МА́СКА ТЕАТРА́ЛЬНАЯ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́СКА ТЕАТРА́ЛЬНАЯ, специальная накладка, надеваемая на лицо или голову актёра. Предшественниками являются ритуальные маски. Применение масок в театре Древней Греции восходит к мистериальной практике дионисийских культов, где маска была непременным атрибутом иерофанта – верховного жреца, изображавшего божество. Гораций в «Науке поэзии» называет изобретателем М. т. Эсхила. Наряду с культовыми истоками использование маски в античном театре было обусловлено значит. размерами театрального здания: покрывавшая не только лицо, но и голову, она увеличивала рост актёра и укрупняла черты лица, придавая им типизиров. и гиперболизиров. выражение; для усиления голоса актёра маску оснащали металлич. резонаторами. В театре Древней Греции различали трагич. маски, выражавшие тревогу, ужас, страдание, скорбь и т. п., обладавшие удлинёнными пропорциями (нередко снабжённые онкосом – выступом надо лбом) и имевшие величавый вид, подобающий богам, царям и героям; комич. маски, изображавшие социально-бытовые типы (горожан, крестьян, купцов, рабов, гетер, параситов, стариков и старух, молодых людей и т. п.) или реальных историч. лиц (обладавшие портретным сходством маски древнеаттич. комедии) и имевшие карикатурный вид. Помимо этого существовали маски звериные и зооморфные, а также маски сатиров (см. Сатировская драма). Облик М. т. со временем трансформировался: застывшее, отрешённое от эмоций выражение архаической М. т. в классич. эпоху сменилось исступлённым выражением страсти, в эпоху эллинизма облагороженным и сублимированным сообразно новому эстетич. идеалу.
Актёры рим. театра, не имевшего непосредств. связи с религ. культом, долгое время обходились без масок. Первоначально М. т. применялись только в ателлане. Введение масок в широкий театральный обиход в рим. театре 1 в. связывают с именем комич. актёра Квинта Росция. Комические маски рим. театра отличает утрированная выразительность; трагические – особое «поющее» выражение. Маски актёров пантомима (сольного драматич. танца) отличались закрытым ртом. Римская М. т. имп. эпохи допускала элемент индивидуализации: так, по свидетельству Светония Транквилла, маски богов и героев, предназначенные для трагедий с участием охотно подвизавшегося на театре Нерона, обладали портретным сходством с императором и его окружением. Античные М. т. изготавливались из дерева или полотна, которое натягивали на каркас, покрывали гипсом и раскрашивали. По ходу действия актёр мог менять неск. масок в связи с переходом к изображению др. персонажа или изменением душевного состояния своего героя.
В ср.-век. представлениях применение М. т. носило спорадич. характер. Как правило, в масках выступали аллегорич. (напр., Фортуна) и отрицательные персонажи: так, в мистерии маска была атрибутом дьявола и его приспешников – чертей и бесов. В эпоху Возрождения маска стала популярным игровым элементом комедии положений (см. Комедия), в сюжетах которой большую роль играл мотив переодевания с целью не быть узнанным. Во 2-й пол. 16 – сер. 18 вв. М. т. переживала расцвет в рамках комедии дель арте, возникшей в среде венецианского карнавала, который наделил социально-бытовые типы нар. комедии инфернальными и гротесковыми чертами. В комедии дель арте за каждым персонажем была закреплена определённая маска, со временем ставшая обозначением самого персонажа; маски изготавливали из кожи. В 20 в. режиссёры нередко прибегали к маске комедии дель арте в качестве своего рода цитаты: В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, Н. Н. Евреинов, Д. Фо, Э. Де Филиппо, А. Мнушкина, Дж. Стрелер и др.
В япон. театре но объёмные, вырезанные из дерева маски изображают человеческое лицо, с присущей ему естеств. выразительностью, застывшее в типизиров. выражении осн. эмоции персонажа. Иск-во актёра заключается в сочетании неподвижной маски и сдержанной пластики с эмоц. напряжённостью и интенсивностью ритма игры. Таким образом достигается эффект вариабельности выражения лица (т. н. полувыражения), что позволяет актёру передавать тончайшие нюансы душевного состояния его персонажа. Как правило, в маске выступает только один, ведущий в данной сцене актёр, а также исполнители женских ролей; лица остальных участников действия, включая находящихся на сцене музыкантов, покрывает маскообразный грим. Маскообразный грим применяется также в Пекинской опере (см. Цзинцзюй), япон. театре кабуки, инд. театре катхакали и др. театральных традициях Востока. Представление о театре как о ряжении способствовало утверждению маски в качестве универсальной эмблемы сценич. иск-ва (атрибут Мельпомены в греч. мифологии).