БЕДУИ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕДУИ́НЫ (от араб. «бадави» – житель пустыни), неоседлое население араб. стран Азии и Египта (Машрик) и Сев.-Зап. Африки (Магриб). Говорят на диалектах араб. яз., отличающихся от диалектов оседлого населения. К Б. относят кочевников пустыни, разводящих одногорбых верблюдов-дромедаров и живущих в шерстяных шатрах; полукочевников и полуоседлых в степях, долинах и горах, разводящих наряду с верблюдами коз и овец и сочетающих скотоводство с земледелием; а также часть оседлого населения, сохранившего память о своих предках-кочевниках. Несмотря на высокий престиж коневодства, оно играло меньшую роль в хозяйстве, чем верблюдоводство. Осн. пища кочевников – свежее или кислое верблюжье молоко, пресные лепёшки, испечённые на металлич. полусфере, финики. Хлеб, финики, изюм, рис, кофе и приправы покупают у оседлых. В путешествиях по пустыне могут неск. дней питаться поджаренными зёрнами ячменя или пшеницы. Полукочевники едят также хлебную кашу (айш, букв. – жизнь), мясо, козье и овечье молоко, которое квасят в бурдюках; из него сбивают масло (самн), которое хранят топлёным, делают творог, сушёный творог (курут), сухой сыр (джубна).
Занимаются также собирательством (коренья, травы и плоды, трюфели, саранча, улитки), охотой на птиц (перепела, дикие голуби, дрофы, страусы), газелей, каменных козлов, косуль, ориксов (диких коров), онагров (диких ослов), волков, лис, диких котов, гиен, кроликов, сурков, барсуков, ящериц-варанов и т. д. Для охоты применяют специально обученных ловчих птиц, собак аравийской салукийской породы, дрессированных пантер. С переходом от луков со стрелами и гладкоствольных ружей к нарезному огнестрельному оружию ориксы, онагры, косули и страусы были практически уничтожены. Употребляют в пищу мясо ежей (иголки идут на амулеты для верблюдов), дикобразов, змей; несмотря на религ. запреты – кабанов. Практикуют бортничество и пчеловодство, в прибрежных районах – рыболовство.
Хозяйственно-культурный тип Б. сложился у кочевников аравийских пустынь (см. Аравитяне); впервые описан в Ветхом Завете, анналах ассирийских и нововавилонских царей 8–6 вв. до н. э. С распространением лучного верблюжьего седла в 3 в. н. э. резко возросла управляемость верблюда как верхового животного, что облегчило набеги Б. на оседлых соседей. Б. участвовали в арабских завоеваниях и др. историч. событиях вплоть до антитурецких восстаний во время 1-й мировой войны и более поздних антиколониальных выступлений. Любое ослабление центр. власти усиливает активность бедуинских племён. Племена разделяются на патрилинейные семейно-родств. группы. Родословию придаётся чрезвычайное значение. Во главе племени стоят вождь и воен. предводитель (мукаддам, амид), знаток обычаев, третейский судья (хакам), поэт, в доисламский период – также жрец (кяхин).
Гл. место в традиционной устной культуре занимает пение, чаще сольное, нередко сочетающееся с танцами. Наиболее распространённые инструменты – смычковый однострунный ребаб, разл. мембранофоны, продольные флейты, парный язычковый мизмар. Среди осн. жанров – песни погонщиков верблюдов (худа), трудовые, военные; при встречах представителей разных племён исполняются короткие песни (замиль), восхваляющие своё племя и поносящие врагов. Распространены танцы с оружием, иногда в сопровождении бубна. Эпос хилали (о походах в Сев. Африку аравийского племени бану хилаль, гл. герой – Абу Зейд аль-Хилали) представляет собой мелодекламации в сопровождении бубна или ребаба, исполняющиеся на закате. Известны женские похоронные плачи с танцем, колыбельные песни, свадебные женские песни, сопровождающие проводы невесты из родительского дома. Музыка Б. и гор. формы араб. муз. культуры испытывают взаимное влияние.
Бедуинская культура составила основу общеарабской культуры. В средние века сформировался амбивалентный образ Б. – хранителя чистого араб. яз. и традиц. ценностей, с одной стороны, и лукавого простака – с другой. Процесс перехода Б. к оседлости сопровождается усилением их интереса к своему прошлому.