Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕДУИ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 161-162

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Родионов

БЕДУИ́НЫ (от араб. «ба­да­ви»  жи­тель пус­ты­ни), не­осед­лое на­се­ле­ние араб. стран Азии и Егип­та (Маш­рик) и Сев.-Зап. Аф­ри­ки (Маг­риб). Го­во­рят на диа­лек­тах араб. яз., от­ли­чаю­щих­ся от диа­лек­тов осед­ло­го на­се­ле­ния. К Б. от­но­сят ко­чев­ни­ков пус­ты­ни, раз­во­дя­щих од­но­гор­бых верб­лю­дов-дро­ме­да­ров и жи­ву­щих в шер­стя­ных шат­рах; по­лу­ко­чев­ни­ков и по­лу­осед­лых в сте­пях, до­ли­нах и го­рах, раз­во­дя­щих на­ря­ду с верб­лю­да­ми коз и овец и со­четаю­щих ско­то­вод­ст­во с зем­ле­де­ли­ем; а так­же часть осед­ло­го на­се­ле­ния, со­хра­нив­ше­го па­мять о сво­их пред­ках-ко­чев­ни­ках. Не­смот­ря на вы­со­кий пре­стиж ко­не­вод­ст­ва, оно иг­ра­ло мень­шую роль в хо­зяй­ст­ве, чем верб­лю­до­вод­ст­во. Осн. пи­ща ко­чев­ни­ков  све­жее или ки­слое верб­лю­жье мо­ло­ко, пре­сные ле­пёш­ки, ис­пе­чён­ные на ме­тал­лич. по­лу­сфе­ре, фи­ни­ки. Хлеб, фи­ни­ки, изюм, рис, ко­фе и при­пра­вы по­ку­па­ют у осед­лых. В пу­те­ше­ст­ви­ях по пус­ты­не мо­гут неск. дней пи­тать­ся под­жа­рен­ны­ми зёр­на­ми яч­ме­ня или пше­ни­цы. По­лу­ко­чев­ни­ки едят так­же хлеб­ную ка­шу (айш, букв.  жизнь), мя­со, ко­зье и ове­чье мо­ло­ко, ко­то­рое ква­сят в бур­дю­ках; из не­го сби­ва­ют мас­ло (самн), ко­то­рое хра­нят то­п­лё­ным, де­ла­ют тво­рог, су­шё­ный тво­рог (ку­рут), су­хой сыр (джуб­на).

За­ни­ма­ют­ся так­же со­би­ра­тель­ст­вом (ко­ре­нья, тра­вы и пло­ды, трю­фе­ли, са­ран­ча, улит­ки), охо­той на птиц (пе­ре­пе­ла, ди­кие го­лу­би, дро­фы, страу­сы), га­зе­лей, ка­мен­ных коз­лов, ко­суль, орик­сов (ди­ких ко­ров), онаг­ров (ди­ких ос­лов), вол­ков, лис, ди­ких ко­тов, ги­ен, кро­ли­ков, сур­ков, бар­су­ков, яще­риц-ва­ра­нов и т. д. Для охо­ты при­ме­ня­ют спе­ци­аль­но обу­чен­ных лов­чих птиц, со­бак ара­вий­ской са­лу­кий­ской по­ро­ды, дрес­си­ро­ван­ных пан­тер. С пе­ре­хо­дом от лу­ков со стре­ла­ми и глад­ко­ст­воль­ных ру­жей к на­рез­но­му ог­не­стрель­но­му ору­жию орик­сы, онаг­ры, ко­су­ли и страу­сы бы­ли прак­ти­че­ски унич­то­же­ны. Упо­треб­ля­ют в пи­щу мя­со ежей (игол­ки идут на аму­ле­ты для верб­лю­дов), ди­ко­бра­зов, змей; не­смот­ря на ре­лиг. за­пре­ты – ка­ба­нов. Прак­ти­ку­ют борт­ни­че­ст­во и пче­ло­вод­ст­во, в при­бреж­ных рай­онах – ры­бо­лов­ст­во.

Бедуины.

Хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­ный тип Б. сло­жил­ся у ко­чев­ни­ков ара­вий­ских пус­тынь (см. Ара­ви­тя­не); впер­вые опи­сан в Вет­хом За­ве­те, ан­на­лах ас­си­рий­ских и но­во­ва­ви­лон­ских ца­рей 8–6 вв. до н. э. С рас­про­стра­не­ни­ем луч­но­го верб­люжь­е­го сед­ла в 3 в. н. э. рез­ко воз­рос­ла уп­ра­в­ляе­мость верб­лю­да как вер­хо­во­го жи­вот­но­го, что об­лег­чи­ло на­бе­ги Б. на осед­лых со­се­дей. Б. уча­ст­во­ва­ли в араб­ских за­вое­ва­ни­ях и др. ис­то­рич. со­бы­ти­ях вплоть до ан­ти­ту­рец­ких вос­ста­ний во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны и бо­лее позд­них ан­ти­ко­ло­ни­аль­ных вы­сту­п­ле­ний. Лю­бое ос­лаб­ле­ние центр. вла­сти уси­ли­ва­ет ак­тив­ность бе­ду­ин­ских пле­мён. Пле­ме­на раз­де­ля­ют­ся на пат­ри­ли­ней­ные се­мей­но-родств. груп­пы. Ро­до­сло­вию при­да­ёт­ся чрез­вы­чай­ное зна­че­ние. Во гла­ве пле­ме­ни сто­ят вождь и во­ен. пред­во­ди­тель (му­кад­дам, амид), зна­ток обы­ча­ев, тре­тей­ский су­дья (ха­кам), по­эт, в до­ис­лам­ский пе­ри­од – так­же жрец (кя­хин).

Гл. ме­сто в тра­ди­ци­он­ной уст­ной куль­ту­ре за­ни­ма­ет пе­ние, ча­ще соль­ное, неред­ко со­че­таю­щее­ся с тан­ца­ми. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные ин­ст­ру­мен­ты – смыч­ко­вый од­но­струн­ный ре­баб, разл. мем­бра­но­фо­ны, про­доль­ные флей­ты, пар­ный языч­ко­вый миз­мар. Сре­ди осн. жан­ров – пес­ни по­гон­щи­ков верб­лю­дов (ху­да), тру­до­вые, во­ен­ные; при встре­чах пред­ста­ви­те­лей раз­ных пле­мён ис­пол­ня­ют­ся ко­рот­кие пес­ни (за­миль), вос­хва­ляю­щие своё пле­мя и по­но­ся­щие вра­гов. Рас­про­стра­не­ны тан­цы с ору­жи­ем, ино­гда в со­про­во­ж­де­нии буб­на. Эпос хи­ла­ли (о по­хо­дах в Сев. Аф­ри­ку ара­вий­ско­го пле­ме­ни ба­ну хи­лаль, гл. ге­рой – Абу Зейд аль-Хи­ла­ли) пред­став­ля­ет со­бой ме­ло­дек­ла­ма­ции в со­про­во­ж­де­нии буб­на или ре­ба­ба, ис­пол­няю­щие­ся на за­ка­те. Из­вест­ны жен­ские по­хо­рон­ные пла­чи с тан­цем, ко­лы­бель­ные пес­ни, сва­деб­ные жен­ские пес­ни, со­про­во­ж­даю­щие про­во­ды не­вес­ты из ро­ди­тель­ско­го до­ма. Му­зы­ка Б. и гор. фор­мы араб. муз. куль­ту­ры ис­пы­ты­ва­ют вза­им­ное влия­ние.

Бе­ду­ин­ская куль­ту­ра со­ста­ви­ла ос­но­ву об­ще­араб­ской куль­ту­ры. В сред­ние ве­ка сфор­ми­ро­вал­ся ам­би­ва­лент­ный об­раз Б. – хра­ни­те­ля чис­то­го араб. яз. и тра­диц. цен­но­стей, с од­ной сто­ро­ны, и лу­ка­во­го про­ста­ка – с дру­гой. Про­цесс пе­ре­хо­да Б. к осед­ло­сти со­про­во­ж­да­ет­ся уси­ле­ни­ем их ин­те­ре­са к сво­ему про­шло­му.

Лит.: Штайн Л. В чер­ных шат­рах бе­дуи­нов. М., 1981; Ара­вий­ская ста­ри­на. М., 1983; Jabbur JS. The Bedouins and the desert: aspects of nomadic life in the Arab East. Albany, 1995.

Вернуться к началу