Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО ДАРИО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 446

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФО (Fo) Да­рио (26.3.1926, Санд­жа­но – 13.10.2016, Ми­лан), итал. дра­ма­тург, ре­жис­сёр. Сын ра­бо­че­го-со­циа­ли­ста. В Ми­ла­не с 1940 обу­чал­ся жи­во­пи­си в Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств Бре­ра, в 1945 по­сту­пил на ф-т ар­хи­тек­ту­ры По­ли­тех­нич. ин-та (не окон­чил). Пер­вые со­чи­не­ния для те­ат­ра – фар­сы «Паль­цем в глаз» (1953), «Свя­зать здо­ро­вых» (1954) – за­пре­ще­ны цен­зу­рой. В 1959 вме­сте со сво­ей же­ной Ф. Ра­ме ор­га­ни­зо­вал в Ми­ла­не труп­пу «Фо – Ра­ме» (са­ти­рич. ко­ме­дии «Ар­хан­ге­лы не иг­ра­ют во флип­пер», 1959; «Иза­бел­ла, три ка­ра­вел­лы и бол­тун», 1963). Один из ве­ду­щих дея­те­лей по­ли­тич. те­ат­ра в Ита­лии кон. 1960-х гг., в 1968 при под­держ­ке итал. ком­па­нии ос­но­вал те­атр «Но­вая сце­на» (в 1969 на­пи­сал для не­го ко­ме­дии «Ра­бо­чий зна­ет 300 слов, а хо­зя­ин 1000. По­это­му он хо­зя­ин» и «Мис­те­рия-буфф»). В сво­их пье­сах и по­ста­нов­ках раз­ви­вал тра­ди­цию ко­ме­дии дель ар­те. При­дер­жи­ва­ясь ле­вых взгля­дов, вы­смеи­вал не толь­ко бур­жуа­зию, но и по­ли­ти­ку ком­пар­тии, из-за че­го в 1970 вме­сте с же­ной по­ки­нул «Но­вую сце­ну», ос­но­вав труп­пу «Ла Ко­му­не» (од­на из са­мых по­пу­ляр­ных ко­ме­дий – «Слу­чай­ная смерть анар­хи­ста», 1971). Сре­ди др. пьес: «Тра­ге­дия Аль­до Мо­ро» (1979), «Не мо­жешь пла­тить – не пла­ти» (1981), «Обыч­ный день» (1986), «Дву­гла­вый Пре­мьер» (2003). Вы­сту­пал как ки­но­сце­на­рист (в т. ч. «Италь­ян­ский су­ве­нир», 1957; «Пу­те­ше­ст­вие в Эль­до­ра­до», 2002; «Я, Уль­ри­ке, кри­чу», 2015), а так­же как ак­тёр и ху­дож­ник. Ра­бо­тал на ра­дио и ТВ. Но­бе­лев­ская пр. (1997).

Лит.: Binni L. D. Fo. Firenze, 1977; Puppa P. Il teatro di D. Fo: dalla scena alla piazza. Venezia, 1978; Mitchell T. D. Fo: people’s court jester. 2nd ed. L.; N. Y., 1986; Скор­ня­ко­ва М. Те­атр но­бе­лев­ско­го лау­реа­та // Со­вре­мен­ная дра­ма­тур­гия. 1998. № 2; Behan T. D. Fo: re­volutionary theatre. L., 2000; D. Fo: stage, text, and tradition / Ed. by J. Farrell, A. Scuderi. Carbondale, 2000; Farrell J. D. Fo and Franca Rame: harlequins of the revolution. L., 2001.

Вернуться к началу