вост.-слав. фольклорного героя (Мороз, Морозко), переработанного в произведениях Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, сложился образ аналогичного святочного персонажа – Деда Мороза. С 1936, наряду с рядом др. старых рождественских атрибутов, Дед Мороз вошёл в символику празднования Нового года в СССР.