Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́СКА ТЕАТРА́ЛЬНАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 271-272

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шестакова
Маски античного театра: 1 – трагическая маска; 2 – маска гетеры; 3 – маска крестьянина.

МА́СКА ТЕАТРА́ЛЬНАЯ, спе­ци­аль­ная на­клад­ка, на­де­вае­мая на ли­цо или го­ло­ву ак­тё­ра. Пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми яв­ля­ют­ся ри­ту­аль­ные мас­ки. При­ме­не­ние ма­сок в те­ат­ре Древ­ней Гре­ции вос­хо­дит к мис­те­ри­аль­ной прак­ти­ке дио­ни­сий­ских куль­тов, где мас­ка бы­ла не­пре­мен­ным ат­ри­бу­том ие­ро­фан­та – вер­хов­но­го жре­ца, изо­бра­жав­ше­го бо­же­ст­во. Го­ра­ций в «Нау­ке по­эзии» на­зы­ва­ет изо­бре­та­те­лем М. т. Эс­хи­ла. На­ря­ду с куль­то­вы­ми ис­то­ка­ми ис­поль­зо­ва­ние мас­ки в ан­тич­ном те­ат­ре бы­ло обу­слов­ле­но зна­чит. раз­ме­ра­ми те­ат­раль­но­го зда­ния: по­кры­вав­шая не толь­ко ли­цо, но и го­ло­ву, она уве­ли­чи­ва­ла рост ак­тё­ра и ук­руп­ня­ла чер­ты ли­ца, при­да­вая им ти­пи­зи­ров. и ги­пер­бо­ли­зи­ров. вы­ра­же­ние; для уси­ле­ния го­ло­са ак­тё­ра мас­ку ос­на­ща­ли ме­тал­лич. ре­зо­на­то­ра­ми. В те­ат­ре Древ­ней Гре­ции раз­ли­ча­ли тра­гич. мас­ки, вы­ра­жав­шие тре­во­гу, ужас, стра­да­ние, скорбь и т. п., об­ла­дав­шие уд­ли­нён­ны­ми про­пор­ция­ми (не­ред­ко снаб­жён­ные он­ко­сом – вы­сту­пом на­до лбом) и имев­шие ве­ли­ча­вый вид, по­до­баю­щий бо­гам, ца­рям и ге­ро­ям; ко­мич. мас­ки, изо­бра­жав­шие со­ци­аль­но-бы­то­вые ти­пы (го­ро­жан, кре­сть­ян, куп­цов, ра­бов, ге­тер, па­ра­си­тов, ста­ри­ков и ста­рух, мо­ло­дых лю­дей и т. п.) или ре­аль­ных ис­то­рич. лиц (об­ла­дав­шие порт­рет­ным сход­ст­вом мас­ки древ­не­ат­тич. ко­ме­дии) и имев­шие ка­ри­ка­тур­ный вид. По­ми­мо это­го су­ще­ст­во­ва­ли мас­ки зве­ри­ные и зоо­морф­ные, а так­же мас­ки са­ти­ров (см. Са­ти­ро­вская дра­ма). Об­лик М. т. со вре­менем транс­фор­ми­ро­вал­ся: за­стыв­шее, от­ре­шён­ное от эмо­ций вы­ра­же­ние ар­хаи­че­ской М. т. в клас­сич. эпо­ху сме­ни­лось ис­сту­п­лён­ным вы­ра­же­ни­ем стра­сти, в эпо­ху эл­ли­низ­ма об­ла­го­ро­жен­ным и суб­ли­ми­ро­ван­ным со­об­раз­но но­во­му эс­те­тич. идеа­лу.

Ак­тё­ры рим. те­ат­ра, не имев­ше­го не­по­средств. свя­зи с ре­лиг. куль­том, дол­гое вре­мя об­хо­ди­лись без ма­сок. Пер­во­на­чаль­но М. т. при­ме­ня­лись толь­ко в ател­ла­не. Вве­де­ние ма­сок в ши­ро­кий те­ат­раль­ный оби­ход в рим. те­ат­ре 1 в. свя­зы­ва­ют с име­нем ко­мич. ак­тё­ра Квин­та Рос­ция. Ко­ми­че­ские мас­ки рим. те­ат­ра от­ли­ча­ет ут­ри­ро­ван­ная вы­ра­зи­тель­ность; тра­ги­че­ские – осо­бое «по­ющее» вы­ра­же­ние. Мас­ки ак­тё­ров пан­то­ми­ма (соль­но­го дра­ма­тич. тан­ца) от­ли­ча­лись за­кры­тым ртом. Рим­ская М. т. имп. эпо­хи до­пус­ка­ла эле­мент ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции: так, по сви­де­тель­ст­ву Све­то­ния Транк­вил­ла, мас­ки бо­гов и ге­ро­ев, пред­на­зна­чен­ные для тра­ге­дий с уча­сти­ем охот­но под­ви­зав­ше­го­ся на те­ат­ре Не­ро­на, об­ла­да­ли порт­рет­ным сход­ст­вом с им­пе­ра­то­ром и его ок­ру­же­ни­ем. Ан­тич­ные М. т. из­го­тав­ли­ва­лись из де­ре­ва или по­лот­на, ко­то­рое на­тя­ги­ва­ли на кар­кас, по­кры­ва­ли гип­сом и рас­кра­ши­ва­ли. По хо­ду дей­ст­вия ак­тёр мог ме­нять неск. ма­сок в свя­зи с пе­ре­хо­дом к изо­бра­же­нию др. пер­со­на­жа или из­ме­не­ни­ем ду­шев­но­го со­стоя­ния сво­его ге­роя.

В ср.-век. пред­став­ле­ни­ях при­ме­не­ние М. т. но­си­ло спо­ра­дич. ха­рак­тер. Как пра­ви­ло, в мас­ках вы­сту­па­ли ал­ле­го­рич. (напр., Фор­ту­на) и от­ри­ца­тель­ные пер­со­на­жи: так, в мис­те­рии мас­ка бы­ла ат­ри­бу­том дья­во­ла и его при­спеш­ни­ков – чер­тей и бе­сов. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния мас­ка ста­ла по­пу­ляр­ным иг­ро­вым эле­мен­том ко­ме­дии по­ло­же­ний (см. Ко­ме­дия), в сю­же­тах ко­то­рой боль­шую роль иг­рал мо­тив пе­ре­оде­ва­ния с це­лью не быть уз­нан­ным. Во 2-й пол. 16 – сер. 18 вв. М. т. пе­ре­жи­ва­ла рас­цвет в рам­ках ко­ме­дии дель ар­те, воз­ник­шей в сре­де ве­не­ци­ан­ско­го кар­на­ва­ла, ко­то­рый на­де­лил со­ци­аль­но-бы­то­вые ти­пы нар. ко­ме­дии ин­фер­наль­ны­ми и гро­те­ско­вы­ми чер­та­ми. В ко­ме­дии дель ар­те за ка­ж­дым пер­со­на­жем бы­ла за­кре­п­ле­на оп­ре­де­лён­ная мас­ка, со вре­ме­нем став­шая обо­зна­че­ни­ем са­мо­го пер­со­на­жа; мас­ки из­го­тав­ли­ва­ли из ко­жи. В 20 в. ре­жис­сё­ры не­ред­ко при­бе­га­ли к мас­ке ко­ме­дии дель ар­те в ка­че­ст­ве сво­его ро­да ци­та­ты: В. Э. Мей­ер­хольд, Е. Б. Вах­тан­гов, Н. Н. Ев­реи­нов, Д. Фо, Э. Де Фи­лип­по, А. Мнуш­ки­на, Дж. Стре­лер и др.

Маски японского театра но: 1 – маска девушки; 2 – маска мужчины. 18 в.

В япон. те­ат­ре но объ­ём­ные, вы­ре­зан­ные из де­ре­ва мас­ки изо­бра­жа­ют че­ло­ве­че­ское ли­цо, с при­су­щей ему ес­теств. вы­ра­зи­тель­но­стью, за­стыв­шее в ти­пи­зи­ров. вы­ра­же­нии осн. эмо­ции пер­со­на­жа. Иск-во ак­тё­ра за­клю­ча­ет­ся в со­че­та­нии не­под­виж­ной мас­ки и сдер­жан­ной пла­сти­ки с эмоц. на­пря­жён­но­стью и ин­тен­сив­но­стью рит­ма иг­ры. Та­ким об­ра­зом дос­ти­га­ет­ся эф­фект ва­риа­бель­но­сти вы­ра­же­ния ли­ца (т. н. по­лу­вы­ра­же­ния), что по­зво­ля­ет ак­тё­ру пе­ре­да­вать тон­чай­шие ню­ан­сы ду­шев­но­го со­стоя­ния его пер­со­на­жа. Как пра­ви­ло, в мас­ке вы­сту­па­ет толь­ко один, ве­ду­щий в дан­ной сце­не ак­тёр, а так­же ис­пол­ни­те­ли жен­ских ро­лей; ли­ца ос­таль­ных уча­ст­ни­ков дей­ст­вия, вклю­чая на­хо­дя­щих­ся на сце­не му­зы­кан­тов, по­кры­ва­ет мас­ко­об­раз­ный грим. Мас­ко­об­раз­ный грим при­меня­ет­ся так­же в Пе­кин­ской опе­ре (см. Цзинцзюй), япон. те­ат­ре ка­бу­ки, инд. те­ат­ре кат­ха­ка­ли и др. те­ат­раль­ных тра­ди­ци­ях Вос­то­ка. Пред­став­ле­ние о те­ат­ре как о ря­же­нии спо­соб­ст­во­ва­ло ут­вер­жде­нию мас­ки в ка­че­ст­ве уни­вер­саль­ной эмб­ле­мы сце­нич. иск-ва (ат­ри­бут Мель­по­ме­ны в греч. ми­фо­ло­гии).

Лит.: Ав­де­ев А. Д. Мас­ка и ее роль в про­цес­се воз­ник­но­ве­ния те­ат­ра. М., 1964; Коз­лин­ский В. И., Фре­зе Э. П. Ху­дож­ник и те­атр. М., 1975; Ям­поль­ский М. Б. Де­мон и ла­би­ринт: (Диа­грам­мы, де­фор­ма­ции, ми­ме­сис). М., 1996; Бе­рез­кин В. И. Ис­кус­ст­во сце­но­гра­фии ми­ро­во­го те­ат­ра. От ис­то­ков до се­реди­ны XX в. М., 1997; Мас­ка и мас­ка­рад в рус­ской куль­ту­ре XVIII–XX вв.: М., 2000; Баш­ляр Г. Мас­ка // Баш­ляр Г. Из­бран­ное: По­э­ти­ка грё­зы. М., 2009.

Вернуться к началу