Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́НТА-КЛА́УС

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 373-374

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Санта-Клаус. Рисунок Т. Наста.

СА́НТА-КЛА́УС (Santa Claus), свя­точ­ный пер­со­наж у аме­ри­кан­цев. Культ С.-К. при­не­сён в Аме­ри­ку голл. ко­ло­ни­ста­ми (ни­дерл. Син­терк­ла­ас). У на­ро­дов Зап. Ев­ро­пы в об­ра­зе «ро­ж­де­ст­вен­ско­го де­да» (нем. Вай­нахтс­ман, англ. Фа­тер Кри­ст­мас, норв. Юле­нис­сен, франц. Пер-Но­эль и т. п.) сли­лись чер­ты св. Ни­ко­лая Мир­ли­кий­ско­го, по­чи­тае­мо­го в на­ро­де как чу­до­тво­рец, по­кро­ви­тель де­тей и да­ри­тель по­дар­ков, с дох­ри­сти­ан­ским бо­же­ст­вом, ас­со­ции­руе­мым с зим­ним солн­це­стоя­ни­ем (см. Свят­ки) и пред­став­ляе­мым в ви­де стран­ни­ка и всад­ни­ка (ср. Один), на­гра­ж­даю­ще­го до­б­рых и на­ка­зы­ваю­ще­го злых. В пе­ри­од Ре­фор­ма­ции об­ря­ды, свя­зан­ные с С.-К., бы­ли пе­ре­не­се­ны с Дня св. Ни­ко­лая (6 де­каб­ря) на Ро­ж­де­ст­вен­ский со­чель­ник (24 де­каб­ря); ино­гда С.-К. со­про­во­ж­да­ет де­мо­нич. спут­ник (центр.-ев­роп. Крам­пус, нем. Клау­ся­ген, Хёр­нер-Ни­кель, Кнехт Ру­прехт и др.). По­сле вы­хо­да в 1823 в США дет­ской по­эмы К. К. Мура «Ночь пе­ред Ро­ж­де­ст­вом, или Ви­зит свя­то­го Ни­ко­лая» сфор­ми­ро­вал­ся ска­зоч­ный об­раз С.-К., ле­тя­ще­го по не­бу в са­нях, за­пря­жён­ных оле­ня­ми, по­се­щаю­ще­го до­ма и да­ря­ще­го де­тям по­дар­ки. В 1860–80-х гг. ка­ри­ка­ту­рист ж. «Хар­перс» Т. Наст из­дал се­рию ри­сун­ков, на ко­то­рых изо­бра­зил С.-К. ве­сё­лым ста­ри­ком. Об­раз С.-К., оде­то­го в крас­ные шта­ны, по­лу­шу­бок и кол­пак, по­лу­чил по­пу­ляр­ность по все­му ми­ру бла­го­да­ря ри­сун­кам Х. Сан­дб­ло­ма для рек­ла­мы ком­па­нии «Ко­ка-ко­ла» в 1931.

В Рос­сии в гор. сре­де к кон. 19 в. под влия­ни­ем ев­роп. пред­став­ле­ний о С.-К. и вост.-слав. фольк­лор­но­го ге­роя (Мо­роз, Мо­роз­ко), пе­ре­ра­бо­тан­но­го в про­из­ве­де­ни­ях Н. А. Не­кра­со­ва и А. Н. Ост­ров­ско­го, сло­жил­ся об­раз ана­ло­гич­но­го свя­точ­но­го пер­со­на­жа – Де­да Мо­ро­за. С 1936, на­ря­ду с ря­дом др. ста­рых ро­ж­де­ст­вен­ских ат­ри­бу­тов, Дед Мо­роз во­шёл в сим­во­ли­ку празд­но­ва­ния Но­во­го го­да в СССР.

Лит.: Ви­но­гра­до­ва Л. Н. Мо­роз // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 2004. Т. 3; Ива­но­ва-Бу­чат­ская Ю. В. Не­мец­кое Ро­ж­де­ст­во: тра­ди­ци­он­ные ком­по­нен­ты, пред­ме­ты и сим­во­лы в кол­лек­ци­ях и ар­хив­ных ма­те­риа­лах МАЭ // Куль­тур­ное на­сле­дие на­ро­дов Ев­ро­пы. СПб., 2011.

Вернуться к началу