Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИДЖА́Б

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 44-45

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. О. Бобровников
Фото Herman Yahaya / flickr.com Мусульманка в хиджабе.

ХИДЖА́Б (араб. – за­ве­са), скры­ваю­щая ли­цо и фи­гу­ру оде­ж­да, на­де­вае­мая му­суль­ман­кой при вы­хо­де на ули­цу. Су­ще­ст­ву­ют раз­ные ви­ды Х.: на­кид­ка в ви­де ха­ла­та с лож­ны­ми ру­ка­ва­ми (па­ранд­жа), по­кры­ва­ло (чад­ра), го­лов­ной убор, за­кры­ваю­щий ли­цо (ни­каб) и т. п.; наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил уп­ро­щён­ный ва­ри­ант Х. – плот­но об­ле­гаю­щий го­ло­ву го­лов­ной пла­ток и оде­ж­да, за­кры­ваю­щая ру­ки и шею.

Пер­во­на­чаль­но но­ше­ние Х. бы­ло пред­пи­са­но жё­нам про­ро­ка Му­хам­ме­да. Оно со­дер­жит­ся в Ко­ра­не (33:53, 24:31 и др.). Уже в ран­нем ис­ла­ме Х. был при­знан обя­зат. нор­мой ша­риа­та для всех сво­бод­ных му­суль­ма­нок. Од­на­ко в сель­ской ме­ст­но­сти и у ко­чев­ни­ков-бе­дуи­нов Х. час­то не но­сят. Кон­сер­ва­тив­ные те­че­ния в ис­ла­ме рас­смат­ри­ва­ют Х. как один из не­об­хо­ди­мых эле­мен­тов му­сульм. куль­ту­ры. Де­мон­ст­ра­тив­ный от­каз от но­ше­ния Х. стал од­ним из ло­зун­гов борь­бы за эман­си­па­цию му­суль­ма­нок (впер­вые в Егип­те в 1870-х гг.). В 1925 но­сить Х. бы­ло офи­ци­аль­но за­пре­ще­но в Тур­ции (за­прет снят в 2008), в 1936 – в Ира­не (до 1980). На сов. Вос­то­ке в 1920–30-е гг. ши­ро­ко про­во­ди­лись кам­па­нии по пуб­лич­но­му от­ка­зу от Х.; в Ср. Азии они по­лу­чи­ли назв. «худ­жум» (араб. – на­сту­п­ле­ние). Ны­не Х. обя­за­те­лен в Са­уд. Ара­вии, Аф­га­ни­ста­не, Ира­не и Йе­ме­не. В Турк­ме­нии, Тад­жи­ки­ста­не, Уз­бе­ки­ста­не, Ка­зах­ста­не и Азер­бай­джа­не за­пре­ще­но но­сить Х. в гос. уч­ре­ж­де­ни­ях, шко­лах и ун-тах; в 2004 Х. был за­ко­но­да­тель­но за­пре­щён в об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ни­ях Фран­ции. Ны­не в ря­де не­му­суль­ман­ских стран, в т. ч. в не­ко­то­рых ре­гио­нах РФ, ве­дёт­ся борь­ба за но­ше­ние Х. в гос. уч­ре­ж­де­ни­ях и шко­лах как сим­во­ла ре­лиг. иден­тич­но­сти му­суль­ма­нок.

Вернуться к началу