ВАХТА́НГОВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАХТА́НГОВ Евгений Багратионович [1(13).2.1883, Владикавказ – 29.5.1922, Москва], рос. режиссёр, актёр, педагог. С 1903 учился сначала на естественном, затем на юридич. ф-те Моск. ун-та, где в 1906 организовал студенч. драматич. кружок. В 1909 поступил в моск. школу драмы А. И. Адашева, где преподавал Л. А. Сулержицкий, оказавший существенное влияние на формирование творч. личности В. С 1911 сотрудник МХТ. Стал помощником К. С. Станиславского в разработке и проверке нового актёрского метода (см. Станиславского система). Вёл эксперим. занятия с группой молодёжи, составившей ядро 1-й Студии МХТ (см. Студии Московского Художественного театра). В. разделял и осуществлял в своей педагогич. и режиссёрской деятельности в Студии эстетич. и этич. программу её директора Сулержицкого. Цель служения иск-ву – нравств. самосовершенствование; студийный коллектив – община единомышленников; актёрская игра – полная правда переживаний; спектакль – проповедь добра и красоты. Эффект внезапного преображения, контраст между злом и неким искомым идеалом любви и благоденствия стали важными конструктивными приёмами режиссуры В.: «Праздник мира» Г. Гауптмана (1913), «Потоп» Г. Бергера (1915), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918) и др. Сыграл Текльтона («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу). Среди молодёжных коллективов, где в 1912–22 преподавал В. (Курсы драмы С. В. Халютиной, евр. студия «Габима», 2-я Студия МХТ, студия А. О. Гунста, студия Ф. И. Шаляпина, Арм. студия и др.), особое место принадлежало Студенч. драматич. студии («Мансуровской»; с 1917 Моск. драматич. студия под рук. В., с 1920 3-я Студия МХАТ, с 1926 Московский театр имени Евг. Вахтангова), где в 1914 он поставил пьесу Б. К. Зайцева «Усадьба Ланиных». Вместе с послереволюционными спектаклями В. Э. Мейерхольда постановки В. знаменовали начало нового этапа развития отеч. режиссуры. Сохраняя общие законы иск-ва переживания и органику актёрского существования в образе, в поисках нового сценич. языка В. отказался от поэтики интимно-психологич. и бытового театра, провозгласив отказ от натурализма, мобилизуя средства открытого и эффективного театрального воздействия. Стремясь разрушить «четвёртую стену» – рампу, отделяющую мир сцены от зала, и установить прямую связь между актёром и зрителем, В. выдвинул требования «сценизма» (ритм, пластичность, чёткость театрального общения), праздничности, яркости, смелой театральной условности, расширения области бытового и психологич. правдоподобия на сцене. Особое значение приобрёл для В. гротеск. Среди постановок: «Свадьба» А. П. Чехова (1920), «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (1921, оба – в 3-й Студии МХАТ), «Эрик XIV» А. Стриндберга (1921, 1-я Студия МХТ). В «Гадибуке» С. Ан-ского (1922, студия «Габима») В. сумел создать поэму торжествующей любви, найти и претворить в общем постановочном решении, сценографии, композиции массовых сцен, пластич. лепке фигур, «чеканке» жеста новые возможности, вошедшие в арсенал мировой режиссуры 20 в. Гармоничность человеческой и творч. натуры В. в полной мере воплотилась в «Принцессе Турандот» К. Гоцци (1922, 3-я Студия МХАТ). Спектакль был задуман как эксперимент в области актёрской техники: студийцы должны были одновременно играть самих себя, артистов итал. комедии масок, разыгрывающих сказку Гоцци, и, наконец, самих персонажей. Спектакль строился и репетировался импровизационно, включал репризы на темы дня, интермедии-пантомимы «цанни» (слуг просцениума), сознательные иронич. «выходы из роли» и разрушение сценич. иллюзии при условии максимальной актёрской искренности и правды переживания. Значительно превзойдя первонач. задание, он стал классич. постановкой нового театра и символом эпохи. Среди учеников В. – Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов, Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский и др.