МА́СКА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́СКА (франц. masque, от итал. máschera), надеваемое на человека изображение иного существа (человека, животного и др.). М. изготавливаются из дерева, коры, глины, гипса, картона, ткани, кожи, металла и др. Чаще всего надевается на голову в виде накладки на лицо (М.-личина) или головного убора, полностью скрывающего голову (М.-шлем; рис., 4, 7) либо водружаемого на темя (М.-наголовник; рис., 5); М. может также скрывать всё тело или его часть. Иногда М. носят в руках участники процессий, выставляют, помещают на постройках или разл. предметах (маскарон); М.-личины могут помещаться на груди и спине. Роль М. может выполнять раскраска или татуировка лица (см. в ст. Косметика). Часто М. приобретают схематизиров. и орнаментализиров. форму (как правило, обязательны изображения глаз, носа, рта; рис., 6, 8); иногда М.-личина образуется за счёт зеркально-симметричного удвоения орнаментального мотива.
Осн. ритуальное назначение М. – преображение человека, на которого она надета, в изображаемое существо (с этим её качеством связано применение М. для маскировки на охоте); см. также Ряжение. Отсюда использование М. в театрализов. представлениях (давших начало маске театральной) и танцах (танцевальная М.). В качестве «ожившего» воплощения божества М. должна внушать страх – с чем связано её апотропеическое (защитное) значение, функция отражения вредоносного магич. влияния. Защитное значение М. отражено в изображении маскаронов на воинских доспехах (панцирях, щитах и др.), а также во включении М. в конструкцию шлемов, преследующем как практич., так и магич. цель. Функция М. закрывать, скрывать человека от зрителей приобретает ведущую роль в переходных обрядах: такое значение имеют погребальная М., а также М., надеваемая на инициируемого (см. Инициация), обычай закрывать лицо невесты и др. Магич. роль М. как воплощения человека переплетается с черепов культом и обычаем моделирования лица на черепе у папуасов, меланезийцев и др. (рис., 3). Древнейшие изображения персонажей в М. известны в наскальной живописи верхнего палеолита (см., напр., илл. к ст. Зооморфизм).
Погребальные маски (П. м.). Обычай закрывать лицо покойного М. был распространён на Ближнем Востоке, в Европе, Центр. Азии, на Дальнем Востоке, в Мезоамерике, Юж. Америке и др. Считается, что в ряде культур П. м. использовалась как средство перехода в «царство мёртвых». К древнейшим (не позднее сер. 7-го тыс. до н. э.) П. м. относят черепа с глиняной или гипсовой моделировкой частей лица, инкрустацией глаз мор. раковинами, имитацией волос битумом и т. д. в слоях «докерамического» неолита Иерихона. Схожие традиции (П. м. в виде глиняной массы, накладывавшейся на предварительно очищенный от мягких тканей череп) известны в среднем бронзовом веке вост.-европ. степей – в ингульской катакомбной культуре. На могильнике Звейниеки II (территория совр. Латвии; ок. 3450–3150 до н. э.) найдены погребения с янтарём в глазницах и глиняными масками на лицах. В Юж. Сибири для поздней тагарской культуры типична моделировка очищенного черепа глиной, поверх которой накладывались М.; позднее, в таштыкской культуре, использовались раскрашенные П. м. из гипсовидного материала, иногда имеющие вид скульптурных изображений. Присутствие в могиле М., даже не закрывающей лицо, могло обозначать особый статус покойного (напр., деревянная М. в погребении шаманки на могильнике Эквен древнеберингоморской культуры). Широко распространены П. м. из драгоценных материалов: от средиземноморских традиций [в эгейской культуре, напр., «маска Агамемнона» в Микенах (рис., 1), у этрусков, в Древнем Риме, на Боспоре, напр., «могила с маской» в Пантикапее] до Центр. Азии (напр., Шамси, см. в ст. Киргизия, Историч. очерк) и Дальнего Востока (Ханьские императорские некрополи, Ляоские некрополи и др.). Особую роль П. м. играли в культах Египта Древнего в связи с представлениями о Ка (внешнем образе-индивидуальности, существующем и помимо человека, если есть его изображение), эта традиция была продолжена в файюмских портретах. Погребальный ритуал с маской подробно описан др.-рим. авторами: умершего римлянина с надетой на него маской в сопровождении актёров в масках (imagines) его предков выставляли на форуме во время произнесения похвального слова. П. м. могла не помещаться в могилу, а составлять часть надгробного памятника, храниться в алтарях и т. п.