ПОГРЕБЕ́НИЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОГРЕБЕ́НИЕ (погребальный обряд), комплекс ритуалов, сопровождающих смерть человека, один из жизненного цикла обрядов.
Как всякий переходный обряд, П. проходит три стадии: подготовка П., собств. П. и послепогребальные – поминальные обряды (поминки). Подготовка П. включает: прижизненное приготовление к смерти, заготовку места П., погребального инвентаря и т. п.; сегрегацию – ограничение контактов с покойным и участниками П.; приготовление тела умершего к П. (омовение, бальзамирование, облачение в особую одежду и т. п.), бдение при нём и др. обряды.
Выбор способа собств. П. зависит от представлений данной культуры о природной стихии, в наибольшей степени связанной со смертью и миром духов, – земле, огне, воде, пустыне, лесе и т. п. Наиболее распространённая форма П. – подземное П. в могиле (похороны, трупоположение, ингумация), известно с периода Мустье. Могилой может служить также пещера (скальное П.), древесное дупло и т. п. полая ёмкость; в ритуале с ней часто ассоциируется печь. С неолита распространяется П. в форме трупосожжения (кремации); остатки кремации могут захоранивать в землю, развеивать по воздуху, помещать в урну погребальную и т. п. Существуют также наземные (в т. ч. покойников могут оставлять в пустыне, лесу, тундре, а также в собств. доме, который родственники покидают) и воздушные (на помосте, дереве и т. п.; ср. также описание ниже воздушных П. в зороастризме) П.; после того как тело истлеет, кости могут перезахоранивать (вторичные П.) в могиле (см., напр., Наус), воде и т. п. Вторичные П. иногда совершаются и при подземном П. Возможны П. в водной стихии (на плоту, в лодке и т. п.). Для П. могут сооружать гробницу, тело помещать в гроб, керамич. сосуд, корзину, лодку, колёсную повозку, сани и т. п.; место подземного П. отмечать надгробием. П. обычно сопровождается молитвами, плачем, хвалебными или обращёнными к покойному речами (напр., античные эпитафии), а также праздником с торжеств. процессией, жертвоприношением (людей, животных, пищи, вещей), пиром, исполнением эпоса, танцами, театрализов. представлениями (иногда с «участием» самого покойника, представленного своим ритуальным заместителем), спортивными и воен. играми (см., напр., Гладиаторы). Сложность и богатство П. зависят от статуса умершего (наиболее почётный ритуал совершался при П. вождей, правителей и т. п., наименее почётный – при П. детей).
Осн. содержание погребального обряда – представление о покойнике как о представителе иного мира и божестве (см. также Предков культ), одновременно благодетельном (в т. ч. обеспечивающем плодородие; см. в ст. Плодородия культ) и опасном для живых. Цель П. одновременно и установить контакт с умершим (покойника «кормят», приглашают «в гости» и т. п.), и предотвратить его (покойника связывают, придавливают камнями, пронзают копьём, обезглавливают и т. п.; погребальный инвентарь ломают, участники П. проходят ритуальное очищение, вещи покойного уничтожаются и т. д.). Также и тело покойного стремятся и уничтожить (напр., путём сожжения), удалить либо изолировать в могиле, и сохранить – целиком (в виде мумии), частично (напр., только голову, – см. в ст. Черепов культ) либо воссоздать его облик (в форме портрета, маски, моделировки глиной лица на черепе, антропоморфных саркофага, урны, надгробия и т. п.). Религиозно-магич. отношение к умершим отражается также в обряде эндоканнибализма (см. в ст. Каннибализм), использовании частей тела умершего или его вещей как апотропеев (оберегов) и др. От правильного исполнения П. зависит судьба умершего в загробном мире; в противном случае он может мстить живым. Участь покойника понимается как трудное и опасное путешествие (отсюда значение для П. средств передвижения), погребальный обряд должен обеспечить его и предотвратить «возвращение» покойника к живым.
П. имитируется в некоторых элементах др. обрядов жизненного цикла (особенно свадьбы, родильных обрядов) и календарных обрядов (напр., «похороны» Карнавала, Масленицы и т. п.).
Погребение в индуизме
В индуизме погребальные традиции связаны с ритуальным сопровождением перехода души в иной мир (санскара антьешти); неправильно совершённые обряды могут привести к тому, что душа усопшего станет неприкаянной и будет досаждать людям. Над умирающим читаются фрагменты гимнов из Вед и стихи из «Бхагавадгиты» и «Рамаяны», около него должен гореть огонь. Мёртвое тело считается нечистым, поэтому контакты с ним сводят к минимуму. Покойного обмывают, срезают волосы, стригут ногти, одевают в новую одежду или обёртывают саваном и на носилках несут к месту кремации (шмашана), обычно рядом с водоёмом. Чтобы отогнать злых духов, участники похоронной процессии кричат, танцуют, взрывают хлопушки. Тело усопшего помещается на костёр ногами на юг (сторона царства мёртвых). Один из родственников (обычно старший сын покойного), окропив костёр священной водой, поджигает его с помощью факела, зажжённого от домашнего очага. По верованиям индуистов, бог огня (Агни) помогает душе освободиться из темницы тела и перейти в иной мир. Существовал обычай сожжения вдовы вместе с умершим мужем (сати). Во время горения костра родственники уходят с места кремации не оборачиваясь. Умерших детей, беременных женщин и жертв эпидемий хоронят в земле или погружают в реку; также хоронят в земле (в сидячем положении) отшельников и духовных лидеров. Через день или два гл. родственник умершего возвращается на место кремации, чтобы совершить обряд астхисанчаяна («обряд собирания костей»): остатки кремации кладёт в урну, которую погружает в реку или (реже) зарывает в землю. В траурный период (обычно 13 дней) члены семьи умершего совершают ритуальные омовения, им запрещаются жертвоприношения богам, чтение Вед, общение с др. людьми и прочее. Поминки обычно проводятся на 3, 5, 7 и 9-й день после смерти.
В буддизме погребальные обряды сильно разнятся. У тибет. народов часто предпочтение отдаётся т. н. воздушному П.: оставление расчленённого трупа на съедение стервятникам. В последующие 7 нед (время переходного состояния между смертью и новым перерождением) проводятся поминальные обряды, способствующие благоприятному перерождению души (обычно каждый 7-й день): поются спец. молитвы, в которых душе рассказывают, что ей делать, как проходить испытания, с которыми она встречается. Для священнослужителей в зависимости от их ранга существуют особые правила П.: одних сжигают, и их пепел замешивается с лекарственным сырьём для использования при лечении, других вываривают в масле, надевают на них одежду и маску на лицо, замуровывают в погребальную ступу.
У монголов и бурят к умирающему обычно приглашают ламу, который, составив гороскоп умирающего, определяет положенные обряды и молитвы, а также кому и когда следует хоронить усопшего. Раньше тело могло оставляться в безлюдном месте на съедение диким животным, ныне чаще всего проводится ингумация или кремация. Лама просит стихию принять тело, после чего проводятся очистит. молитвы и обряды.
Погребение в зороастризме
По правилам зороастризма ингумация и кремация запрещены, т. к. считаются осквернением земли и огня. Умирающему в присутствии приглашённых жрецов необходимо прочитать покаянную молитву или хотя бы короткую мантру «Ашем Воху» («Истина – высшее благо»). Смерть человека, не сумевшего её прочитать, считается несчастливой и требует долгого ношения траура. П. проводят обычно в день смерти. Спец. служители (насасалары) совершают омовение тела в коровьей моче (гомез) и воде, пеленают его в саван, кладут на носилки и относят в особую «башню молчания» (дахму) без крыши. Там в течение 4 дней тело должны до костей обглодать стервятники, после чего кости помещают в оссуарий или в спец. колодец внутри башни. Помещение, где находился умерший, тщательно моют и окропляют коровьей мочой, в нём должен обязательно гореть огонь, туда запрещается входить в течение определённого срока. В течение 3 дней родственники молятся и проводят дома или в храме огня спец. обряды, призванные помочь душе умершего перейти в иной мир. Поминки проводятся также на 3, 10, 30-й день, через год после смерти и позднее. Ныне покойных часто помещают в забетонированные гробы во избежание контакта с землёй или кремируют электрич. током. Дахмы сохраняются у инд. парсов, снабжённые спец. солнечными панелями для скорейшего обезвоживания и разложения тел.
Погребение в иудаизме
В иудаизме правильное совершение П. считается важным элементом веры в физич. воскресение людей, связанное с приходом Мессии. В талмудич. период возникли общинные погребальные братства (хевра кадиша). Покойному закрывают все телесные отверстия. У изголовья ставят свечу (нер). Тело обмывают (раньше натирали маслом и ароматными снадобьями), облачают в саван из белой ткани (тахрихим), мужчин также в талит. П. должно совершаться как можно быстрее, желательно в день смерти; в субботу (шабат) и Йом киппур П. запрещено. Практикуется только погребение в землю. Возможно захоронение без гроба, но в большинстве случаев с древности тело кладётся в гроб, нередко без крышки или без дна, чтобы ускорить разложение тела. В некоторых общинах было принято класть тело головой или ногами в сторону Иерусалима. В диаспоре был распространён обычай класть в могилу горсть земли из Израиля. Самый глубокий траур соблюдается 3 дня, затем поминание проводится на 7-й и 30-й день после смерти. Ближайшие родственники в течение 7 дней после П. проводят обряд шива – надрывают одежду, остаются дома, воздерживаются от работы и развлечений. Сыновья умершего должны в течение года произносить поминальную молитву (кадиш). Принято отмечать годовщину смерти родителей (йорцайт).
Погребение в христианстве
В разл. направлениях христианства погребальный обряд имеет свои особенности. У православных и католиков над умирающим священник совершает таинство елеосвящения, исповедует и причащает его (у католиков последнее причащение имеет особое назв. «viaticum» – напутствие), непосредственно в момент отхода души от тела читается канон «при разлучении души от тела» (отходная молитва).
По православной традиции покойного обмывают, гроб с телом ставят на стол головой на восток, умершего накрывают до пояса саваном – белым покрывалом с изображением Распятия, на лоб кладут т. н. венчик – бумажную или тканевую полоску с изображением Деисуса и текстом Трисвятого, руки складывают крестообразно на груди, в левую руку вкладывают крест, на грудь кладут икону. Вокруг покойного крестообразно зажигают свечи (у головы, у ног, две свечи по бокам с обеих сторон). Над телом непрерывно читают Псалтирь, а также канон «Последование по исходе души от тела». Гроб с телом выносят ногами вперёд. Отпевание совершается в первые дни (желательно на 3-й день) после смерти. Существуют разл. чины отпевания в зависимости от возраста и сана умершего: мирских людей, младенцев, монахов, священников, архиереев. До и после П. об усопшем совершаются панихиды и литии. Перед закрытием гроба усопший крестообразно посыпается освящённой землёй. Покойного кладут в могилу головой на запад, чтобы его лицо во время Второго пришествия Иисуса Христа было обращено к Спасителю, грядущего с востока. Над могилой устанавливается крест. В православной Церкви кремацию допускают как вынужденную меру. Поминки проводятся в день похорон, на 9-й, 40-й день после смерти и в годовщину смерти. Траур продолжается от 40 дней до года после смерти.
В католицизме не принято совершать спец. процедуры омовения, хотя возможно бальзамирование. Покойного облачают обычно в тёмные одежды, умерших детей – в белые. Допускается положение в гроб личных вещей покойного. При опускании гроба в могилу присутствующие бросают в могилу цветы и горсти земли. Не соблюдается строгая фиксация расположения могил относительно частей света; надгробные памятники принято ставить в изголовье. Кремация разрешена с 1960. Поминки проводятся на 3, 7 и 30-й день после смерти.
Во многих протестантских деноминациях помазание елеем, исповедь и причащение (там, где оно признаётся таинством) не считаются обязательными. Проводится церемония прощания с умершим в церкви. П. обычно совершается в присутствии пастора. Широко применяется кремация.
Погребение в исламе
По правилам ислама умирающего поворачивают лицом к Каабе, шепчут на ухо исповедание веры (шахада) и читают над ним суру Корана «Я Син». После смерти покойному закрывают глаза и лицо, складывают руки на груди, тело обмывают и заворачивают в саван, обычно белого или зелёного цвета. П. положено совершать в день смерти, умерших после захода солнца хоронят на следующий день. Тело опускают в могилу без гроба, лицом к Каабе; так же ориентированы и надмогильные сооружения. В мечети или на кладбище совершают заупокойную молитву (джаназа), читают суры из Корана. Ислам порицает чрезмерный траур и украшение могил. Поминки проводятся на 3, 7, 40, 52-й день и в годовщину смерти.