ПРЕ́ДКОВ КУЛЬТ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРЕ́ДКОВ КУЛЬТ, религиозное почитание умерших прародителей. П. к. тесно связан с погребальным культом (см. в ст. Погребение) и представлениями о загробном мире. Умершие представлялись существами, которые, перейдя в иной (сакральный) мир, обретают сверхъестественные возможности и присоединяются к пантеону родовых духов, становясь звеньями цепи, связывающей живых с реальными и мифич. родоначальниками, а также с др. сверхъестественными существами. Обычно к почитаемым предкам причислялись только умершие «правильной» смертью (в отличие от «нечистых» покойников – самоубийц, колдунов и т. п.). Распространены представления о сезонном возвращении предков (или их душ) на землю (гл. обр. в периоды зимнего и летнего солнцестояний, а также весной и осенью – см. Календарные обряды; на этой идее во многом основана символика Нового года), о возрождении предков во вновь рождающихся поколениях (см. Реинкарнация). Живые были обязаны исполнять для умерших («родителей», «дедов») строго предписанные обряды (см. Поминки), пренебрежение которыми влекло за собой месть предков, в силу чего они часто воспринимались одновременно и как благодетельные существа (покровители дома и очага, защитники рода), и как опасные, вредоносные и мстительные духи, контакт с которыми требовал осторожности и точного следования правилам. П. к. был связан также с умершими давно прошедших поколений и мифологизиров. прародителями, часто выступающими в роли культурных героев и тотемич. предков (см. в ст. Тотемизм). Иногда мифич. прародители переосмысливаются как божества плодородия (см. в ст. Плодородия культ), богини-матери (как древнейшие изображения таких божеств обычно интерпретируются «Венеры палеолита»), либо как божества – хозяева загробного мира. П. к. получил особенное развитие во многих патриархальных обществах (у древних римлян, китайцев и др.), а также в рамках мужских домов, мужских союзов и тайных союзов (об обрядах, посвящённых П. к., см., напр., Качина, Охота за головами); в ряде традиц. обществ (в Африке, Меланезии, на Новой Гвинее) он становится господствующей формой верований. С формированием потестарной организации особое значение приобретает культ родовых предков-предводителей (бигменов, вождей, правителей), понимавшихся как родоначальники всего народа; в раннегосударств. образованиях он часто превращается в гос. культ.
В истории антропологии (начиная с Г. Спенсера, Ю. Липперта и др.) П. к. часто рассматривался как первичная форма религии. В отеч. антропологии (С. А. Токарев и др.), напротив, существовала теория позднего происхождения П. к., связывавшая его с патриархально-родовым строем.