«КО́КА-КО́ЛА»
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«КО́КА-КО́ЛА» («Coca-Cola Co.»), транснациональная корпорация, выпускающая и продающая безалкогольные напитки и сиропы. Штаб-квартира – в г. Атланта (штат Джорджия, США).
Вкусовую основу безалкогольного сильногазированного напитка «кока-кола» составляет сироп, рецептура которого была предложена в 1886 фармацевтом Дж. Пембертоном, работавшим в Атланте. Сироп изготовляли из листьев коки и орехов тропич. дерева колы и изначально продавали как лекарственное средство от нервных расстройств; его первые продажи производились в одной из аптек Атланты через автомат, в котором газированная вода смешивалась с сиропом. Логотип и назв. для напитка придуманы партнёром и бухгалтером Пембертона – Ф. Робинсоном. В первый год реализовывалось не более 9 порций напитка в день, и создатель рецепта, не видя особой перспективы для этого продукта, по частям распродавал связанный с ним бизнес. Незадолго до своей смерти, в 1888, Пембертон продал все оставшиеся у него активы А. Кандлеру, который в 1889 объявил себя единоличным владельцем «К.-к.», хотя ему удалось сосредоточить в своих руках б. ч. активов только в 1891. В 1892 продажи сиропа возросли в 10 раз. В том же году вместе с партнёрами по бизнесу он учредил предприятие под назв. «Компания Кока-кола», а в 1893 в патентном бюро была зарегистрирована соответствующая торговая марка. В 1894 открыт первый за пределами Джорджии завод по произ-ву сиропа – в Далласе (штат Техас). В 1895 произ-во наладили в Чикаго (штат Иллинойс) и Лос-Анджелесе (штат Калифорния), а продажи сиропа стали осуществляться по всей территории США. В 1899 начался массовый розлив напитка в бутылки. За последующие 20 лет количество заводов по розливу кока-колы возросло с двух до тысячи. Однако рост продаж и повсеместная популярность напитка сопровождались произ-вом разл. рода подделок. Одним из эффективных способов борьбы с недобросовестными конкурентами стала предложенная в 1916 компанией «The Root Glass Company» бутылка с непохожим на другие, характерным контуром. Немного изменившаяся бутылка такой формы и поныне часть фирменного стиля компании.
В 1919 группа инвесторов во главе с Э. Вудруффом и У. Брадли выкупила «К.-к.» за 25 млн. долл. Четыре года спустя компанию возглавил Р. Вудруфф, сын Э. Вудруффа. С его руководством началось безусловное лидерство компании в отрасли. «К.-к.» демонстрировала новаторский подход и в произ-ве напитков, и в продвижении их по всему миру. В 1900-х гг. «К.-к.» имела свои заводы на Кубе, в Панаме, Пуэрто-Рико, на Филиппинах и Гуаме. В 1920 открылся первый европ. завод – во Франции. Продукция компании «К.-к.» впервые появилась в СССР в 1979, когда страна готовилась к проведению летних Олимпийских игр в Москве. Однако полномасштабное присутствие компании на постсоветском пространстве началось в 1988. Общий объём инвестиций, произведённых компанией в рос. экономику, превысил 1,8 млрд. долл. США. В нач. 21 в. продукция компании «К.-к.» выпускается более чем в 200 странах, она владеет почти 450 торговыми марками. По оценкам экспертов, 1,5 млрд. чел. ежедневно потребляют напитки, произведённые этой компанией.
Общее число занятых в компании «К.-к.» составило ок. 90 тыс. чел., её рыночная стоимость более 145 млрд. долл. (нач. 2008). Акции компании котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже: входили в пром. индекс Доу – Джонса в 1932–35, вновь включаются в него с 1987 до настоящего времени.