Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́СКА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 270-271

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Б. Медникова, Е. В. Смирницкая

МА́СКА (франц. masque, от итал. másche­ra), на­де­вае­мое на че­ло­ве­ка изо­бра­же­ние ино­го су­ще­ст­ва (че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го и др.). М. из­го­тав­ли­ва­ют­ся из де­ре­ва, ко­ры, гли­ны, гип­са, кар­то­на, тка­ни, ко­жи, ме­тал­ла и др. Ча­ще все­го на­де­ва­ет­ся на го­ло­ву в ви­де на­клад­ки на ли­цо (М.-ли­чи­на) или го­лов­но­го убо­ра, пол­но­стью скры­ваю­ще­го го­ло­ву (М.-шлем; рис., 4, 7) ли­бо во­дру­жае­мо­го на те­мя (М.-на­го­лов­ник; рис., 5); М. мо­жет также скры­вать всё те­ло или его часть. Ино­гда М. но­сят в ру­ках уча­ст­ни­ки про­цес­сий, вы­став­ля­ют, по­ме­ща­ют на по­строй­ках или разл. пред­ме­тах (мас­ка­рон); М.-ли­чи­ны мо­гут по­ме­щать­ся на гру­ди и спи­не. Роль М. мо­жет вы­пол­нять рас­крас­ка или та­туи­ров­ка ли­ца (см. в ст. Кос­ме­ти­ка). Час­то М. при­об­ре­та­ют схе­ма­ти­зи­ров. и ор­на­мен­та­ли­зи­ров. фор­му (как пра­ви­ло, обя­за­тель­ны изо­бра­же­ния глаз, но­са, рта; рис., 6, 8); ино­гда М.-ли­чи­на об­ра­зу­ет­ся за счёт зер­каль­но-сим­мет­рич­но­го уд­вое­ния ор­на­мен­таль­но­го мо­ти­ва.

Осн. ри­ту­аль­ное на­зна­че­ние М. – пре­об­ра­же­ние че­ло­ве­ка, на ко­то­ро­го она на­де­та, в изо­бра­жае­мое су­ще­ст­во (с этим её ка­че­ст­вом свя­за­но при­ме­не­ние М. для мас­ки­ров­ки на охо­те); см. так­же Ря­же­ние. От­сю­да ис­поль­зо­ва­ние М. в те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ни­ях (дав­ших на­ча­ло маске те­ат­раль­ной) и тан­цах (тан­це­валь­ная М.). В ка­че­ст­ве «ожив­ше­го» во­пло­ще­ния бо­же­ст­ва М. долж­на вну­шать страх – с чем свя­за­но её апо­тро­пеи­че­ское (за­щит­ное) зна­че­ние, функ­ция от­ра­же­ния вре­до­нос­но­го ма­гич. влия­ния. За­щит­ное зна­че­ние М. от­ра­же­но в изо­бра­же­нии мас­ка­ро­нов на во­ин­ских дос­пе­хах (пан­ци­рях, щи­тах и др.), а так­же во вклю­че­нии М. в кон­ст­рук­цию шле­мов, пре­сле­дую­щем как прак­тич., так и ма­гич. цель. Функ­ция М. за­кры­вать, скры­вать че­ло­ве­ка от зри­те­лей при­об­ре­та­ет ве­ду­щую роль в пе­ре­ход­ных об­ря­дах: та­кое зна­че­ние име­ют по­гре­баль­ная М., а так­же М., на­де­вае­мая на ини­ции­руе­мо­го (см. Ини­циа­ция), обы­чай за­кры­вать ли­цо не­вес­ты и др. Ма­гич. роль М. как во­пло­ще­ния че­ло­ве­ка пе­ре­пле­та­ет­ся с че­ре­пов куль­том и обы­ча­ем мо­де­ли­ро­ва­ния ли­ца на че­ре­пе у па­пуа­сов, ме­ла­не­зий­цев и др. (рис., 3). Древ­ней­шие изо­бра­же­ния пер­со­на­жей в М. из­вест­ны в на­скаль­ной жи­во­пи­си верх­не­го па­лео­ли­та (см., напр., илл. к ст. Зоо­мор­физм).

Маски: 1 – погребальная "маска Агамемнона" из Микен (золото). 1-я пол. 16 в. до н. э. Национальный археологический музей (Афины); 2 – погребальная маска из Пирамиды Луны (культура Мочика, ...

По­гре­баль­ные мас­ки (П. м.). Обы­чай за­кры­вать ли­цо по­кой­но­го М. был рас­про­стра­нён на Ближ­нем Вос­то­ке, в Ев­ро­пе, Центр. Азии, на Даль­нем Вос­то­ке, в Ме­зо­аме­ри­ке, Юж. Аме­ри­ке и др. Счи­та­ет­ся, что в ря­де куль­тур П. м. ис­поль­зо­ва­лась как сред­ст­во пе­ре­хо­да в «цар­ст­во мёрт­вых». К древ­ней­шим (не позд­нее сер. 7-го тыс. до н. э.) П. м. от­но­сят че­ре­па с гли­ня­ной или гип­со­вой мо­де­ли­ров­кой час­тей ли­ца, ин­кру­ста­ци­ей глаз мор. ра­ко­ви­на­ми, ими­та­цией во­лос би­ту­мом и т. д. в сло­ях «до­ке­ра­ми­че­ско­го» не­оли­та Ие­ри­хо­на. Схо­жие тра­ди­ции (П. м. в ви­де гли­ня­ной мас­сы, на­кла­ды­вав­шей­ся на пред­ва­ри­тель­но очи­щен­ный от мяг­ких тка­ней че­реп) из­вест­ны в сред­нем брон­зо­вом ве­ке вост.-ев­роп. сте­пей – в ин­гуль­ской ка­та­комб­ной куль­ту­ре. На мо­гиль­ни­ке Звей­ние­ки II (тер­ри­то­рия совр. Лат­вии; ок. 3450–3150 до н. э.) най­де­ны по­гре­бе­ния с ян­та­рём в глаз­ни­цах и гли­ня­ны­ми мас­ка­ми на ли­цах. В Юж. Си­би­ри для позд­ней та­гар­ской куль­ту­ры ти­пич­на мо­де­ли­ров­ка очи­щен­но­го че­ре­па гли­ной, по­верх ко­то­рой на­кла­ды­ва­лись М.; позд­нее, в таш­тык­ской куль­ту­ре, ис­поль­зо­ва­лись рас­кра­шен­ные П. м. из гип­со­вид­но­го ма­те­риа­ла, ино­гда име­ющие вид скульп­тур­ных изо­бра­же­ний. При­сут­ст­вие в мо­ги­ле М., да­же не за­кры­ваю­щей ли­цо, мог­ло обо­зна­чать осо­бый ста­тус по­кой­но­го (напр., де­ре­вян­ная М. в по­гре­бе­нии ша­ман­ки на мо­гиль­ни­ке Эк­вен древ­не­бе­рин­го­мор­ской куль­ту­ры). Ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны П. м. из дра­го­цен­ных ма­те­риа­лов: от сре­ди­зем­но­мор­ских тра­ди­ций [в эгей­ской куль­ту­ре, напр., «мас­ка Ага­мем­но­на» в Ми­ке­нах (рис., 1), у эт­ру­сков, в Древ­н­ем Ри­ме, на Бос­по­ре, напр., «мо­ги­ла с мас­кой» в Пан­ти­ка­пее] до Центр. Азии (напр., Шам­си, см. в ст. Кир­ги­зия, Ис­то­рич. очерк) и Даль­не­го Вос­то­ка (Хань­ские им­пе­ра­тор­ские нек­ро­по­ли, Ляо­ские нек­ро­по­ли и др.). Осо­бую роль П. м. иг­ра­ли в куль­тах Егип­та Древ­не­го в свя­зи с пред­став­ле­ния­ми о Ка (внеш­нем об­ра­зе-ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, су­ще­ст­вую­щем и по­ми­мо че­ло­ве­ка, ес­ли есть его изо­бра­же­ние), эта тра­ди­ция бы­ла про­дол­же­на в фай­юм­ских порт­ре­тах. По­гре­баль­ный ри­ту­ал с мас­кой под­роб­но опи­сан др.-рим. ав­то­ра­ми: умер­ше­го рим­ля­ни­на с на­де­той на не­го мас­кой в со­про­во­ж­де­нии ак­тё­ров в мас­ках (imagines) его пред­ков вы­став­ля­ли на фо­ру­ме во вре­мя про­из­не­се­ния по­хваль­но­го сло­ва. П. м. мог­ла не по­ме­щать­ся в мо­ги­лу, а со­став­лять часть над­гроб­но­го па­мят­ни­ка, хра­нить­ся в ал­та­рях и т. п.

Лит.: Ав­де­ев А. Д. Мас­ка // Сб. Му­зея ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии АН СССР. 1957. Т. 17; 1960. Т. 19; Оги­бе­нин Б. Л. Мас­ка в све­те функ­цио­наль­но­го под­хо­да // Сб. ста­тей по вто­рич­ным мо­де­ли­рую­щим сис­те­мам. Тар­ту, 1973.

Вернуться к началу