ГОЛОВНЫ́Е УБО́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОЛОВНЫ́Е УБО́РЫ, одна из важнейших частей традиц. одежды, выполняющая, наряду с практической, декоративную, магич. (гл. обр. защитную) и символич. функцию, обозначая социальный статус человека, его этнич., религ. и т. п. принадлежность. В широком смысле к Г. у. относятся ритуальные маски, воинские шлемы, парики. Составляют единый комплекс с причёсками, татуировкой, втулками, вставляемыми в уши, носовую перемычку и губы. Среди разнообразных типов Г. у. выделяются парадные (венцы), принимающие, как правило, пышные вычурные формы. Их символич. функцию как обозначение достоинства владельца у мн. народов наследуют мужские шапки (вплоть до мужских Г. у. Нового времени). В противоположность им т. н. полотенчатые Г. у. – кусок ткани, покрывающий или драпирующий голову (часто и всё тело; напр., женские покрывала типа гиматия и паллы в античности, чадры у мусульман), – чаще выражают идею подчинения, зависимости (ср. обычай ношения женщинами хиджаба у мусульман, монашеские Г. у. и т. п.). Соответственно различию семантики Г. у. в одних случаях для выражения почтения, смирения полагается надевать их, а в других – снимать (так, иудеи во время молитвы покрывают голову, в православии – мужчины снимают Г. у., а женщины – надевают). К полотенчатым Г. у. восходят мужские и женские Г. у. типа тюрбана (сложно повязанный вокруг головы кусок ткани), а также особые Г. у., скрывающие волосы, которые у мн. народов Евразии предписывается носить замужним женщинам: обычно это матерчатый чепец или колпак на твёрдой основе, часто сложных форм, с мешочком для волос сзади, носившийся с полотенчатым Г. у. (чухта у народов Кавказа; кокошник, кика, повойник у русских; чепец у народов Зап. Европы, украинцев; убор с намиткой у белорусов и т. п.). Обычай закрывать волосы связан с верой в магич. силу женских волос («простоволосость» приписывалась нечистой силе и ведьмам), часто распространявшийся (вероятно, из-за экзогамии) только на замужних женщин, принадлежавших чужой родственной группе; затем он был переосмыслен как выражение женского целомудрия и подчинённого положения. В противоположность женским девичьи Г. у. в этих культурах оставляли волосы открытыми, имели обычно вид венка или маленькой круглой шапочки, иногда идентичной мужскому Г. у. (венки у народов Европы, тюбетейки и шапочки такыя, такъя, тахя у народов Поволжья и Ср. Азии и т. п.). Как женские, так и девичьи Г. у. сочетались с металлич. украшениями: налобными, височными (напр., т. н. височные кольца у вост. славян), накосниками и т. д.
Начиная с 12–13 вв. в Зап. Европе на форму мужских и женских Г. у. оказывала сильное влияние мода. Но традиц. значение Г. у. как обязательной принадлежности уличного костюма сохранялось в европ. обществе до сер. 20 в. Ныне Г. у. выполняют символич. функцию в некоторых профессиональных и конфессиональных группах, в определённых этикетных ситуациях и т. п.